Позиция ТПП о проекте закона

Текст: Лариса Макарова (главный эксперт юридического департамента Торгово-промышленной палаты РФ)

В начале (2012) года предприниматели получили возможность обсудить проект закона об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности. Его автор — Минприроды России — предлагает включить экоаудит в систему госрегулирования в области охраны окружающей среды.

Устанавливается обязательное проведение такого аудита юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в частности, при осуществлении предпринимательской деятельности по использованию отходов производства и потребления (взамен лицензирования этой деятельности). А также при определении лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, установлении временно согласованных выбросов вредных веществ в атмосферу, разработке, реализации проектов восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, для подтверждения выполненных мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших технологий или реализации других природоохранных проектов и т.д. Согласно проекту, аудиторскую деятельность вправе осуществлять только члены СРО экологических аудиторов.

Авторы документа обосновывают введение обязательного экоаудита гармонизацией отечественного законодательства с актами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, они ссылаются на введение обязательного аудита в отношении переработки отходов. Однако в нашем случае обязательный экоаудит предлагается и для обширного перечня иной деятельности, что представляется избыточным.

Гармонизация законодательства не должна означать автоматического переноса европейских норм в нашу среду без учета готовности законодательной и промышленной базы для их реализации. В настоящее время вопросы экономического стимулирования переработки отходов законодательно не урегулированы и находятся на стадии обсуждения возможных подходов — соответствующий законопроект принят Госдумой в октябре 2011 года только в первом чтении. Осложняет ситуацию отсутствие в стране системы раздельного сбора отходов и инфраструктуры по их переработке. Не приняты нормативные правовые акты, определяющие критерии и порядок принятия решений, для большинства перечисленных случаев, предусматривающих проведение обязательного экоаудита. Большая часть законопроекта посвящена созданию и деятельности СРО экологических аудиторов, благодаря чему создается впечатление, что именно в этом и заключается основная задача разработчиков. Сам же механизм регулирования правоотношений при проведении такого аудита обозначен поверхностно.

Из проекта следует, что требование об обязательном аудите должно распространяться на значительную часть юрлиц и ИП, действующих в различных регионах. При этом неясно, достаточно ли число действующих организаций, оказывающих услуги по осуществлению экоаудита, чтобы к моменту вступления документа в силу с 1 января 2014 года предложение услуг в этой сфере соответствовало прогнозируемому спросу.

Проект закона предлагает наделить экологические аудиторские организации и индивидуальных аудиторов наряду с экологической аудиторской деятельностью правом осуществлять деятельность, предусмотренную Законом «Об аудиторской деятельности». Разработчики не учитывают, что согласно названному закону аудит — независимая проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. В отличие от него экоаудитом является документированная оценка соблюдения бизнесом установленных требований в области охраны окружающей среды (в том числе нормативов, требований международных стандартов) и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит представляет иной вид деятельности в совершенно другой сфере, не связанный с обычным аудитом, предусматривает другие цели и требования к профессиональной подготовке и квалификации специалистов. То есть лица, осуществляющие эти два различных вида деятельности, одновременно должны соответствовать различным требованиям и являться членами соответствующих СРО, что сложно осуществить на практике.

По сути экологический аудит аналогичен государственному экологическому надзору, который также проводится для обеспечения исполнения законодательства и соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Однако в отличие от госэконадзора, осуществляемого из бюджетных средств, обязательный экологический аудит будут проводить объединенные в СРО коммерческие организации за счет средств хозяйствующих субъектов. Это снизит расходы бюджета на проведение госнадзора в этой сфере, но частично переложит их на бизнес.

Проектом предусмотрено утверждение надзорными органами нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов и принятие решений по другим вопросам в упрощенном порядке при предоставлении заключения экоаудита. То есть государственный надзорный орган будет формально утверждать лимиты на сбросы, временно согласованные нормативы на выбросы, принимать иные решения в случаях, отнесенных к обязательному экологическому аудиту без проверки их соответствия установленным требованиям. Таким образом, обязательный экоаудит, осуществляемый на коммерческой основе, и государственная система надзора будут тесно связаны. Экологические аудиторские организации будут стремиться выдавать преимущественно положительные заключения, поскольку это способствует привлечению заказчиков услуг, на основании которых надзорный орган будет утверждать разрешительные документы без проверки их соответствия установленным экологическим требованиям. Появятся аудиторские организации, аффилированные с государственными надзорными органами, что может привести к усилению коррупции в этой сфере, снижению эффективности госэконадзора. Так что в проекте следует предусмотреть дополнительные механизмы контроля и снижения этих рисков. Целесообразно проводить экоаудит на добровольной основе. В целом же проект, по мнению специалистов ТПП РФ, нуждается в доработке.

http://www.rg.ru/2012/02/28/audit.html