Моргунова Л.М. — директор НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ», аудитор-эколог — член Ассоциации Экологов аудиторов с 2005 года(г.Липецк): «Легко ли быть экологом?»

Моргунова Л.М. — директор НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ», аудитор-эколог — член Ассоциации Экологов аудиторов с 2005 года(г.Липецк): «Легко ли быть экологом?»

 «…человечество усердно перерабатывает природу в мусор». /Американский филолог Мейсон Кули/

Как живется и работается немногочисленной (к сожалению) армии профессиональных экологов и тем, кто отвечает за решение экологических задач на различных уровнях? Эту «зеленую армию» можно разбить на  несколько групп специалистов, решающих, как и должно быть, одну задачу – обеспечение благоприятной окружающей среды. Это: государственные и муниципальные служащие, специалисты экологических служб предприятий и организаций, специалисты профильных (проектных, научно-исследовательских, образовательных и т.п.) организаций, общественные экологически-ориентированные структуры.

В то же время, как говорится, «об экологии в настоящее время не говорит только ленивый». Но, мало кто из этих «говорящих» понимает то, что в современный период развития именно экологическая образованность, уровень культуры, не причесанная различными ведомствами информация о состоянии среды обитания, являются основой эффективной экологической политики, причем, как на обывательском уровне (семейная экология), так и на производствах, и, тем более, при исполнении возложенных на государственные экологические службы обязанностей.

Можно в каждый киоск, в каждое село и ферму ввести единицу эколога (т.е. формально возложить на работника обязанности по исполнению природоохранного законодательства) но смысл? Если данный работник и понятия не имеет об экологии, природопользовании, о той ответственности и нагрузке, которая на него возлагается, о тех правах, которые имеют хозяйствующие субъекты?

            Реальная ситуация с уровнем экологической просвещенности, образованности, правдивой информированности на уровнях «обыватель — специалист – руководитель», показывает, что научиться экологии, разобраться в требованиях становится все труднее.

            В  существующем  экологическом законодательстве, подзаконных актах и нормативных документах в сфере охраны окружающей среды (особенно после проведенной в стране «регуляторной гильотины») заблудиться нетрудно даже бывалому. А юристов-экологов, имеющих возможность сопоставить порой несопоставимые, противоречащие друг другу документы, регламентирующие данную сферу деятельности, на всю страну единицы. Вот так и живем, как можем, вольно, «под себя» трактуя несовершенное законодательство, легко давя при этом на бизнес.

            К примеру, закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, «работающий» около 20 лет и требующий постоянной модернизации и адаптации к реальной ситуации, становится все более запутанным и непрозрачным. Примерно также усложняются и другие законодательные акты в области экологии. И, если изначально не знать, что природные законы могут быть мудрыми, четкими и полезными, и что они действительно могут работать на улучшение экологической составляющей нашей жизни (к примеру, документы, по которым работали  в 90-х годах), а не работать на бумаготворчество и бессмысленную «дутую» отчетность, то желание опустить  руки, разочароваться и, в конце концов, пустить на самотек решение экологических вопросов, становиться все более заманчивым… Т.е. нерадивый чиновник провоцирует  бизнес на штрафы (что впрямую противоречит экологической безопасности!) и гордится растущим их числом  в пространстве и времени! Пользуясь возможностью вольной трактовки законов и подзаконных актов, порой «кошмарит бизнес», создает условия для возникновения конфликта интересов, коррупции, монополизации (когда, к примеру, процветает семейственность «госслужба-бизнес», откаты  за поставку клиентов, создание при госструктурах различных бюджетных учреждений, занимающихся бизнесом и т.д.). От незнания, боязни перед госконтролем, администраторами предприятия идут туда не по собственной инициативе («загоняются»).

      Таким образом, пусть трудно разобраться, но знать свои права, осуществляя экологическую политику, право на благоприятную окружающую среду, на обеспечение экологической безопасности, как в быту, так и на производствах,  и, конечно,  свои обязанности (!),  жизненно необходимо. Этому нужно учиться! Мы все живем в едином экологическом пространстве, которое требует улучшения и это улучшение зависит от уровня экологического сознания, уровня базового образования и грамотности  каждого – от домохозяйки до президента. Крайне мало уделяется вопросам охраны природы в дошкольных и школьных учреждениях, даже высшее  образование по специальности экология, дает мало представлений о реальных экологических проблемах и задачах, которые нужно решать. Об этом говорят факты общения со школьниками, студентами, специалистами предприятий. Крайне важна роль практики – реальной работы на производствах в период обучения в ВУЗе – именно здесь можно узнать и попробовать себя в роли эколога-практика. И не дадут мне слукавить  представители предприятий различного профиля, прошедшие специальную экологическую подготовку на специализированных курсах по экологии, если я скажу о том, что по окончанию курсов человек  меняется, становится экологически ориентированным, появляется стремление и дальше совершенствоваться,  самообразовываться, реально заниматься обеспечением экологической безопасности  как для семьи, так и на рабочем месте. Это подтверждают результаты собеседований и анкеты, заполняемые слушателями по окончанию обучения, дальнейшее профессиональное общение с этими людьми (ниже приведены обобщенные результаты опросов в виде диаграмм). Несомненно,  внедрить эффективно работающую экологическую политику на предприятиях сложно, но реально, если знать основы работы, знать путь, как это осуществить. Не сомневайтесь, вас этому научат, надо только  уделить время и внимание экологии каждому уважающему себя специалисту, руководителю, чиновнику.



Необходимость обучения в сфере экологии обусловлена требованиями ст.73 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,  ст.11,13,15, 76 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафов в соответствии со ст 8.1 , 8.2 КоАП РФ И спасибо этим статьям Законов и КоАП – они понуждают к обучению, дают основания и обязывают руководителей предприятий заниматься экологической подготовкой.

Невозможно проводить какую либо природоохранную работу на предприятии не владея основами знаний по экологии производств. Современные требования свидетельствую о том, что эколог предприятия среднего звена должен вести около 30 видов экологической документации, в том числе разрешительной, отчитываться раз в квартал и готовить сложную годовую экологическую отчетность больше чем по 10 направлениям в несколько ведомств. Сложившаяся практика говорит о том, что, к сожалению, все еще существует практика заниматься экологией по остаточному принципу и «вешать» эти проблемы на предприятиях в нагрузку инженерам   ОТ и ТБ, энергетикам, бухгалтерам и др.  и без того загруженных производственными делами и отчетностью специалистов. Самый оптимальный и правильный вариант иметь экологическую службу или специалиста-эколога в штате, который регулярно должен повышать свою квалификацию. Как вариант – иметь договор на экологическое абонентское обслуживание со специализированой организацией. Но обученные специалисты на предприятиях однозначно (что подкреплено законодательно) должны быть.

            Цель экологического образования и просвещения значительно шире только профессиональной подготовки: осознанно, с детства  и на протяжении жизни учить и учиться  ценить услуги природы, связанные с эстетическими, этическими, моральными, культурными, историческими аспектами. Это своего рода «духовные» экологические услуги. Зеленые экосистемы имеют реальные пределы, они ранимы, и мы, со своим потребительским безграмотным отношением, не вписываемся уже в эти пределы. Земля реагирует на наш вандализм: землетрясения, цунами,  смерчи, погодные аномалии, экологически обусловленные заболевания, техногенные катастрофы – это ответ Природы людям и сигнал «Остановись!».

            Из практики общения с  участниками образовательных мероприятий, подтверждена   актуальность и значимость  экологического образования на современном этапе развития общества, необходимость понуждения  населения, руководителей различного уровня к экологически знаниям. Как происходит и будет  происходить распространение «зеленых» стандартов нашей жизни – зависит, прежде всего, от самого человека уровня его культуры, грамотности, просвещенности, воспитания и желания изменить, прежде всего, себя — «позеленеть». Для достижения общей цели — создание благоприятной для жизни окружающей среды  будущего специалиста необходимо растить с детства: необходимо внедрять экологические стандарты образования в школах, развивать и давать «зеленый свет» негосударственным образовательным системам различных уровней. Экология должна стать модной и естественной потребностью каждого человека, не зависимо от его социального статуса, занимаемой должности. Так будет приумножаться социальный капитал, а  природный капитал будет приумножаться адекватно уровню экологической образованности. Но нужно быть готовыми к тому, что экологом быть непросто и очень ответственно будет всегда, при этом нужно иметь соответствующий склад характера, стремление к  профессиональным знаниям и самообразованию – «держать руку на пульсе»! Путь от экологической культуры в семье до эффективной экологической политики на предприятии – только через всеобщий ликбез.

Если в целом сделать краткий обзор экологической ситуации на настоящее время, можно смело сказать, что  Мейсон Кули прав: «человечество усердно перерабатывает природу в мусор».  Перерабатываем, причем бездумно и безответственно.  В этой проблеме не надо «изобретать велосипед», а воспользоваться опытом, например, Японии, Норвегии: 80-90 % образующихся отходов используются с производством различных изделий, экономя при этом естественные природные ресурсы, к которым относятся исключительно бережно, и не только потому, на этой территории их мало. Высочайший уровень экологической культуры, образованности, просвещенности о важности сохранения качества среды обитания, правильного образа жизни, питания… Отсюда  уровень и продолжительность жизни. И что важно: функционирование системы управления отходами, поддержка бизнеса, занимающего природоохранной деятельностью осуществляется государством, муниципалитетами. Причем, если взять мусороперерабатываюший завод в Японии, то 80-90% занимают природоохранные системы и сооружения. А создающаяся у нас уже несколько лет система региональных операторов похожа на бизнес-дележь, без эффективной экологичной подосновы, которую должно создать и наладить государство на основе НДТ по обращению с различными отходами и профессионализма кадров. Затем научить бизнес экологической ответственности и постепенно вовлекать в данную деятельность профессионалов. А сейчас в области элементарный вопрос не можем эффективно решить с таким сверхтоксичным элементом как отработанные бытовые элементы питания (батарейки): экологическое сообщество, дети, неравнодушные граждане, активисты в результате социально-экологической акции уже собрали более 5 тонн отработанных батареек, а ответственная исполнительная власть не хочет заниматься их цивилизованной утилизацией – просто заложить средства для отправки партии на спецпредприятие для переработки. Что говорить о большем в работе с отходами? Так  что, на бумаге можно  написать красиво и завлекательно, но пока экологические правила не будут в голове у каждого (от ребенка,  дворника до президента) как таблица умножения и их соблюдение будет «территорией Закона» (как  правила дорожного движения, к примеру), не видать нам экоулучшений и позитивных сдвигов. Экопросвещение для всех и правдивая информация о состоянии среды обитания  – начало улучшений.

Странное, мягко говоря, и отношение к водным ресурсам: мы принимаем проекты по очистке Волги, других рек, Байкалу, морям и тп, начинаем их реализовывать, а первопричину экологических бедствий – игнорируем. Причина: согласование и пуск в эксплуатацию объектов без четких, продуманных решений по «отходному хвосту» и широком понимании этой фразы (выбросы, сбросы, промышленные и бытовые отходы). Неканализованный частный сектор городов, строим поселки без централизованной канализации (но у каждого двора – скважина! И выгребная яма!), запускаем фермы КРС, свинарники, птицефабрики без современных средств утилизации навоза, помета, органики, падежа и тд. Ядовитая жижа (в осенне-зимний период  снег со льдом и нефте-маслосождержащимися загрязнениями) с дорог сваливается рядом с рекой. Незамедлительно необходимо строить снегоплавильные приемные пункты с очисткой снежной массы! Таким образом, движемся (приблизились вплотную!) к экологической катастрофе по состоянию питьевых водоносных горизонтов, водоемов. Настало время, когда можно открыто говорить, что это преступление – игнорирование природоохранной составляющей (равно как финансирование по остаточному принципу) при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации любого объекта.

Липецкая область названа в числе  15 территорий особого экологического внимания. Об этом уже не раз говорили и представители общественности и руководители областных и федеральных природоохранных структур. Техногенно-антропогенная нагрузка  на экосферу территории Липецкой области растет (а мы не в изоляции от соседей и загрязнения распространяются трансгранично!) Особое экологическое внимание, как я понимаю, не угрозы, штрафы, экстремизм, а четкая, целенаправленная работа в направлении переворота мировоззрения власти, руководителей, ответственных специалистов в сторону экологии, а значит качества жизни и здоровья. Экологические правонарушения сейчас нельзя скрыть, можно пренебречь, закрыть глаза при проверках, просто игнорировать ради сиюминутной выгоды. Но смысл? Законы природы таковы: исчезнет пчела – исчезнет человек, исчезнет одуванчик – исчезнут птицы…и далее по цепочке. Причина – наше грубое вмешательство на правах «властелина мира».  Применение беспилотников, ужесточение наказаний, практически круглосуточный эконадзор, понуждение к знаниям, внедрению современных технологий, автоматизированный контроль – это малая часть мер (внимания!) к территориям особого экологического внимания.

Город  Липецк вообще экологически необустроен: жилые кварталы в плюшевых мишках и парковках на газонах, центр и прибрежная зона – в торговых комплексах, автосервисах  и автостоянках, микрорайоны  и междомовые проезды – парковки. Зеленых зон катастрофически не хватает. Исключение может составить  м-н Университетский, где стремление экологически обустроить район – очевидно, и через несколько лет можно будет (надеюсь) увидеть «город-парк». А о зонах рекреации судите сами – результаты субботников говорят красноречиво: растущие из года в год тонны мусора, захламление, загрязнение водоемов. Это, думаю, не только из-за бескультурья, и хамства, а из-за не обустроенности этих излюбленных населением мест: «прежде чем асфальтировать дорожку, надо посмотреть, где ее протопчут» — понятно о чем?

Нам надо перенимать опыт и учиться, например, у Белгорода, Москвы, тех мест, где мы отдыхаем заграницей. Чем области похвастаться? Да, у нас самый маленький в мире заповедник «Галичья Гора», у нас Мещерка с 225 видами сиреней, у нас фестивали клубничный, яблоневый, квасной, у нас реки Дон, Воронеж, Красивая Меча, б. Сосна, у нас Силикатные озера и старинные города Задонск и Елец. Но у нас и ОЭЗ ФУ с более 30 предприятиями, 10 ОЭЗ РУ со свиноводческими и птицеводческими комплексами,  НЛМК, наконец! Чтобы гармонизировать это соседство, избежать социальных протестов, надо быть всем супер экологически ответственными, честными и образованными. И не надо ждать по любому поводу вмешательства Президента. Это уже крайности.

Следует отметить, что волонтерство становится естественной частью жизни практически каждого:  без работы волонтеров трудно представить проведение Олимпиады-2014 в Сочи, акции «Бессмертный полк», осуществление многочисленных добрых дел, начиная с «зеленых субботников» и заботы о бездомных животных,  помощи пожилым людям (Серебряное Добровольчество), поиска пропавших людей и тд.  При этом большинству волонтеров достаточно просто «спасибо!» за участие в общественно полезных, добрых делах. В рамках ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА при «Ассоциации «ЭкоАудит Палата Липецкой области» работает добровольческое обьединение    общественных организаций «ЭкоСовет»,  который занимается выявление точек (зон) экологического неблагополучия в регионе, очисткой и озеленением территорий, обработкой обращений населения через «ЭКОПОЧТУ», экологическим просвещением населения через открытые экологические уроки в образовательных учреждениях,  СМИ. Значимыми проектами, реализуемыми в рамках программы ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА  являются эколого-просветительские издания «ЭкоАзбука для эколят» и «Экодоктор для ребят и взрослых», которые получили признание МИНПРИРОДЫ РФ и размещены на официальном сайте ведомства для общего доступа и изучения. Также с 2013г активно развивается Социально-экологический проект «Большой вред от маленькой батарейки», который начат в 2013г. Становиться все больше активистов, добровольно, осознанно собирающих отработанные бытовые элементы питания,  уже появились подпроекты дошкольников  «Сдай батарейку — спаси ежика!». Природоохранная акция позволяет предотвратить огромный  ущерб окружающей среде и избавить природу от загрязнений токсичными веществами,  образующихся от разложения бытовых батареек. Таким образом, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО – это часть общего дела, от всего сердца, просто так приносить пользу и добро,  создавая по крупицам благоприятную среду обитания и развивая экологическую культуру бытия.  И руководители любого  региона должны понимать важность ресурса волонтерства и добровольчества в развитии гражданского общества и реализации   социально-значимых мероприятий. Добровольчество не должно быть заорганизованным, добровольно-принудительным, показушным, Добрые дела по указке – это ближе к имитационному менеджменту.

При этом, необходимо использовать любые площадки, аудитории, возможности, волонтерство, все свои знания, опыт, время, вплоть до понуждения  к экологическим знаниям,  как населения, так и специалистов предприятий. Для этого есть желание, штат профессионалов и условия. Предлагаю ввести экзамен в школах, а на предприятиях – обязательные вводный и периодический инструктажи по экологической безопасности.

Нам надо преодолеть самый главный миф «На мой век – хватит, а после меня – хоть потоп!» Не хватит, уже не хватает: мы берем от  Природы в разы больше, чем требуется, мы делаем окружающую нас среду, мир НЕЗДОРОВЫМИ и сами такими становимся – больным поколением, задыхающимся от собственных отходов из-за отсутствия знаний и культуры потребления. И не миф уже, что войны все чаще будут случаться не по политическим мотивам, а за природные ресурсы: чистую воду, землю, недра, леса…Давайте все жить реальностью и не гадить природе и себе дальше, усугубляя ситуацию, каждый: в семье, на даче, заводе, на рабочем месте, не зависимо от статуса и богатства. Тогда и День эколога 5 июня будет главным праздником каждого. Так что, вешать медали на грудь  пока неуместно – не за что!

Публикуется с разрешения автора статьи