06 октября 2014г.: Комментарии К.А.Степанова на проект ФЗ в редакции от 14.07.2014

Необходимость укрепления институциональных основ регулирования природопользованием обусловлена продолжающейся общей деградацией экосистем РФ.

На заседании Совета безопасности 20 ноября 2013 года посвящённом вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования президент В.В. Путин заявил о необходимости в ближайшее время разработать и принять стратегию экологической безопасности России. Техногенная нагрузка на природные комплексы продолжает расти, и, по экспертным оценкам, не менее 15% территории страны находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Он отметил, что страна выделяет на экологию около 0,8% ВВП, что такое положение в экологии, ни в какое сравнение не идет со странами с развитой экономикой. На Совете безопасности было отмечено, что присоединение России к экологическим программам ООН необоснованно затянулось и что проведение реформы законодательства является ключевым критерием для вступления России в ОЭСР. Без таких шагов дальнейшая интеграция России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности невозможна. Поэтому дальнейший рост национальной экономики непосредственно связан с вопросами экологии, а решать их без внедрения правовых основ экологического аудита невозможно.

Речь идет не столько о правовом закреплении экологического аудита в качестве бизнес услуги, а о повышении доверия к экологической отчетности хозяйствующих субъектов.

 

За экологический аудит должны платить предприятия, причем результаты экологического аудита должны быть открыты для общественности и служить предметом обсуждения с заинтересованными сторонами, в том числе, и с акционерами компании. В этом случае выполняется принцип – загрязнитель платит, а заинтересованные стороны могут получить информацию о достоверности и надлежащем объеме затрат на снижение антропогенной нагрузки. На решение этих задач направлена Орхусская конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Цель Конвенции — поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

На каждую сторону налагаются обязательства по принятию необходимых законодательных, регламентирующих мер для создания и поддержания чёткой, открытой и согласованной структуры для осуществления положений Конвенции.

 

Без взаимосвязи экономических, экологических и социальных параметров не может быть рассмотрен сегодня ни один крупный инвестиционный проект. Как результат повышенного внимания общества к осуществлению проектов появилась необходимость внедрения бизнесом в практику управления принципов корпоративной социальной ответственности. Принятые предпринимательскими кругами на себя дополнительные обязательства оказывают непосредственное влияние на стоимость инвестиций и, в конечном счете, влияют на эффективность проекта в целом. Именно такой подход является сегодня основным «трендом» осуществления крупных инвестиционных проектов. От скорейшего институционального закрепления основ рационального природопользования на уровне национального законодательства, через принятие отраслевых регламентов и норм будет зависеть и эффективность отечественного бизнеса, его конкурентоспособность.

 

На фоне неопределенной институциональной среды бизнес предпочитает закрывать актуальную информацию об угрозах и предпринятых усилиях в области рационального природопользования. Слабое раскрытие информации о целях и показателях результативности управления носит системный характер — достаточно открыть отчетность в области устойчивого развития крупнейших российских нефтегазовых компаний, чтобы убедиться в отсутствии информации о воздействии на окружающую среду.

 

 

Практика умалчивания или сокрытия достоверных данных распространена не только в деловых кругах. Если обратиться к тексту Государственного доклада о состоянии окружающей среды за 2012 год, то в нем трудно будет обнаружить данные о крупнейших загрязнителях — ни по отраслям, ни по регионам. Полностью отсутствуют репрезентативные данные о воздействии на окружающую среду нефтегазового комплекса — самого интенсивного загрязнителя. В Докладе не представлена информация о разливах нефтепродуктов, о размере ущерба, нанесенного водным ресурсам. Данные о воздействии транспорта на окружающую среду и здоровье населения скорее напоминает отчет Минтранса о составе парка автотранспортных средств. Выводы Доклада носят общий характер и мало информативны.

Результат низкой информированности и плохого взаимодействия государственных надзорных органов, бизнеса с заинтересованными сторонами приводит к острому противостоянию. Выступления граждан и экологических организаций в защиту своего права на благоприятную окружающую среду носят острый характер. Активность экологических правозащитных организаций оказывает влияние на отрасль права — появились соответствующие рекомендации и разъяснения в области правоприменительной практики. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял в 2012 году Постановление «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды». В этом документе уточняются возможности, заложенные в гражданском законодательстве, которое предоставляет гражданам право выступать в защиту окружающей среды в интересах всего общества вне зависимости от того, причинен ли ущерб их имуществу или здоровью. «Указанное право прямо предусмотрено положениями п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и им необходимо пользоваться».

 

Именно институт экологического аудита может служить выявлению проблемных аспектов касающихся соблюдения экологического законодательства и технических требований по защите окружающей среды. В соответствии с Экологической доктриной РФ (введена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р) содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии.

 

Так, Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено понятие «наилучшая доступная технология» — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Усилено внимание на «обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.»;

В соответствии с N 219-ФЗ декларацию о воздействии на окружающую среду будут подавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, отнесенных ко II категории. Одновременно с декларацией хозяйствующие субъекты обязаны будут представить расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.

Федеральным законом внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: расширен состав информации, за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение которой предусмотрена административная ответственность, в том числе данные, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, а так же отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

С помощью процедур и критериев экологического аудита, на основе независимого квалифицированного профессионального анализа всех значимых факторов, оказывающих влияние на природную среду можно выстраивать и конструктивный диалог с экологическими правозащитными организациями. Являясь систематизированным процессом получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита институт экологического аудита служит инструментом выявления скрытых имеющихся нарушений природоохранных требований, как от органов государственной власти, так и от собственников предприятий, от общества. Объективность данных, полученных в результате проведения экологического аудита, обусловлена целью его проведения — всесторонним обоснованием управленческих решений в сфере рационального природопользования, повышением качества окружающей среды и экологической безопасности.

 

В процессе проведения экологического аудита документально фиксируются основные экологические и социальные аспекты, связанные с хозяйственной деятельностью (выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод, производство опасных отходов, прошлые загрязнения и зараженные участки, вопросы приобретения земли, охраны здоровья и обеспечения безопасности, общественная безопасность, управление трудовыми ресурсами и трудовые нормы, воздействия на культурные ресурсы, внутренние и внешние процедуры жалоб, споры).

В аудиторском заключении определяются основные экологические и социальные риски, связанные с воздействием на окружающую среду, дается оценка прошлого, настоящего или потенциального несоблюдения в будущем природоохранного законодательства, корпоративных стандартов и контрактов.

Общественное значение законопроекта – огромно. Для неправительственных экологических правозащитных организаций привлечение экологов аудиторов целесообразно по причине знания аудиторами актуальных отечественных и международных требований и норм, стандартов в области ООС, которые могут обеспечить более полную защиту интересов общества. Заключение экологического аудита содержит квалифицированную оценку всего спектра экологических и социальных воздействий проекта, квалифицированный анализ проектных решений, направленных на предотвращение и снижение негативного воздействия на ОС.

Кроме этого в рамках проведения аудита могут быть подготовлены и правовая оценка, и оценка социальной эффективности проекта, а так же выработана аргументированная позиция для достижения компромиссного решения по ключевым претензиям.