ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

26.03.2014.О возможных «плюсах» и «минусах» законопроекта «Об экологическом аудите…»

26.03.2014.О возможных «плюсах» и «минусах» законопроекта «Об экологическом аудите…»

Минприроды представил для публичного обсуждения законопроект о введении экологического аудита, в т.ч. обязательного. Это уже второй вариант документа, регламентирующего необходимость экоаудита для российского бизнеса.

Впервые подобный проект был представлен в 2012 году, однако большое число замечаний и предложений не позволили ему вырасти до действующего закона. В нынешнем варианте разработчики учли высказанные ранее замечания и включили в проект положения, стимулирующие бизнесменов в своей деятельности применять процедуры экоаудита с целью минимизации вреда окружающей среде и оптимизации затрат.

О возможных «плюсах» и «минусах» вынесенного на обсуждение законопроекта размышляет аудитор-эколог, директор предприятия, являющегося членом Союза промышленников и предпринимателей Липецкой области — ООО «РОСЭКОПРОЕКТ» Любовь Моргунова.

 

— Любовь Михайловна, какие процедуры предшествовали формированию законопроекта «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности» в предложенном Минприроды варианте?

 

— Я являюсь аудитором-экологом и членом Национальной экологической аудиторской Палаты с 2008г. За этот период профессиональное сообщество экологов сталкивалось с различными вариантами проектов законов по экоаудиту. К сожалению, они быстро устаревали, поскольку процедуры рассмотрения затягивались, бюрократическая машина не работала, природоохранные органы находились в стадии постоянного реформирования. А время и международные требования шли далеко вперед, и сама жизнь заставила вернуться к механизмам экоаудита: это резкое ухудшение экологической обстановки не только в России, но и в мире, что признано и на «РИО+20» (июнь, 2012г мировой форум, Бразилия), дефицит кадров в экологических службах, крайне низкий уровень экологической грамотности и культуры, финансовый приоритет в хозяйствовании. Общество вступило в противоречие с Природой, нарушился баланс «экология-экономика-общество». Разрешить эту проблему и решить задачи экологической модернизации для восстановления качества среды обитания призван институт экологического аудита. Как показывает опыт – продвинутый бизнес давно пользуется услугами аудиторов-экологов на добровольной основе и получает от этого только положительный и экономический и экологический эффект. Примером служит весь Сибирский регион, множество разнопрофильных предприятий Московской, Ленинградской, Нижегородской и других областей. В современном экологическом законодательстве элементы и возможности применения экоаудита прописаны и в ФЗ «Об охране окружающей среды» и в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Но чиновники пренебрегают этими возможностями, полагаясь на собственные кадры, профессионализму которых бизнес, мягко говоря, не доверяет.

 

— Что новаторского представляет новый проект закона? Насколько его принятие важно и для самих аудиторов, и для предприятий?

 

— Завершая Год Экологии, в ноябре 2013 в Общественной палате РФ прошли слушания по предыдущему проекту федерального закона «Об экологическом аудите» (представленного также Минприродой). Как аудитор-эколог, я была участником данного обсуждения. Это был сырой, крайне неудобоваримый, противоречивый документ и, естественно, он был отклонен на коренную переработку, с учетом тех предложений, которые внесло, в первую очередь, бизнес-сообщество. Бизнес напрямую заинтересован иметь прозрачный, дееспособный документ, призванный цивилизованно выстраивать, учитывать и совершенствовать с учетом требований времени и международных стандартов экологическую составляющую. Бизнес и сейчас в своей деятельности опирается именно на экологов-профессионалов, которые являются не тормозом в развитии, а помощниками и коллегами в реализации производственных задач, практически (а не на бумаге) снижая уровень негативного воздействия, путем экоаудирования деятельности и обоснования при этом необходимости экологической, а значит технологической модернизации тех или иных процессов, повышения эффективности и снижения порой сверхзатратности на экологическую документацию и отчетность.

В марте 2014г Минприродой в очередной раз представлен переработанный проект закона. Он, несомненно, приобрел более четкие формулировки и понятия, и процедуры. Кстати, на обсуждении предыдущего проекта Закона в ноябре 95% присутствующих были против саморегулирования данного вида деятельности: практика показала, что деятельность СРО в том же строительном проектировании сводится в основном к сбору взносов, без совершенствования нормативной и законодательной базы, реальной помощи в деятельности и повышении квалификации. Однако в предлагаемом проекте закона саморегулирование предусматривается — по моему мнению, это излишне и ошибочно при наличии в РФ института Национальной экологической Палаты, объединяющей тысячи аудиторов-экологов-практиков , в том числе зарубежным опытом, и обладающей мощной учебной и практической базой.

 

— А какие доводы говорят в пользу экоаудита для бизнеса?

 

— В настоящее время экологическую сферу в России регулируют более 70 федеральных законов и около 4000 подзаконных актов, которые распространяются на деятельность более 6 млн. предприятий. При этом, количество административных процедур по согласованию и выдаче разрешений никак не зависит от степени воздействия хозяйственной деятельности предприятий на окружающую среду. В последние годы из-за перспективы перехода базовых кодексов (водного, земельного, градостроительного и др.) на техрегулирование и техрегламенты, экологическое законодательство еще более ослабло. Действующая система нормирования воздействия на окружающую среду в некоторых случаях позволяет вольную трактовку и искусственное завышение сроков согласований, что приводит к злоупотреблениям. Сегодня платежи за негативное воздействие, административные штрафы за экологические правонарушения и возмещение вреда не являются стимулирующими факторами и имеют чисто фискальный характер. Не работают механизмы экологического страхования, так популярные в развитых странах, разрушен институт экологической экспертизы. Практически отсутствуют процедуры участия общественности в принятиях решений, предпроектной ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду).

Сегодня природоохранное законодательство РФ стремится к соответствию международным нормам и находится в стадии реформирования, чтобы в итоге эффективно решать задачи управления природопользованием без ущерба окружающей среде, применять высокотехнологичные механизмы восстановления и защиты среды обитания.

Экологический аудит, который давно осуществляется за рубежом, в том числе на Украине, в Беларуси и Казахстане, позволяет быстро и эффективно давать независимую оценку экологической составляющей любой хозяйственной деятельности, например, оценку прошлого экологического ущерба или экологических рисков. Он стимулирует предприятия применять управленческие и технические решения, предотвращающие развитие негативных экологических процессов, выстраивать правильную экологическую политику. Кроме того, экоаудит поможет при обосновании инвестиционных проектов с учетом требований экологической безопасности, а также в случаях получения определенных форм господдержки. Учитывая нехватку квалифицированных кадров в госструктурах, аттестованные эксперты-экоаудиторы могут быть использованы на принципах аутсорсинга при проведении проверок исполнения экологического законодательства, что повысит эффективность надзорно-контрольных мероприятий.

Несмотря на имеющиеся в последнем варианте проекта Закона недоработки, его можно рассматривать как промежуточный вариант. Однако, не думаю, что этот вариант будет окончательным: основными критериями в деятельности аудитора-эколога являются нормы и требования базовых природоохранных законов и подзаконных актов, а таковых, отвечающих требованиям времени, международным стандартам, взаимоувязанных друг с другом и со смежным законодательством, у нас пока нет. К примеру: базовый ФЗ «Об отходах производства и потребления» муссируется законодателями различных уровней более 2-х лет! А на статьях этого Закона должно выстроиться и другое природоохранное и смежное законодательство. Так чем руководствоваться аудитору-экологу в своей деятельности?

 

— Что является позитивным, неоспоримым и прогрессивным в предлагаемом проекте закона?

 

— Он справедливо и своевременно предлагает выделить экологический аудит как обязательный так и добровольный. При остром дефиците профессиональных экологов добровольность экоаудита несомненно будет востребована, а передовым бизнесом и сейчас используется. В перспективе будут тесно связаны экологический аудит и государственная система надзора, а сами аудиторские проверки направлены на обеспечение полноценной эколого-экономической оценки эффективности и реальности экологических мероприятий. Исполнение же предложенного законопроекта, после доработки, должно помочь сократить административные барьеры для хозяйственников в части введения упрощенного порядка утверждения нормативов выбросов, сбросов, отходов, даже отсрочки на определенный срок плановых проверок, значительно снизить и предотвратить негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, стимулировать предпринимателей и промышленников к экологической информационной открытости.

 

— Работает ли механизм экоаудита в Липецкой области?

 

— Липецкая область – интенсивно и многопрофильно развивающийся регион, уделяющий большое внимание рационализации природопользования в связи со значительной экологической нагрузкой. ОЭЗ Федерального уровня, 9 ОЭЗ регионального уровня различного типа, металлургия, мощный АПК, строительный комплекс – это однозначный стимул для создания профессионального сообщества экологов-аудиторов. При экологическом сопровождении деятельности, разработке природоохранной документации если ее выполняют по заказу бизнеса профессиональные организации, предпроектная экоаудиторская проверка (выезд и обследование предприятия, сбор исходных данных и т.п процедуры) проводится в обязательном и неукоснительном порядке — это закон! Это и есть инструментарий, основа экологического аудита. И бизнес, РСПП давно знакомы с этими процедурами — здесь опасаться дополнительных финансовых нагрузок не следует.

Четкий закон, увязанный с откорректированным базовым законодательством, поможет расширить полномочия и возможности аудитора-эколога, помогающего бизнесу строить грамотную экологическую политику. В нашей организации уже работают 5 штатных и 2 привлекаемых аттестованных аудиторов-экологов, членов Национальной экологической Палаты. Для развития института экологического аудита и оперативного решения задач по основным направлениям его развития в Липецкой области работает Некоммерческое партнерство «Экологическая аудиторская Палата Липецкой области». Таким образом, Липецкая область готова к переходу на новые эффективные методы управления окружающей средой и обладает необходимой для этого кадровой, отраслевой, образовательной и управленческой базой. Дело остается за малым — эффективным, обеспеченным природоохранным законодательством, в том числе и в области экологического аудита, которое отвечает требованиям времени и международных стандартов.

Источник: http://gorod48.ru/rspp/231838/