Проект ФЗ «Об экологическом аудите….» текущая версия от 14.07.2014

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об экологическом аудите,

экологической аудиторской деятельности и внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

Статья 1. Основные понятия

 

Для целей настоящего федерального закона используются следующие понятия:

экологическая аудиторская деятельность – деятельность по проведению экологического аудита, осуществляемая экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами, имеющими лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;

экологический аудит – независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

экологический аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат экологического аудитора, выданный
в установленном настоящим Федеральным законом порядке,
и осуществляющее экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или работника экологической аудиторской организации;

экологическая аудиторская организация – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;

индивидуальный экологический аудитор – индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;

аудируемое лицо – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится экологический аудит;

заказчик экологического аудита – аудируемое лицо, юридическое или физическое лицо, являющееся его учредителем, собственник имущества аудируемого лица, заключившее договор на проведение экологического аудита;

документы в области охраны окружающей среды – разрешительные, отчетные, проектные и иные документы, на основании которых допускается осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, наличие которых является обязательным в соответствии
с законодательством в области охраны окружающей среды;

документация в области охраны окружающей среды – совокупность разрешительных отчетных, проектных и иных документов в области охраны окружающей среды, на основании которых допускается осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, и наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;

заключение экологического аудита – официальный документ, содержащий мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора о соответствии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

заведомо ложное заключение экологического аудита – заключение экологического аудита, составленное без проведения экологического аудита или составленное по результатам экологического аудита, но явно противоречащее деятельности (содержанию) объектов экологического аудита, рассматриваемых экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором в ходе экологического аудита.

 

Статья 2. Объекты, субъекты экологического аудита

 

1. Объектами экологического аудита являются:

1) хозяйственная и иная деятельность аудируемого лица;

2) документы в области охраны окружающей среды;

3) документация в области охраны окружающей среды.

2. Субъектами экологического аудита являются:

1) экологическая аудиторская организация;

2) индивидуальный экологический аудитор;

3) экологический аудитор;

4) аудируемое лицо;

5) заказчик экологического аудита.

К индивидуальным экологическим аудиторам применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность экологических аудиторских организаций, если иное не вытекает
из настоящего закона или существа правоотношений.

 

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области экологической аудиторской деятельности

 

1. Отношения в области экологической аудиторской деятельности регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством
в области охраны окружающей среды, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Требования к порядку осуществления экологической аудиторской деятельности, принципы осуществления экологической аудиторской деятельности, процедуры проведения экологического аудита определяются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Федеральные правила экологической аудиторской деятельности являются обязательными для экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов.

3. Экологическая аудиторская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

 

Статья 4. Цели и принципы экологического аудита

 

1. Экологический аудит осуществляется в целях предотвращения нарушений требований в области охраны окружающей среды
и обеспечения выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также по ликвидации ее последствий.

2. Экологический аудит осуществляется в соответствии
со следующими принципами:

1) компетентность экологических аудиторов;

2) независимость экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов;

3) беспристрастность;

4) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных
в процессе осуществления экологического аудита и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну,
и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

5) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов.

 

Статья 5. Обязательный экологический аудит

 

1.  Обязательный экологический аудит проводится в случаях:

1) осуществления деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;

2) выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в соответствии
с графиком достижения установленных нормативов;

3) реализации проекта восстановительных работ
в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда или арбитражного суда;

4) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

5) реализации деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусматривающих оказание государственной поддержки;

6) возбуждения производства по делу о банкротстве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории;

7) национализации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории;

8) приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории.

  1. Обязательный экологический аудит проводится:

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, – ежегодно (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства – один раз в три года;

2) в случае, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, – ежегодно в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды, программой повышения экологической эффективности;

3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, – не позднее шести месяцев после окончания реализации проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

4) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – не позднее шести месяцев после выполнения мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

5) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – после проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также применения наилучших доступных технологий;

6) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 настоящей статьи, — при оценке имущества должника;

7) в случае, предусмотренном пунктом 7 части 1 настоящей статьи, — при определении состава подлежащего национализации имущественного комплекса унитарного предприятия;

8) в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 настоящей статьи, — при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

3. В рамках обязательного экологического аудита:

1) при осуществлении деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности проводится оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов (документации) в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;

2) при выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности проводится оценка соответствия отчета о выполнении мероприятий указанного плана, программы, результатов отчета о выполнении мероприятий указанного плана, программы плану мероприятий по охране окружающей среды, программе повышения экологической эффективности.

3) при реализации проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, проводится оценка соответствия отчета о выполнении проекта восстановительных работ и результатов выполнения мероприятий выполнении проекта восстановительных работ проекту восстановительных работ;

4) при выполнении мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории проводится оценка соответствия отчетов о выполнении мероприятий специальных экологических программ радиационно загрязненных участков территории и результатов выполнения мероприятий специальных экологических программ радиационно загрязненных участков территории специальной экологической программе радиационно загрязненных участков территории;

5) при реализации деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусматривающих оказание государственной поддержки, проводится оценка соответствия отчета
о выполнении мероприятий по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и результатов выполнения данных мероприятий требованиям в области охраны окружающей среды;

6) при возбуждении производства по делу о банкротстве объектов I и II категории опасности проводится оценка соответствия имущества должника требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по природоохранным платежам, обязательствам по восстановлению нарушенной в результате деятельности предприятия окружающей среды;

7) при национализации объектов I и II категории опасности проводится оценка имущественных комплексов, используемых для промышленного производства, подлежащих национализации, требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия обязательств, разрешений, накопленного экологического ущерба и оценки необходимых действий и затрат по приведению деятельности в соответствие с установленными требованиями в области в охраны окружающей среды;

8) при приватизации объектов I и II категории опасности проводится оценка имущественных комплексов, используемых для промышленного производства, подлежащих приватизации, требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия обязательств, разрешений, накопленного экологического ущерба и оценки необходимых действий и затрат по приведению деятельности в соответствие с установленными требованиями в области в охраны окружающей среды.

4. Заключение экологического аудита по результатам проведения обязательного экологического аудита направляется заказчиком экологического аудита в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган государственной власти в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня утверждения заключения экологического аудита.

5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность за невыполнение требований об обязательном экологическом аудите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 6. Добровольный экологический аудит

 

1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.

2. Добровольный экологический аудит может быть:

1) комплексным экологическим аудитом;

2) специальным экологическим аудитом;

Специальный экологический аудит может быть:

а) покомпонентным экологическим аудитом;

б) экологическим аудитом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3. При проведении комплексного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности аудируемого лица, документов (документации) в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды, в области рационального использования и охраны недр, в области использования и охраны земель, в области обращения
с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области особо охраняемых природных территорий, в области государственной экологической экспертизы.

4. Наряду с установленными частью 3 настоящей статьи требованиями может проводиться оценка соответствия хозяйственной
и иной деятельности аудируемого лица, документов (документации)
в области охраны окружающей среды аудируемого лица иным требованиям (в том числе международным).

5. При проведении покомпонентного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности аудируемого лица, документов (документации) в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям в области охраны отдельных компонентов окружающей среды.

6. При проведении экологического аудита проектов (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду осуществляется оценка соответствия хозяйственной и (или) иной деятельности аудируемого лица, проектов (расчетов) нормативов допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, технологических нормативов, технических нормативов, нормативов иного допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, требованиям в области охраны окружающей среды.

7. В целях обеспечения стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита заключение экологического аудита по результатам добровольного экологического аудита используется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) при проведении комплексного экологического аудита — для переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года;

2) при проведении экологического аудита нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – для установления таких нормативов в упрощенном порядке.

8. Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные механизмы стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита.

 

Статья 7. Заключение экологического аудита

 

1. По результатам проведения экологического аудита составляется заключение экологического аудита.

2. Заключение экологического аудита должно содержать:

1) наименование «Аудиторское заключение»;

2) указание на вид экологического аудита (обязательный, добровольный комплексный, добровольный специальный);

3) дату начала и окончания проведения экологического аудита;

4) сведения об аудируемом лице: наименование, основной государственный регистрационный номер, организационно-правовую форму, адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

5) сведения об экологической аудиторской организации, индивидуальном экологическом аудиторе, экологическом аудиторе, участвующих в проведении экологического аудита: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального экологического аудитора, экологического аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, регистрационный номер лицензии
на осуществление экологической аудиторской деятельности, номера квалификационных аттестатов экологических аудиторов, участвовавших в проведении экологического аудита;

6) описание объектов экологического аудита, в том числе код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, сведения о его фактическом месте нахождения и категории;

7) сведения о составе и объеме работ, выполненных экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором для выражения мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

8) описание выявленных несоответствий;

9) мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора о соответствии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

10) личные подписи экологических аудиторов, участвовавших
в проведении экологического аудита;

11) дату утверждения заключения экологического аудита.

3. Требования к составлению и оформлению заключения экологического аудита устанавливаются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности.

4. Заключение экологического аудита утверждается руководителем экологической аудиторской организации, индивидуальным экологическим аудитором.

5. Заключение экологического аудита представляется экологической аудиторской организацией заказчику экологического аудита.

6. Дача заведомо ложного заключения экологического аудита влечет уголовную ответственность. Заведомо ложным заключение экологического аудита признается по решению суда.

7. Заключения экологического аудита, направленные в уполномоченные органы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5, частью 7 статьи 6, включаются в Государственный реестр заключений экологического аудита.

  1. Государственный реестр заключений экологического аудита состоит из федерального государственного реестра заключений экологического аудита и региональных государственных реестров заключений экологического аудита, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Ведение федерального государственного реестра заключений экологического аудита осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Ведение региональных государственных реестров заключений экологического аудита в отношении объектов регионального государственного надзора осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Данные федерального государственного реестра заключений экологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данные региональных государственных реестров заключений экологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные
в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Статья 8. Права и обязанности экологических аудиторских организаций

 

1. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации вправе:

самостоятельно определять формы и методы проведения экологического аудита, руководствуясь федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;

требовать у аудируемого лица представления документов (документации) в области охраны окружающей среды;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе экологического аудита вопросам;

проводить необходимые для экологического аудита исследования
и измерения;

отказаться от проведения экологического аудита или от выражения своего мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды в случае:

а) непредставления аудируемым лицом всех необходимых документов и документации в области охраны окружающей среды, документов и документации, связанных с осуществляемой аудируемым лицом хозяйственной и иной деятельностью;

б) создания препятствий обследованию деятельности и территории аудируемого лица, необходимому для проведения экологического аудита;

в) выявления в ходе экологического аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение экологической аудиторской организации о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на проведение экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы обязаны:

предоставлять по требованию аудируемого лица, заказчика экологического аудита необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения экологического аудита, а также о нормативных правовых актах Российской Федерации, требования которых использованы при подготовке заключения экологического аудита;

обеспечивать сохранность сведений, документов (в т.ч. проектов документов) и документации, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении экологического аудита;

не передавать указанные сведения, документы (в т.ч. проекты документов) и документацию или их копии третьим лицам либо разглашать их содержание без письменного согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, сделанных ими в заключении экологического аудита;

соблюдать федеральные правила экологической аудиторской деятельности;

обеспечивать внутренний контроль качества своей экологической аудиторской деятельности в соответствии с утвержденными ими правилами внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности;

исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на проведение экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Экологический аудит в отношении аудируемых лиц, деятельность которых составляет государственную тайну, в документах и документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. За неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы и экологические аудиторы несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы вправе заниматься любой не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью с учетом положений статьи 9 настоящего Федерального закона.

 

Статья 9. Ограничения на проведение экологического аудита экологическими аудиторскими организациями

 

Экологический аудит не может осуществляться:

1) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами;

2) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность
за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;

3) экологическими аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти экологические аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой экологической аудиторской организацией учредителей (участников);

4) экологическими аудиторскими организациями, работники которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами, осуществляющими государственный экологический надзор;

5) экологическими аудиторскими организациями, оказывавшими аудируемым лицам в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению экологического аудита, услуги по подготовке документов и (или) документации, которые являются объектами данного экологического аудита;

6) индивидуальными экологическими аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями и иными должностными лицами, несущими ответственность за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;

7) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;

8) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами органов государственного экологического надзора.

 

Статья 10. Права и обязанности заказчика экологического аудита

 

1. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита вправе:

получать информацию о ходе проведения экологического аудита;

получать от экологических аудиторских организаций информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, на которых основывается заключение экологического аудита;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на проведение экологического аудита и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита обязан:

осуществлять содействие экологическим аудиторским организациям для своевременного и полного проведения экологического аудита, предоставлять сведения, в том числе документы и документацию, необходимые для осуществления экологического аудита, давать по устному или письменному запросу экологических аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах;

не осуществлять действий, препятствующих изучению вопросов, подлежащих выяснению при проведении экологического аудита;

своевременно оплачивать услуги экологических аудиторских организаций в соответствии с договором на проведение экологического аудита, в том числе в случаях, когда выводы заключения экологического аудита не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения экологическими аудиторами работы по независящим от них причинам;

исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на проведение экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

 

Статья 11. Лицензирование экологической аудиторской деятельности

 

1. Лицензия на осуществление экологической аудиторской деятельности (далее — лицензия) выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее – лицензирующий орган).

2. Соискателями лицензии являются экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы.

3. Порядок лицензирования экологической аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, прекращения, переоформления и аннулирования лицензий, лицензионные требования и условия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, документы (копии документов) и сведения, указанные соответственно в части 1 и пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе заверенные
в установленном порядке копии квалификационных аттестатов экологического аудитора.

5. При проведении проверки соответствия сведений, содержащихся
в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении
и прилагаемых к нему документах, лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций
в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

6. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении (переоформлении) лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.

7. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдача дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, а также информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление содержащихся в них сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

8. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Статья 12. Порядок аттестации экологического аудитора

 

1. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается аттестационной комиссией экологических аудиторов, созданной
при уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти (далее — аттестационная комиссия).

2. К аттестации экологических аудиторов допускается лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата (далее — претендент), сдавшее квалификационный экзамен.

3. К сдаче квалификационного экзамена допускается претендент при условии, что он:

1) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с деятельностью в области охраны окружающей среды, не менее пяти лет.

2) имеет высшее профессиональное образование в области охраны окружающей среды (экологии и рационального природопользования)
или высшее профессиональное образование в иной области
и дополнительное (к высшему) образование в области охраны окружающей среды в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

4. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена, порядок проведения которого, а также перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. По результатам успешной сдачи квалификационного экзамена аттестационная комиссия выдает претенденту квалификационный аттестат экологического аудитора.

6. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Экологический аудитор обязан раз в два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям законодательства в области образования. Требования к минимальному содержанию программ повышения квалификации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

8. Правительство Российской Федерации утверждает положение
об аттестационной комиссии экологических аудиторов и порядок аттестации экологических аудиторов.

9. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора принимается в случае, если претендент
не соответствует хотя бы одному из требований частей 2 и 3 настоящей статьи;

10. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается на пять лет без ограничения территории его действия.

11. Экологический аудитор обязан раз в пять лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить переаттестацию.

К переаттестации допускается экологический аудитор при условии, что он:

1) имеет стаж работы, связанный с проведением экологического аудита, не менее пяти лет;

2) имеет копии документов, подтверждающих повышение квалификации в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям законодательства в области образования;

3) имеет копию предыдущего квалификационного аттестата экологического аудитора;

4) имеет копии документов, подтверждающих наличие лицензии
на осуществление экологической аудиторской деятельности
у экологических аудиторских организаций, в которых он работал
на основании трудового договора.

12. Квалификационный аттестат экологического аудитора аннулируется аттестационной комиссией в порядке, установленном положением об аттестационной комиссии, в случаях:

1) получения квалификационного аттестата экологического аудитора с использованием подложных документов;

2) получения квалификационного аттестата экологического аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным частями 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоблюдения экологическим аудитором требований статьи 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения экологическим аудитором при проведении экологического аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных правил аудиторской деятельности;

5) подписания экологическим аудитором заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься экологической аудиторской деятельностью;

7) несоблюдения экологическим аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного частью 7 настоящей статьи;

8) уклонения экологического аудитора от прохождения контроля качества работы со стороны экологической аудиторской организации,
с которой экологический аудитор состоит в трудовых отношениях;

9) аннулирования лицензии у экологической аудиторской организации, работником которой он является.

13. Аттестационная комиссия представляет копию решения
о выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора
в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

14. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет реестр выданных,
а также аннулированных квалификационных аттестатов экологического аудитора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

15. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора и об аннулировании квалификационного аттестата экологического аудитора может быть оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 13.

 

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст. 3616, № 45, ст. 5142; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596, № 45, ст. 6333, № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446, № 27, ст. 3587, № 31, ст. 4317; 2013, № 30, ст. 4059, № 43, ст. 5448, № 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«8. Отношения, связанные с осуществлением деятельности
в области организации и проведения экологического аудита, регулируются настоящим федеральным законом, Федеральным законом «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами.»;

2) дополнить статьей 9.1 следующего содержания:

 

«Статья 9.1 Обязательный экологический аудит деятельности
по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности

 

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, за исключением субъектов малого
и среднего предпринимательства, обязаны проводить экологический аудит в течение шести месяцев после начала осуществления такой деятельности и далее не реже одного раза в год.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны проводить экологический аудит после начала осуществления такой деятельности и далее не реже одного раза в три года.

2. Копия заключения экологического аудита деятельности
по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит направлению юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение 10 календарных дней со дня утверждения заключения экологического аудита.

В случае выявления несоответствий в ходе проведения экологического аудита к копии заключении экологического аудита прилагается план мероприятий по устранению выявленных несоответствий при проведении экологического аудита.

Отчеты о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом мероприятий по устранению выявленных несоответствий при проведении экологического аудита подлежат направлению индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, в уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение 10 календарных дней по истечении срока выполнения каждого мероприятия, предусмотренного планом.»;

3) пункт 4 статьи 18 дополнить абзацем следующего содержания: «В случае, если субъектом хозяйственной или иной деятельности
на разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение получено заключение экологического аудита, подтверждающее их соответствие требованиям в области охраны окружающей среды, утверждение таких нормативов осуществляется в упрощенном порядке,без проведения проверки их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды.».

 

Статья 14.

 

Внести в статью 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, 21, № 52, ст. 6450; 2011, № 30, ст. 4590, 4596, № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 30, ст. 4059) следующие изменения:

1) абзац 2 части 4 дополнить словами «, на который получено заключение экологического аудита о соответствии плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требованиям в области охраны окружающей среды и осуществляемой аудируемым лицом хозяйственной и иной деятельности».

2) абзац 3 части 4 исключить;

3) часть 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, которым установлены временно разрешенные выбросы, обязаны ежегодно представлять в орган, установивший соответствующие временно разрешенные выбросы, отчет о выполнении мероприятий плана по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности за прошедший календарный год и заключение экологического аудита о соответствии указанного отчета и деятельности по его реализации утвержденному плану по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности»;

4) часть 7 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«В случае если субъектом хозяйственной или иной деятельности на разработанные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ получено заключение экологического аудита о соответствии указанных нормативов и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды, утверждение таких нормативов осуществляется в упрощенном порядке без проведения проверки соответствия разработанных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ требованиям в области охраны окружающей среды.».

 

Статья 15

 

Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 10 июля 2001 года
№ 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2947; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 48, ст. 6732; 2012, № 26, 3446) дополнить новыми абзацами следующего содержания:

«Факт выполнения мероприятия специальной экологической программы подтверждается отчетом о выполнении мероприятия специальной экологической программы, на которое получено заключение экологического аудита, которые исполнитель такого мероприятия (работ) обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии не позднее, чем через три месяца после срока завершения мероприятия (окончания работ), установленного специальной экологической программой.

 

Статья 16.

 

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005,
№ 1, ст. 25, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834, № 27, ст. 3213; 2008, № 29, ст. 3419, № 30, ст. 3616; 2009, № 1,
ст. 17, № 11, ст. 1261, № 52, ст. 6450; 2011, № 1, ст. 54, № 29, ст. 4281, № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, № 48, ст. 6732, № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477, № 30, ст. 4059, № 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, № 11, ст. 1092) следующие изменения:

1) в статье 1 абзац 33 исключить;

2) в статье 22:

а) часть 10 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на разработанные нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов получено заключение экологического аудита о соответствии указанных нормативов и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды и осуществляемой субъектом хозяйственной и иной деятельности, установление таких нормативов осуществляется в упрощенном порядке.»;

3) в статье 23.1:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, на которые получено заключение экологического аудита о соответствии указанных плана или программы и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, требованиям в области охраны окружающей в части возможности достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в результате реализации плана или программы в предусмотренные ими сроки.»;

в) часть 2 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, которым установлены временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы, обязаны ежегодно представлять в орган, установивший временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы, отчет о выполнении мероприятий плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности за прошедший календарный год, на который получено заключение экологического аудита о соответствии указанного отчета и деятельности утвержденному плану мероприятий, программе повышения экологической эффективности.»;

3) главу VI дополнить статьей 331 следующего содержания:

«331. Экологический аудит

1. Экологический аудит проводится в отношении хозяйственной
и иной деятельности, документов и документации в области охраны окружающей среды аудируемого лица в целях оценки их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды.

2. Порядок проведения экологического аудита устанавливается федеральным законом об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности.».

4) статью 65 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9. В случае если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, в отношении которых осуществляется региональный государственный экологический надзор, представлено в уполномоченный на его осуществление орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение комплексного экологического аудита о соответствии хозяйственной и иной деятельности и документов (документации) требованиям в области охраны окружающей среды, плановые проверки в отношении такого субъекта хозяйственной и иной деятельности могут быть проведены не ранее, чем через три года с момента утверждения заключения экологического аудита.

5) в части 2 статьи 78:

а) абзац первый дополнить словами: «, на который получено заключение экологического аудита о соответствии указанного плана
и нарушенного состояния окружающей среды в результате причиненного экологического вреда требованиям в области охраны окружающей среды, подтверждающее возможность восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате реализации проекта в предусмотренные им сроки.»;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

«Факт выполнения проекта восстановительных работ подтверждается отчетом о выполнения проекта восстановительных работ, на который получено заключение экологического аудита. Отчет
о выполнении проекта восстановительных работ и соответствующее заключение экологического аудита представляются ответчиком в орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов,
в соответствии с законодательством об исполнительном производстве
и в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в отношении объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, в срок, установленный судебным актом.

 

Статья 17.

 

Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2010, № 27, ст. 3420; 2011, № 1, ст. 12, № 19, ст. 2716, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 48, ст. 6728; 2013, № 27, ст. 3477, № 30, ст. 4084, № 52, ст. 6961; 2014, № 10, ст. 954) изложить в следующей редакции:

«1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации,
за исключением экологической аудиторской деятельности.».

 

Статья 18.

 

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 1, ст. 1, № 30, ст. 3029, № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700,
ст. 2708, ст. 2717, № 46, ст. 4434, № 50, ст. 4847, 4855, № 52, ст. 5037; 2004, № 31, ст. 3229, № 34, ст. 3529, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 9, ст. 13, ст. 45, № 10, ст. 763, № 13, ст. 1075, 1077, № 19, ст. 1752, № 27, ст. 2719, ст. 2721, № 30, ст. 3104, 3131, № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10, № 2,
ст. 172, № 10, ст. 1067, № 12, ст. 1234, № 17, ст. 1776, № 18, ст. 1907,
№ 19, ст. 2066, № 23, ст. 2380, № 31, ст. 3420, ст. 3433, ст. 3438,ст. 3452, № 45, ст. 4641, № 50, ст. 5279, № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, ст. 29, ст. 33, № 16, ст. 1825, № 26, ст. 3089, № 30, ст. 3755, № 31, ст. 4007, ст. 4008, № 41, ст. 4845, № 43, ст. 5084, № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941, № 20, ст. 2251, № 30, ст. 3604, № 49, ст. 5745, № 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, № 7, ст. 777, № 23, ст. 2759, № 26, ст. 3120, ст. 3122, № 29, ст. 3597, 3642, № 30, ст. 3739, № 48, ст. 5711, 5724, № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1, № 21, ст. 2525, № 23, ст. 2790, № 27, ст. 3416, № 28, ст. 3553, № 30, ст. 4002, 4005, 4006, 4007, № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208, № 41, ст. 5192, 5193, № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, ст. 23, ст. 54, № 7, ст. 901, ст. 905, № 15, ст. 2039, № 17, ст. 2310, № 19, ст. 2715, № 23, ст. 3260, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4290, 4298, № 30, ст. 4573, ст. 4584, ст. 4585, ст. 4590, ст. 4598, ст. 4600, ст. 4601, ст. 4605, № 46, ст. 6406, № 47, ст. 6601, ст. 6602, № 48, ст. 6728, № 49, ст. 7025, ст. 7061,
№ 50, ст. 7342, ст. 7345, ст. 7346, ст. 7351, ст. 7352, ст. 7355, ст. 7362, ст. 7366; 2012, № 6, ст. 621, № 10, ст. 1166, № 15, ст. 1723, № 19, ст. 2278, ст. 2281, № 24, ст. 3069, ст. 3082, № 29, ст. 3996, № 31, ст. 4320, ст. 4329, ст. 4330, № 47, ст. 6402, ст. 6403, ст. 6405, № 49, ст. 6757, № 53, ст. 7577, ст. 7602, ст. 7640; 2013, № 14, ст. 1651, ст. 1666, № 19, ст. 2323, ст. 2325, № 26, ст. 3207, 3208, № 27, ст. 3454, 3470, № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4081, 4082, № 31, ст. 4191, № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5446, 5452, № 44, ст. 5624, ст. 5643, № 48, ст. 6161, 6163, 6165, № 49, ст. 6327, 6341, № 51, ст. 6683, ст. 6685, ст. 6695, № 52, ст. 6961, ст. 6980, ст. 6986, ст. 7002; 2014, № 6, ст. 559, ст. 566, № 11,
ст. 1092, ст. 1096, № 14, ст. 1562, № 19, ст. 2302, ст. 2306, ст. 2310, ст. 2317, ст. 2324, ст. 2325, ст. 2326, ст. 2327, ст. 2330, ст. 2333, ст. 2335, № 26, ст. 3366, ст. 3368, ст. 3379) следующие изменения:

1) дополнить главу 8 статьей 8.4.1. следующего содержания:

«Статья 8.4.1 Нарушение законодательства в области экологической аудиторской деятельности

1. Невыполнение требований законодательства об обязательном проведении экологического аудита:

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Дача заведомо ложного заключения экологического аудита, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния –

влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет, на юридических лиц – от 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.».

Примечание.

1. За административное правонарушение, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо, экологические аудиторы – как должностные лица.».

2) часть 2 статьи 23.1 после цифр «8.3» дополнить цифрами «, 8.4.1».

 

Статья 19.

 

Главу 26 раздела IX Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 22, ст. 2332, № 26, ст. 3012, 1999, № 7, ст. 871, 873, № 11, ст. 1255, № 12, ст. 1407, № 28, ст. 3489 — 3491; 2001, № 11, ст. 1002, № 13, ст. 1140, № 26, ст. 2587, № 33, ст. 3424, № 47, ст. 4404, 4405, № 53, ст. 5028; 2002, № 10, ст. 966, № 19, ст. 1793, 1795, № 26, ст. 2518, № 30, ст. 3020, 3029, № 44, ст. 4298; 2003, № 11, ст. 954, № 15, ст. 1304, № 27, ст. 2708, 2712, № 50, ст. 4848, 4855; 2004, № 30, ст. 3091, ст. 3092; 2005, № 1, ст. 1, ст. 13, № 30, ст. 3104, № 52, ст. 5574; 2006, № 2, ст. 176, № 31, ст. 3452, № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 46, № 16, ст. 1822, 1826, № 21, ст. 2456, № 31, ст. 4000, ст. 4008, ст. 4011, № 45, ст. 5429, № 49, ст. 6079, № 50, ст. 6246, 6248; 2008, № 7, ст. 551, № 15, ст. 1444, № 20, ст. 2251, № 30, ст. 3601, № 48, ст. 5513, № 52, ст. 6227, 6235; 2009, № 1, ст. 29, № 7, ст. 788, № 18, ст. 2146, № 23, ст. 2761, № 26, ст. 3139, № 30, ст. 3735, № 31, ст. 3921, 3922, № 44, ст. 5170, № 45, ст. 5263, 5265, № 51, ст. 6161, № 52, ст. 6453; 2010, № 1, ст. 4, № 8, ст. 780, № 14, ст. 1553, № 15, ст. 1756, № 19, ст. 2289, № 21, ст. 2525, 2530, № 25, ст. 3071, № 27, ст. 3431, № 30, ст. 3986, № 31, ст. 4164, 4166, 4193, № 41, ст. 5192, 5199, № 49, ст. 6412, № 50, ст. 6610, № 52, ст. 6997, 7003; 2011, № 1, ст. 10, 54, № 11, ст. 1495, № 19, ст. 2714, № 29, ст. 4291, № 30, ст. 4598, ст. 4601, ст. 4605, № 45, ст. 6334, № 48, ст. 6730, № 50, ст. 7343, ст. 7361, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1162, ст. 1166, № 24, ст. 3071, № 29, ст. 3986, ст. 3987, № 30, ст. 4172, № 31, ст. 4330, № 43, ст. 5785, № 47, ст. 6401, № 49, ст. 6752, № 50, ст. 6954, № 53, ст. 7631, ст. 7633, ст. 7637; 2013, № 9, ст. 875, № 14, ст. 1667, № 26, ст. 3207, ст. 3209, № 27, ст. 3442, ст. 3477, ст. 3478, № 30, ст. 4031, ст. 4051, ст. 4054, ст. 4078, № 43, ст. 5440, № 44, ст. 5641, № 48, ст. 6161, № 48, ст. 6165, № 51, ст. 6685, ст. 6696, № 52, ст. 6945, ст. 6946, ст. 6986, ст. 6997, ст. 6998; 2014, № 6, ст. 556, ст. 566, № 19, ст. 2301, ст. 2303, ст. 2309, ст. 2333, ст. 2335, № 26, ст. 3385, № 26, ст. 3401) дополнить статьей 257.1 следующего содержания:

«Статья 257.1. Заведомо ложное заключение экологического аудита

1. Дача экологическим аудитором, экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором заведомо ложного заключения экологического аудита, если это повлекло причинение крупного ущерба окружающей среде, значительного вреда здоровью граждан — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.».

 

Статья 20.

 

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140, № 29, ст. 3601, № 48, ст. 5711, № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988, № 18, ст. 2142, № 31, ст. 4160, ст. 4193, ст. 4196, № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 20, № 17, ст. 2310, № 23, ст. 3263, № 27, ст. 3880, № 30, ст. 4590, № 48, ст. 6728; 2012, № 19, ст. 2281, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4320, № 31, ст. 4322, № 47, ст. 6402; 2013, № 9, ст. 874, № 27, ст. 3477, №  30, ст. 4041, № 44, ст. 5633, № 48, ст. 6165, № 49, ст. 6338, № 52, ст. 6961, ст. 6979, ст. 6981; 2014, № 11, ст. 1092, ст. 1098, № 26, ст. 3366) следующие изменения:

1) дополнить статью 9 частью 15 следующего содержания:

«15. В случае если субъектом хозяйственной и иной деятельности, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический надзор, представлено в уполномоченный на его осуществление орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение комплексного экологического аудита
о соответствии хозяйственной и иной деятельности и документов (документации) требованиям в области охраны окружающей среды, плановые проверки в отношении такого субъекта хозяйственной и иной деятельности могут быть проведены не ранее, чем через три года
с момента утверждения заключения экологического аудита.».

Статья 21.

 

Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716, № 30, ст. 4590, № 43, ст. 5971, № 48, ст. 6728; 2012, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4322; 2013, № 9, ст. 874, № 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) дополнить статью 12 пунктом 51 следующего содержания:

«51) экологическая аудиторская деятельность.».

 

Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года после дня его официального опубликования, за исключением норм статей 5, 6, 13-20.

2. До 1 января 2018 года допускается проведение экологического аудита без наличия квалификационного аттестата экологического аудита и лицензии на осуществление экологической аудиторской деятельности.

3. С 1 января 2019 года вступают в силу статьи 5, 6, 13-20 настоящего федерального закона.

           ПрезидентРоссийской Федерации