«О нарушениях порядка ведения учета в области обращения с отходами»

После вступления в силу Порядка учета в области обращения с отходами [1] природопользователи столкнулись не только с трудностями реализации требований данного нормативного правового акта, но и с привлечением к административной ответственности за нарушения в ведении учета. При обжаловании постановлений о назначении административного наказания за данные нарушения необходимо учитывать следующее. 1. В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [2] индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данное обязательство не привязано к статусу хозяйствующего субъекта и подлежит выполнению в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства. Согласно п.5 Порядка [1] учету подлежат все виды отходов I – V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п.20 Порядка). Как указано в п.6 Порядка [1], данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1-4 к Порядку [1]). При этом: – учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом (п.3 Порядка [1]); – таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала) (п.10 Порядка [1]); – таблица «Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица» (приложение 1 к Порядку) предназначена для заполнения структурными подразделениями (цех, участок и т.п.). Обращаем внимание, что действующее законодательство в числе обособленных подразделений юридического лица выделяет только филиалы и представительства [3]. Следовательно, понятия «структурное подразделение» (цех, участок, площадка) и «территориально обособленное подразделение» (филиал, представительство) юридического лица не являются тождественными. Таким образом, нормы Порядка [1] являются непоследовательными и противоречивыми, поскольку не позволяют однозначно установить, по каким подразделениям юридическое лицо обязано вести учет в области обращения с отходами – по каждому территориально обособленному подразделению (филиалу, представительству) либо по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка). Вместе с тем обращаем внимание, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.1.5 КоАП РФ [4]). Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В связи с указанным, предприятие, осуществляющее ведение учета в области обращения с отходами по одному из предложенных Порядком вариантов – например, по каждому территориально обособленному подразделению (филиалу, представительству) и по юридическому лицу в целом, – не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, заключающегося в нарушении требований Порядка. 2. В настоящее время сформировалась судебная практика, указывающая на возможность признания нарушений требований Порядка малозначительными правонарушениями и освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности (ст.2.9 КоАП РФ). Из решения Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2012 по делу № А66-2913/2012: «…По результатам проверки составлен акт, где в числе выявленных нарушений зафиксировано неведение в нарушение ст.19 Федерального закона «Об отходах» в 2011 г. учета образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком ведения учета в области обращения с отходами. Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что действия Общества, выразившиеся в несоблюдении норм законодательства в сфере установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, не повлекли за собой каких-либо тяжких последствий и существенной угрозы общественным интересам. Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено. Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, учитывая отсутствие умысла, пренебрежительного отношения к своим обязанностям, ущерба для общества и государства, существенной угрозы общественным интересам, а также принятие Обществом мер по соблюдению законодательства, суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности». Из решения Арбитражного суда Ульяновской области от 20 августа 2012 г. по делу № А72-6212/2012: «…Административным органом установлено, что за 2012 г. данные учета в области обращения с отходами не обобщены по состоянию на 01.02.2012, 01.03.2012, 01.04.2012, 01.05.2012. Данные учета в области обращения с отходами за 4 кв. 2011 г. – 1 кв. 2012 г. на последних страницах не скреплены оттиском круглой печати и подписью руководителя данного юридического лица. Таким образом, учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов I – V класса опасности оформлен ненадлежащим образом, с нарушением требований законодательства. Факт ведения отчетности по отходам поквартально не освобождает Общество оформлять учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов I – V класса опасности помесячно. Между тем, суд считает, что правонарушение, связанное с неоформлением в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, является малозначительным. Суд считает, что в данном случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, правонарушение не повлекло за собой иных нарушений законодательства, негативных последствий, не причинило вреда охраняемым отношениям, не создало угрозы для общества и граждан». Таким образом, с учетом указанной судебной практики предприятия имеют шанс освободиться от административной ответственности за нарушение порядка ведения учета в области обращения с отходами в судебном порядке. ДОКУМЕНТЫ 1. Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 г. № 721 (вступил в силу 11 ноября 2011 г.). 2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 3. Ст.55 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. 4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

 Юридический центр промышленной экологии
15.03.2013