ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

2012г. Законопроект «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об экологическом аудите,
экологической аудиторской деятельности и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Статья 1. Экологическая аудиторская деятельность

1. Экологическая аудиторская деятельность — деятельность по проведению экологического аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами, являющимися членами саморегулируемой организации экологического аудита.
2. Для целей настоящего Федерального закона под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности, не связанная с оценкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренной Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
3. Субъектами экологической аудиторской деятельности являются:
1) экологические аудиторские организации – коммерческие организации, осуществляющие экологическую аудиторскую деятельность;
2) индивидуальные экологические аудиторы – индивидуальные предпринимателями, осуществляющие экологическую аудиторскую деятельность;
3) экологические аудиторы – физические лица, осуществляющие экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального экологического аудитора или работников экологической аудиторской организации на основании трудового договора с ней.
4. Экологическая аудиторская деятельность не подменяет государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, связанной с осуществлением негативного воздействия на окружающую среду, использованием природных ресурсов.
6. Экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы наряду с услугами по проведению экологического аудита могут оказывать прочие связанные с экологической аудиторской деятельностью услуги, включая:
1) проверку правильности расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду;
2) анализ и консультирование по вопросам:
осуществления деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду;
составления отчетности о негативном воздействии на окружающую среду;
планирования, осуществления и оценки результатов природоохранной деятельности и мероприятий;
организации и проведения производственного экологического контроля, составления отчетов о его результатах;
использования, внедрения наилучших существующих технологий и снижения негативного воздействия;
3) определение размера вреда окружающей среде;
4) консультации по правовым вопросам, связанным с экологической аудиторской деятельностью, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в органах государственной власти и местного самоуправления;
5) экологическую сертификацию;
6) аудиторскую деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
7) оценочную деятельность.

Статья 2. Правовое регулирование в области организации и осуществления экологического аудита и экологической аудиторской деятельности

1. Деятельность по организации и осуществлению экологического аудита и экологической аудиторской деятельности регулируется настоящим Федеральным законом, законодательством об охране окружающей среды, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
2. К отношениям, связанным с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций экологических аудиторов, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией экологического аудита, контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией экологических аудитотов мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций экологических аудиторов, применяется Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Проведение экологического аудита и оформление его результатов

1. Экологический аудит проводится в обязательном и добровольном порядке.
2. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
1) осуществления предпринимательской деятельности по использованию отходов производства и потребления;
2) установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
3) установления временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
4) подтверждения выполнения планов снижения выбросов и (или) сбросов (мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов);
5) разработки, реализации проекта восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде;
6) выполнения мероприятий специальных экологических программ, в том числе работ по реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
7) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
3. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности.
4. Экологический аудит не может осуществляться:
1) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами;
2) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3) экологическими аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти экологические аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой экологической аудиторской организацией учредителей (участников);
4) экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению экологического аудита, услуги по подготовке документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду;
5) экологическими аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями и иными должностными лицами, несущими ответственность за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
6) экологическими аудиторами, состоящими в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
5. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения экологическим аудиторским организациям, индивидуальным экологическим аудиторам за проведение экологического аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания экологических аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате экологического аудита.
6. Результат проведения экологического аудита оформляется заключением экологического аудита, которое является официальным документом, содержащим мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора о соблюдении субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, достоверности его отчетности о негативном воздействии на окружающую среду, а также рекомендации по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Требование к форме, содержанию, порядку подписания заключения экологического аудита устанавливаются федеральными стандартами (правилами) экологической аудиторской деятельности.
7. Заключение экологического аудита представляется экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания экологических аудиторских услуг.
8. Заведомо ложное заключение экологического аудита – заключение, составленное без проведения экологического аудита или составленное по результатам экологического аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных экологической аудиторской организации, индивидуальному экологическому аудитору и рассмотренных в ходе экологического аудита. Заведомо ложным заключение экологического аудита признается по решению суда.

Статья 4. Стандарты (правила) экологической аудиторской деятельности, контроль качества экологической аудиторской деятельности

1. Стандарты (правила) экологической аудиторской деятельности определяют единые требования к порядку осуществления экологической аудиторской деятельности, оценке и контролю ее качества.
2. Федеральные стандарты (правила) экологической аудиторской деятельности являются обязательными для экологических аудиторов, экологических аудиторских организаций и саморегулируемых организаций экологических аудиторов.
Федеральные стандарты (правила) экологической аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Стандарты (правила) экологической аудиторской деятельности саморегулируемых организаций экологических аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные требования к федеральным стандартам экологической аудиторской деятельности, а также требования к порядку осуществления и оформлению результатов внешнего контроля качества экологической аудиторской деятельности.
Стандарты (правила) экологической аудиторской деятельности саморегулируемых организаций экологических аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам (правилам) экологической аудиторской деятельности.
Стандарты (правила) экологической аудиторской деятельности саморегулируемых организаций экологических аудиторов являются обязательными для являющихся ее членами экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций.
4. Правила внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности утверждаются экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами.
Правила внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности не могут противоречить федеральным стандартам (правилам) экологической аудиторской деятельности и стандартам (правилам) экологической аудиторской деятельности саморегулируемой организации экологического аудита, членом которой является утвердившие правила внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности экологическими аудиторскими организациями, индивидуальные экологические аудиторы.
Экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы обязаны в соответствии с утвержденными ими правилами обеспечивать внутренний контроль качества своей экологической аудиторской деятельности.
5. Внешний контроль качества экологической аудиторской деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов в отношении своих членов осуществляют саморегулируемые организации экологических аудиторов.

Статья 5. Саморегулируемая организация экологических аудиторов

1. Саморегулируемой организацией экологических аудиторов признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов.
2. Статус саморегулируемой организации экологических аудиторов приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов.
3. Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов является выполнение ею следующих требований:
1) объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем ста экологических аудиторов и (или) экологических аудиторских организаций, отвечающих установленным статьей 6 настоящего Федерального закона требованиям;
2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества экологической аудиторской деятельности членов саморегулируемой организации экологических аудиторов;
3) наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона;
4) наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений.
4. Работники саморегулируемой организации экологических аудиторов не вправе осуществлять деятельность по проведению экологического аудита.
5. Саморегулируемая организация экологических аудиторов обязана своевременно принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов между саморегулируемой организацией экологических аудиторов и ее членами, а также по своевременному урегулированию такого конфликта.
6. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации экологических аудиторов, осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях.
7. Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации экологических аудиторов, не может быть реорганизована.

Статья 6. Требования к членам саморегулируемой организации экологических аудиторов

1. Требованиями к членству в саморегулируемой организации экологических аудиторов для экологических аудиторских организаций являются:
1) наличие у организации не менее трех экологических аудиторов, являющихся работниками этой организации на основании трудовых договоров;
2) наличие и соблюдение внутренних правил контроля качества экологической аудиторской деятельности;
3) уплата взносов в саморегулируемую организацию экологических аудиторов в установленных такой организацией размерах и порядке;
4) уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации экологических аудиторов.
2. Требованиями к членству в саморегулируемой организации экологических аудиторов для экологических аудиторов являются:
1) наличие квалификационного аттестата экологического аудитора;
2) наличие и соблюдение внутренних правил контроля качества экологической аудиторской деятельности — для индивидуального экологического аудитора;
3) уплата взносов в саморегулируемую организацию экологических аудиторов в установленных такой организацией размерах и порядке;
4) уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации экологических аудиторов.
3. Экологическая аудиторская организация, экологический аудитор могут являться членом только одной саморегулируемой организации экологических аудиторов.
4. Экологическая аудиторская организация, экологический аудитор обязаны:
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, сделанных ими по результатам проведения экологического аудита;
не разглашать результаты экологического аудита, иную полученную ими в связи с проведением экологического аудита информацию, без согласия на то лиц, хозяйственная и иная деятельность которых является предметом экологического аудита;
соблюдать иные условия договора об оказании услуг в области экологического аудита и требования действующего законодательства.

Статья 7. Квалификационный аттестат экологического аудитора

1. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается саморегулируемой организацией экологических аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее — претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением экологической аудиторской деятельности либо с осуществлением природоохранной деятельности не менее трех лет.
2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена, порядок проведения которого, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией.
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее профессиональное образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями экологических аудиторов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;
2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;
3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией экологических аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора прошло более одного года.
7. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Порядок выдачи квалификационного аттестата экологического аудитора и его форма утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Экологический аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией экологических аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией экологических аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
9. Квалификационный аттестат экологического аудитора может быть аннулирован саморегулируемой организацией экологических аудиторов, членом которой является экологический аудитор, а в отношении квалификационного аттестата экологического аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации экологических аудиторов, — саморегулируемой организацией экологических аудиторов, выдавшей этот квалификационный аттестат экологического аудитора, в случаях:
1) получения квалификационного аттестата экологического аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата экологического аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным пунктом 2 части 1, части 3 настоящей статьи.
2) несоблюдения экологическим аудитором требований части 4 статьи 3, статье 4, 6 настоящего Федерального закона;
3) систематического нарушения экологическим аудитором при осуществлении экологической аудиторской деятельности требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов экологической аудиторской деятельности;
4) подписания экологическим аудитором заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
5) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься экологической аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
6) неучастия экологического аудитора в осуществлении экологической аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций экологических аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций экологических аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях экологических аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы экологических аудиторских организаций, экологических аудиторов;
б) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа экологических аудиторских организаций;
7) несоблюдения экологическим аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, когда саморегулируемая организация экологических аудиторов признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);
8  уклонения экологического аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
10. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора и об аннулировании квалификационного аттестата экологического аудитора может быть оспорено в суде.

Статья 8. Прием в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов

1. В члены саморегулируемой организации экологических аудиторов могут быть приняты физическое и юридическое лицо, соответствующие требованиям, установленным статьей 6 настоящего Федерального закона.
2. Для приема в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов физическое или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию экологических аудиторов следующие документы:
1) заявление о приеме в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов;
2) копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица);
3) документы, подтверждающие соответствие физического или юридического лица требованиям установленным статьей 6 настоящего Федерального закона.
3. Истребование у физического или юридического лица наряду с документами, указанными в части 2 настоящей статьи, иных документов для приема в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов, не допускается.
4. В срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация экологических аудиторов осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме физического или юридического лица в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов и о выдаче ему свидетельства или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому лицу.
5. Основаниями для отказа в приеме физического или юридического лица в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов являются:
1) несоответствие требованиям, установленным статьей 6 настоящего Федерального закона;
2) непредставление в полном объеме документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
6. Лицу, принятому в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов, выдается свидетельство о членстве в саморегулируемой организации экологических аудиторов в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации экологических аудиторов.
8. Решения саморегулируемой организации экологических аудиторов о приеме в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов, об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов, ее бездействие при приеме в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 9. Имущественная ответственность при осуществлении экологического аудита

В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации экологических аудиторов за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу физических или юридических лиц, заключивших договор на проведение экологического аудита, третьим лицам, а также окружающей среде, саморегулируемая организация экологических аудиторов обязана:
заключать договор обязательного страхования ответственности за вред, причиненный в результате составления недостоверного заключения при осуществлении экологического аудита экологической аудиторской организацией или индивидуальным экологическим аудитором – членом данной саморегулируемой организации экологических аудиторов, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей;
формировать компенсационный фонд саморегулируемой организации экологических аудиторов, в который каждым членом саморегулируемой организации экологических аудиторов должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Статья 10. Договор обязательного страхования ответственности при осуществлении экологического аудита

1. Субъектами договора обязательного страхования ответственности при осуществлении экологического аудита (далее – договор обязательного страхования ответственности) являются:
страховые организации (страховщики), которые вправе осуществлять обязательное страхование ответственности при осуществлении экологического аудита в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
саморегулируемые организации экологических аудиторов (страхователи), осуществляющие страхование ответственности экологических аудиторских организацией и индивидуальных экологических аудиторов, являющихся членами такой саморегулируемой организации экологических аудиторов;
экологические аудиторские организации и индивидуальные экологические аудиторы, являющиеся членами саморегулируемых организаций экологических аудиторов (застрахованные), чья ответственность застрахована по договору обязательного страхования ответственности.
2. Объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности являются имущественные интересы, связанные с риском наступления ответственности экологического аудитора по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических или юридических лиц, заключивших договор на осуществление экологического аудита, третьим лицам, а также окружающей среде.
3. Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения вреда в результате составления недостоверного заключения экологического аудита, а также нарушения стандартов (правил) экологической аудиторской деятельности.
4. В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере реального вреда, причиненного физическим или юридическим лицам, заключившим договор на проведение экологического аудита, третьим лицам, а также окружающей среде, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.
5. Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения вреда, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.
6. Страховой тариф по договору обязательного страхования ответственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления экологического аудита экологической аудиторской организацией или индивидуальным экологическим аудитором, количества предыдущих страховых случаев и иных, влияющих на степень риска причинения вреда, обстоятельств.
7. Договор обязательного страхования ответственности может предусматривать уплату саморегулируемой организацией экологических аудиторов страховой премии в рассрочку и сроки уплаты страховых взносов.
Датой уплаты страховой премии (страхового взноса) считается день уплаты страховой премии (страхового взноса) наличными деньгами страховщику или день перечисления страховой премии (страхового взноса) на расчетный счет страховщика.
8. Договор обязательного страхования ответственности вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Контроль за осуществлением обязательного страхования ответственности проводится уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 11. Компенсационный фонд саморегулируемой организации экологических аудиторов

1. Компенсационным фондом саморегулируемой организации экологических аудиторов (далее — компенсационный фонд) является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации экологических аудиторов на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.
Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации экологических аудиторов от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к саморегулируемой организации экологических аудиторов.
2. Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.
3. Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации экологических аудиторов, в случае если для возмещения вреда, причиненного в результате составления недостоверного заключения при осуществлении экологического аудита экологической аудиторской организацией (индивидуальным экологическим аудитором) являющейся  членом данной саморегулируемой организации экологических аудиторов, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности.
Требование о возмещении вреда за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации экологических аудиторов, членом которой является или являлся экологический аудитор на момент причинения вреда.
4. Не допускается осуществление выплат за счет компенсационного фонда (в том числе возврат членам саморегулируемой организации экологических аудиторов их взносов), за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации экологических аудиторов вреда, причиненного физическим или юридическим лицам, заключившим договор на проведение экологического аудита, третьим лицам, а также окружающей среде.
На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации экологических аудиторов, а также по обязательствам членов саморегулируемой организации экологических аудиторов, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением регулируемого ею вида деятельности.
5. Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям физических или юридических лиц, заключивших договор на проведение экологического аудита либо третьих лиц по одному страховому случаю не может превышать шестисот тысяч рублей.

Статья 12 Ведение реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций

1. Реестр экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций — систематизированный перечень экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, контрольный экземпляр которого включается в свод реестров экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций.
2. Ведение реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций осуществляется саморегулируемыми организациями экологических аудиторов в отношении своих членов.
Ведение контрольного экземпляра реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок ведения реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Сведения, содержащиеся в реестре экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, являются открытыми и общедоступными. Указанные сведения представляются саморегулируемой организацией экологических аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса.
5. Сведения о члене саморегулируемой организации экологических аудиторов должны быть внесены саморегулируемой организацией экологических аудиторов в реестр экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о приеме в члены саморегулируемой организации экологических аудиторов.
6. Саморегулируемая организация экологических аудиторов не вправе:
1) выдвигать какие-либо требования или условия при внесении в реестр экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций сведений о лице, принятом которого в члены этой саморегулируемой организации экологических аудиторов;
2) взимать плату за внесение сведений в реестр экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций.
7. Экологическая аудиторская организация, экологический аудитор обязаны в письменной форме уведомлять саморегулируемую организацию экологических аудиторов, членами которой они являются, обо всех изменениях содержащихся в реестре экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций сведений в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения таких изменений.
8. Сведения о прекращении членства экологической аудиторской организации, экологического аудитора в саморегулируемой организации экологических аудиторов должны быть внесены в реестр экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства.
9. Саморегулируемая организация экологических аудиторов обязана в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем внесения сведений об экологической аудиторской организации, экологическом аудиторе в реестр экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, а также со дня, следующего за днем внесения изменений в содержащиеся в реестре экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций сведения об экологической аудиторской организации, экологическом аудиторе, передавать соответствующую информацию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для внесения в контрольный экземпляр реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, а также раскрывать такую информацию.
10. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанной в части 9 настоящей статьи информации, вносит соответствующие сведения или изменения в сведения в контрольный экземпляр реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций.
11. Саморегулируемая организация экологических аудиторов ведет реестр экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций в отношении своих членов, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, начиная со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 13 Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций экологических аудиторов

1. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций экологических аудиторов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.
2. Для внесения сведений о некоммерческой организации, соответствующей установленным статьей 5 настоящего Федерального закона требованиям, в государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов некоммерческая организация подает в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявление, а также представляет следующие документы:
1) копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
2) копию устава некоммерческой организации;
3) перечень членов некоммерческой организации — физических лиц, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемой организации экологических аудиторов;
4) перечень членов некоммерческой организации — коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемой организации экологических аудиторов;
5) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов — юридических лиц;
6) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
7) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих наличие компенсационного фонда, создание которого предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение 40 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанных в части 2 настоящей статьи документов, рассматривает и проверяет сведения о некоммерческой организации.
Не позднее пяти рабочих дней после дня окончания рассмотрения и проверки документов, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит сведения о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов или принимает решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов.
4. Основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов является:
1) несоответствие некоммерческой организации требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
2) представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
3) непредставление предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов;
4) представление некоммерческой организацией документов, содержащих недостоверную информацию;
5) исключение из государственного реестра саморегулируемых организаций экологических аудиторов по основаниям, предусмотренным пунктами 3 — 6 части 5 настоящей статьи, при условии, что с момента исключения прошло менее одного года.
5. Основанием для исключения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций экологических аудиторов является:
1) заявление саморегулируемой организации экологических аудиторов об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций экологических аудиторов;
2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных некоммерческой организацией в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
4) отказ саморегулируемой организации экологических аудиторов от участия в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
5) неоднократное невыполнение саморегулируемой организацией экологических аудиторов в течение одного календарного года требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о ведении реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, в том числе требования о передаче соответствующей информации в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный органом исполнительной власти для ведения контрольного экземпляра такого реестра;
6) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций экологических аудиторов.

Статья 14. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций экологических аудиторов

1.Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций экологических аудиторов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации экологических аудиторов проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации экологических аудиторов принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией экологических аудиторов либо ее членами настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации экологических аудиторов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией экологических аудиторов, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.
О своем решении, принятом на основании материалов проведения проверки, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти извещает саморегулируемую организацию экологических аудиторов в письменной форме в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
3. В случае выявления нарушения требований, установленных частью 4 статьи 3, частью 3 статьи 5, статьей 9 настоящего Федерального закона уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации экологических аудиторов из единого государственного реестра саморегулируемых организаций экологических аудиторов.
В случае выявления иных нарушений уполномоченный Правительством Российской Федерации уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет в саморегулируемую организацию экологических аудиторов предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений.
4.Предписание уполномоченного федерального органа об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией экологических аудиторов в арбитражный суд.

Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст. 3616, № 45, ст. 5142; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596, № 48, ст. 6732) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. Отношения, связанные с осуществлением деятельности в области организации и проведения экологического аудита, регулируются настоящим федеральным законом, Федеральным законом «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами.»;
2) в пункте 3 статьи 4 слово «использованию,» исключить;
3) в абзаце восьмом статьи 5 слово «использованию,» исключить;
4) в наименовании и по тексту статьи 9 слово «использованию,» исключить;
5) дополнить статьей 9.1 следующего содержания:

«Статья 9.1 Обязательный экологический аудит предпринимательской деятельности по использованию отходов

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по использованию отходов, обязаны проводить экологический аудит в течение шести месяцев после начала осуществления такой деятельности и далее не реже одного раза в три года.
2. Копия заключения экологического аудита предпринимательской деятельности по использованию отходов, план мероприятий по устранению нарушений требований в области охраны окружающей среды, выявленных при  проведении экологического аудита, подлежат направлению индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим деятельность по использованию отходов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора, в течение одного месяца со дня утверждения заключения экологического аудита.
Отчеты о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом мероприятий по устранению нарушений требований в области охраны окружающей среды, выявленных при  проведении экологического аудита, подлежат направлению индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим деятельность по использованию отходов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора, в течение 10 календарных дней по истечении срока выполнения каждого мероприятия, предусмотренного планом.»;
6) пункт 4 статьи 18 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае, если субъектом хозяйственной или иной деятельности, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический надзор, на разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение получено заключение экологического аудита, подтверждающее их соответствие требованиям в области охраны окружающей среды, утверждение таких нормативов осуществляется в упрощенном порядке, исключающим проверку их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды органами государственной власти.».

Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»

Внести в Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, 21, № 52, ст. 6450; 2011, № 30, ст. 4590, 4596, № 48, ст. 6732) следующие изменения:
1) в статье 12:
абзац второй пункта 4 дополнить словами «, на который получено заключение экологического аудита, подтверждающее возможность достижения предельно допустимых выбросов в результате реализации плана в предусмотренные им сроки.»;
пункт 7 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«В случае, если субъектом хозяйственной или иной деятельности, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический надзор, на разработанные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ получено заключение экологического аудита, подтверждающее их соответствие требованиям в области охраны окружающей среды, утверждение таких нормативов осуществляется в упрощенном порядке, исключающим проверку их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды органами государственной власти.».
2) дополнить статьей 28.1 следующего содержания:

«Статья 28.1 Меры экономического стимулирования снижения негативного воздействия на атмосферный воздух, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

1. Порядок применения на территории Российской Федерации предусмотренных международными договорами Российской Федерации мер экономического стимулирования снижения негативного воздействия на атмосферный воздух (в том числе, в целях предотвращения изменения климата и озонового слоя Земли), и реализации на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации проектов, предусматривающих применение мер экономического стимулирования в целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух (в том числе, в целях предотвращения изменения климата и озонового слоя Земли), определяются нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, актом о ратификации Российской Федерацией такого международного договора, принятым в соответствии с законодательством о международных договорах Российской Федерации, или федеральным законом.
2. Реализация на территории Российской Федерации проектов, предусматривающих применение предусмотренных международными договорами Российской Федерации мер экономического стимулирования снижения негативного воздействия на атмосферный воздух (в том числе, в целях предотвращения изменения климата и озонового слоя Земли), подтверждается посредством получения реализующими такие проекты субъектами хозяйственной и иной деятельности заключения экологического аудита о реализации проекта, если получение такого заключения не противоречит международному договору Российской Федерации или акту о ратификации Российской Федерацией международного договора, принятому в соответствии с законодательством о международных договорах Российской Федерации.».

Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»

Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 10 июля 2001 года № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2947; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 48, ст. 6732) дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«Выполнение мероприятия специальной экологической программы, в том числе работ по реабилитации радиационно загрязненных участков территории, подтверждаются заключением экологического аудита, которое исполнитель такого мероприятия (работ) обязан представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти не позднее, чем через 3 месяца срока завершения мероприятия (окончания работ), установленного специальной экологической программой.
Заключение экологического аудита о выполнении мероприятия специальной экологической программы, в том числе работы по реабилитации радиационно загрязненных участков территории, размещается на официальном сайте в сети Интернет федерального органа исполнительной власти, в которой оно представлено.».

Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить новым абзацем тридцать четвертым следующего содержания:
«экологическая аудиторская деятельность – деятельность по проведению экологического аудита, осуществляемая экологическими аудиторами и (или) экологическими аудиторскими организациями, являющимися членами саморегулируемой организации экологической аудиторской деятельности;»;
2) в статье 23:
а) пункт 1 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«В случае, если субъектом хозяйственной или иной деятельности, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический надзор, на разработанные нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов получено заключение экологического аудита, подтверждающее их соответствие требованиям в области охраны окружающей среды, установление таких нормативов осуществляется в упрощенном порядке, исключающим проверку их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды органами государственной власти.»;
б) в пункте 3:
абзац второй дополнить словами «, на которые получено заключение экологического аудита, подтверждающее возможность достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в результате реализации планов в предусмотренные ими сроки»;
дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Субъекты хозяйственной и иной деятельности, которым установлены лимиты на выбросы и (или) сбросы загрязняющих веществ обязаны ежегодно представлять в орган, установивший соответствующие лимиты, отчет о выполнении мероприятий плана снижения выбросов и сбросов за прошедший календарный год и заключение экологического аудита о его достоверности.».
3) статью 65 дополнить новым пунктом 9 следующего содержания:
«9. В случае, если субъектом хозяйственной или иной деятельности, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический надзор представлено в уполномоченный на его осуществление орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение экологического аудита, свидетельствующее о соответствии его деятельности природоохранным требованиям, плановые проверки в отношении такого субъекта хозяйственной или иной деятельности могут быть проведены не ранее, чем через три года с момента утверждения заключения экологического аудита.
В случае, если субъектом хозяйственной или иной деятельности, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический надзор, представлено в уполномоченный на его осуществление орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение экологического аудита, свидетельствующее об отсутствии угрозы причинения существенного вреда окружающей среде в результате его деятельности и план мероприятий по устранению нарушений природоохранный требований, выявленных при проведении экологического аудита, плановые проверки в отношении такого субъекта хозяйственной или иной деятельности могут быть проведены не ранее, чем через три года с момента утверждения заключения экологического аудита при условии  предоставления таким субъектом хозяйственной и иной деятельности в  уполномоченный на осуществление регионального экологического надзора орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчетов о выполнении плана мероприятий по устранению нарушений природоохранных требований в течение 10 календарных дней по истечении срока выполнения каждого предусмотренного им мероприятия.».
4) в части 2 статьи 78:
а) дополнить словами: «, на который ответчиком получено заключение экологического аудита, подтверждающее возможность восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате реализации проекта в предусмотренные им сроки»;
б) дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«Факт выполнения проекта восстановительных работ подтверждается заключением экологического аудита, которое ответчик обязан представить в орган, уполномоченный на осуществление регионального экологического надзора не позднее трех месяцев предусмотренного проектом срока окончания восстановительных работ.
Заключение экологического аудита о выполнении проекта восстановительных работ размещается на официальном сайте в сети Интернет органа регионального экологического надзора, в которой оно представлено, в течение 5 рабочих дней со дня его получения.».

Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В пункте 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; № 30, ст. 4590, № 43, ст. 5971, № 48, 6728) слово «использование,» исключить.

Статья 20. Заключительные положения

1. До 1 января 2014 года:
1) экологические аудиторские организации, индивидуальные  экологические аудиторы обязаны выполнить установленные настоящим Федеральным законом требования к членству в саморегулируемых организациях экологических аудиторов, кроме того, экологические аудиторские организации должны также привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона;
2) индивидуальные экологические аудиторы, не выполнившие становленное настоящим Федеральным законом требование к членству в саморегулируемых организациях экологических аудиторов, вправе участвовать в экологические аудиторской деятельности (осуществлять экологические аудиторскую деятельность);
3) профессиональные экологические аудиторские объединения, приведшие учредительные документы в соответствие с установленными настоящим Федеральным законом требованиями к саморегулируемым организациям экологических аудиторов, имеют право подать в установленном порядке в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган заявление о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций экологических аудиторов.
2. Со дня вступления в силу статьи 7 настоящего Федерального закона экологические аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты экологических аудиторов, выданные до этого дня, вправе:
1) до 1 января 2014 года участвовать в экологической аудиторской деятельности (осуществлять экологическую аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата экологического аудитора;
2) до 1 января 2014 года сдавать квалификационный экзамен, предусмотренный настоящим Федеральным законом, в упрощенном порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в отношении указанных лиц не применяется установленное пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона требование.
3. Реестр индивидуальных экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций подлежит опубликованию саморегулируемыми организациями экологического аудита, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций экологического аудита до 1 января 2014 года, на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 1 февраля 2014 года.
4. Контрольный экземпляр реестра индивидуальных экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций подлежит опубликованию уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 1 марта 2013 года.
5. До создания единой аттестационной комиссии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, ее функции выполняет аттестационная комиссия, создаваемая при уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти.
Саморегулируемые организации экологического аудита, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций экологического аудита до 1 июля 2013 года, обязаны не позднее 1 сентября 2013 года создать единую аттестационную комиссию, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

Статья 21. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Статьи 1, 2, части 1, 3 – 8 статьи 3, статьи 4 – 14, 20 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 года.
2. Часть 2 статьи 3, статьи 15 – 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

Президент
Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «Об  экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Для реализации проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) потребуется:
1. принятие актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» (в части наделения полномочиями по разработке и принятию нормативных правовых актов в сфере деятельности экологических аудиторский организацией и экологического аудита, предусмотренных проектом федерального закона, и ведению контрольного экземпляра реестра экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций экологических аудиторов);
от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (в части наделения полномочиями по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций экологических аудиторов);
от 2 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (в части определения упрощенного порядка установления предельно допустимых выбросов при наличии заключения экологического аудита и установления требования о наличии заключения экологического аудита при установлении временно согласованных выбросов);
от 26 августа 2006 г. № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности» (в части исключения из лицензируемых видов деятельности использования отходов I-IV классов опасности);
от 23 июля 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (в части определения упрощенного порядка установления нормативов допустимых сбросов при наличии заключения экологического аудита и установления требования о наличии заключения экологического аудита при установлении лимитов на сброс);
от 15 сентября 2011 года № 780 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (в части установления требования о наличии заключения экологического аудита при подтверждении реализации специальной проектной документации и инвестиционной декларации)»;
акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере государственного экологического надзора (в части особенностей федерального государственного экологического надзора при надзоре за предпринимательской деятельностью по использованию отходов и регионального государственного экологического надзора при добровольном представлении заключения экологического аудита).
Головной исполнитель – Минприроды России, соисполнитель – Минэкономразвития России.  Срок принятия  – 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
2. принятие уполномоченными федеральными органами исполнительной власти следующих нормативных правовых актов:
федеральных стандартов (правил) экологической аудиторской деятельности;
порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата экологического аудитора, в том числе порядка участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядка определения результатов квалификационного экзамена;
порядка создания единой аттестационной комиссии саморегулируемых организаций экологических аудиторов по проведению квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата экологического аудитора;
порядка выдачи квалификационного аттестата экологического аудитора и его формы;
порядка ведения реестра индивидуальных экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра индивидуальных экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, а также перечня включаемых в них сведений.
Головной исполнитель – Минприроды Росси, соисполнители – Минэкономразвития России. Срок принятия – 3 месяца с даты приятия актов Правительства Российской Федерации о наделении Минприроды России полномочиями по их принятию.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «Об экологическом аудите,  экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 23 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 2063-р, пунктом 112 плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 — 2013 годы.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, развитие экологического бизнеса является одним из направлений обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека, которое включает в себя конкурентоспособный бизнес в области экологического консалтинга. Роль государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия.
Целевыми показателями прогресса в этом направлении определен рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест к 2020 году.
Развитие системы экологического аудита применительно к организациям всех форм собственности, осуществляющим хозяйственную деятельность в топливно-энергетическом комплексе, определено одним из главных стратегических ориентиров Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
В контексте присоединения Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) планы деятельности Правительства Российской Федерации предусматривают гармонизацию российского законодательства и законодательства стран-членов ОЭСР. В частности в отношении обращения с отходами рекомендациями ОЭСР предусмотрено введение странами-членами ОЭСР обязательного периодического экологического аудита в отношении деятельности по переработке отходов (Рекомендации ОЭСР от 9 июня 2004 г.  С(2004)100).
В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента для развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии.
Важным направлением реализации стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также усилием требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В настоящее время роль и место экологического аудита в системе государственного управления в области охраны окружающей среды законодательно не установлены, что влечет неуправляемое его развитие в системе природоохранных услуг и такое развитие не обеспечивает решение природоохранных государственных задач и достижение положительного экологического эффекта в деятельности предприятий.
В настоящее время в Российской Федерации Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определены правовые основы регулирования аудиторской деятельности.
Согласно статье 1 указанного закона аудитом является независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, что не относится предмету экологического аудита, под которым в законопроекте понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности, не связанная с оценкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренной Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Экологический аудит проводится на добровольной основе по инициативе хозяйствующих субъектов и исключительно в их интересах и зачастую связанных с сокрытием имеющихся нарушений природоохранных требований от органов государственной власти и гражданского общества, а не с объективной оценкой деятельности предприятия. Ответственность за результаты такого аудита исполнитель несет только перед его заказчиком.
Одновременно добровольное проведение хозяйствующим субъектом экологического аудита не влияет на формы и методы государственного регулирования в отношении него и негативного воздействия, оказываемого в результате осуществления им хозяйственной и иной деятельности.
На сегодняшний день существует 5 самостоятельных аудиторский организаций, в их числе НП «Экологическое международное аудиторское сообщество», реестр членов которой насчитывает 33 экологические аудиторские организации и 214 экологов-аудиторов, НП «Сибирская аудиторская палата» реестр включает 10 экологов-аудиторов, НП «Экологическая аудиторская палата» — 27 экологических аудиторских организации и 267 экологов-аудиторов в реестре, НП Экологический аудит «Экологическая аудиторская палата» — реестр включает 681 экологов-аудиторов, а также Национальная экологическая аудиторская палата — 491 экологов-аудиторов и 52 экологические аудиторские организации.
Порядка 2500-3000 экологических организаций потенциально являются участниками экологической аудиторской деятельности, численность работников в которых около 30 тыс.
Количество обученных аудиторов-экологов около 3000, но многие работают экологами на больших предприятиях, т.е. практически не будут выполнять внешний экологический аудит.
Требования к экологическим аудиторам, их квалификации, к экологическим аудиторским организациям, ответственность за качество и достоверность экологического аудита законодательно не определены.
Сложившиеся гражданско-правовые отношения в области экологического аудита хозяйствующий субъект – экологический аудитор, не связанные с взаимодействием хозяйствующего субъекта и государства, не позволяют рассматривать экологический аудит как элемент перехода на экологически эффективное управление в области охраны окружающей среды.
Управление в этой сфере должно обеспечить адекватное взаимодействие хозяйствующего субъекта – экологического аудитора – государства, основанного на открытости информации о воздействии на окружающую среду – независимой и объективной оценке – минимизации государственного воздействия.
Законопроектом экологический аудит включаются в систему государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Основными целями законопроекта определены:
создание эффективного сектора экономики в области природоохранных услуг;
стимулирование бизнеса к информационной открытости в части их воздействия на окружающую среду и снижения данного воздействия в условиях сокращения административных государственных барьеров.
Для реализации каждой из постановленных целей в законопроекте решаются несколько задач:
определение организационно-правовой структуры экологической аудиторской деятельности, определение необходимых требований, обеспечивающих высокий уровень качества предоставления экологических аудиторских услуг по проведению экологического аудита;
определение механизмов, стимулирующих хозяйствующих субъектов к осуществлению экологического аудита, в том числе установление особенностей (упрощения, сокращения) государственного регулирования хозяйственной деятельности в условиях готовности бизнеса к открытому экологическому диалогу;
Законопроектом выделяется два вида аудита: добровольный и обязательный.
Необходимость обязательного проведения экологического аудита хозяйственной и иной деятельности законопроектом устанавливается в следующих случаях:
1) предусмотренных документами ОЭСР (периодическое обязательное экологическое аудирование деятельности по использованию отходов производства и потребления). При этом, в качестве меры, стимулирующей развитие инфраструктуры вторичного использования отходов,  предусмотрена замена лицензирования такой деятельности на декларирование воздействия такой деятельности на окружающую среду в форме обязательного периодического представления результатов экологического аудита;
2) осуществления хозяйственной и иной деятельности, воздействие которой заведомо не соответствует нормативам допустимого воздействия и представляет угрозу охраняемым общественным интересам по сохранению благоприятной окружающей среды (деятельность, для осуществления которой требуются лимиты на выбросы или сбросы загрязняющих веществ). В этом случае обязательный экологический аудит вводится в целях обеспечения полноценной эколого-экономической оценки эффективности и реальности планов снижения объемов негативного воздействия, декларируемых хозяйствующими субъектами;
3) выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия (ликвидации последствий такого воздействия) на окружающую среду за счет санкционированной государством внешнеторговой деятельности (ликвидация радиационного ущерба за счет средств от ввоза на переработку отработавшего ядерного топлива; снижение выбросов парниковых газов с целью получения от государства и продажи иностранным субъектам экономической деятельности углеродных единиц).
Иных случаев необходимости проведения обязательного экологического аудита законопроект не устанавливает.
Вместе с тем, законопроектом предусматривается, что часть государством услуг по установлению нормативов допустимого воздействия и государственный экологический надзор осуществляются в упрощенном порядке  при получении и предоставлении в орган государственного экологического надзора заключения экологического аудита, свидетельствующего о соответствии деятельности природоохранным требованиям или при предоставлении плана и отчетов по его реализации при выявлении нарушений природоохранных требований, за исключением случаев, когда такие нарушение влекут причинение существенного вреда окружающей среде.
Указанные меры предусматриваются только в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, не относящихся к экологически особо опасным объектам.
Законопроектом определяется, что экологический аудит проводится членами саморегулируемых организаций экологических аудиторов. Устанавливаются:
требования к таким саморегулируемым организациям, порядку их формирования, в том числе требования об обязательном страховании их членов и формированию компенсационного фонда;
требования к профессиональному образованию экологических аудиторов, квалификационному аттестату экологических аудиторов и персональной ответственности за достоверность выводов экологического аудита.
В соответствии с законопроектом экологическим аудиторским организациям и индивидуальным экологическим аудиторам наряду с услугами по проведению экологического аудита разрешается оказывать прочие услуги в области экологической аудиторской деятельности, такие как экологическая сертификация, анализ и консультирование по вопросам планирования, осуществления и оценки результатов природоохранной деятельности и мероприятий, экологическую сертификацию и другие.
Экологический аудит является одним из направлений деятельности в области охраны окружающей среды. Развитие законодательной базы в этой области предусмотрено в Классификаторе правовых актов под кодовым номером 110.010.100, введенном в действие указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 511.
Законопроект в полной мере соответствует приоритетным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации и является одним из компонентов совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Реализация проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация законопроекта будет осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций.