ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

№ 1225-р от 31.08.2002.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

 

от 31 августа 2002 г. N 1225-р

г. Москва

 

 

Одобрить   прилагаемую   Экологическую   доктрину   Российской

Федерации,    разработанную   МПР   России   с   участием   органов

государственной     власти     Российской     Федерации,    органов

государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов

местного  самоуправления,  общественных  экологических организаций,

деловых и научных кругов.

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                М.Касьянов

__________________________

 

 

 

ОДОБРЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 31 августа 2002 г.

N 1225-р

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Современный    экологический    кризис   ставит   под   угрозу

возможность    устойчивого   развития   человеческой   цивилизации.

Дальнейшая  деградация  природных  систем  ведет  к  дестабилизации

биосферы,   утрате   ее   целостности  и  способности  поддерживать

качества  окружающей  среды,  необходимые  для  жизни.  Преодоление

кризиса   возможно   только  на  основе  формирования  нового  типа

взаимоотношений   человека   и   природы,  исключающих  возможность

разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое  развитие  Российской  Федерации,  высокое качество

жизни  и  здоровья  ее населения, а также национальная безопасность

могут  быть  обеспечены  только  при  условии  сохранения природных

систем  и  поддержания  соответствующего качества окружающей среды.

Для  этого  необходимо  формировать и последовательно реализовывать

единую  государственную  политику  в области экологии, направленную

на  охрану  окружающей среды и рациональное использование природных

ресурсов.  Сохранение и восстановление природных систем должно быть

одним   из  приоритетных  направлений  деятельности  государства  и

общества.

Россия  играет  ключевую роль в поддержании глобальных функций

биосферы,  так  как  на ее обширных территориях, занятых различными

природными    экосистемами,    представлена    значительная   часть

биоразнообразия      Земли.      Масштабы      природно-ресурсного,

интеллектуального  и экономического потенциала Российской Федерации

обусловливают   важную   роль   России   в   решении  глобальных  и

региональных экологических проблем.

К  числу  основных  факторов  деградации  природной  среды  на

мировом уровне относятся:

рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

увеличение   численности   населения  планеты  при  сокращении

территорий, пригодных для проживания людей;

деградация  основных  компонентов биосферы, включая сокращение

биологического  разнообразия, связанное с этим снижение способности

природы   к   саморегуляции   и   как   следствие  —  невозможность

существования человеческой цивилизации;

возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

возрастание  экологического  ущерба  от  стихийных  бедствий и

техногенных катастроф;

недостаточный    для    перехода    к   устойчивому   развитию

человеческой  цивилизации  уровень  координации  действий  мирового

сообщества  в области решения экологических проблем и регулирования

процессов глобализации;

продолжающиеся    военные    конфликты    и   террористическая

деятельность.

К   числу   основных   факторов   деградации  природной  среды

Российской Федерации относятся:

преобладание   ресурсодобывающих  и  ресурсоемких  секторов  в

структуре  экономики,  что  приводит к быстрому истощению природных

ресурсов и деградации природной среды;

низкая  эффективность  механизмов  природопользования и охраны

окружающей   среды,   включая   отсутствие   рентных   платежей  за

пользование природными ресурсами;

резкое  ослабление управленческих, и прежде всего контрольных,

функций   государства   в   области   природопользования  и  охраны

окружающей среды;

высокая  доля  теневой  экономики  в  использовании  природных

ресурсов;

низкий  технологический  и  организационный уровень экономики,

высокая степень изношенности основных фондов;

последствия  экономического  кризиса и невысокий уровень жизни

населения;

низкий   уровень   экологического   сознания  и  экологической

культуры населения страны.

Эти  факторы  должны  учитываться  при проведении в Российской

Федерации единой государственной политики в области экологии.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Экологическая  доктрина  Российской Федерации определяет цели,

направления,  задачи  и  принципы проведения в Российской Федерации

единой  государственной политики в области экологии на долгосрочный

период.

Сохранение  природы  и  улучшение  окружающей  среды  являются

приоритетными  направлениями  деятельности  государства и общества.

Природная     среда     должна     быть    включена    в    систему

социально-экономических    отношений    как   ценнейший   компонент

национального   достояния.   Формирование  и  реализация  стратегии

социально-экономического    развития   страны   и   государственная

политика  в  области  экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку

здоровье,   социальное   и   экологическое  благополучие  населения

находятся в неразрывном единстве.

Экологическая  доктрина  базируется  на Конституции Российской

Федерации,  федеральных  законах  и иных нормативных правовых актах

Российской  Федерации, международных договорах Российской Федерации

в  области  охраны  окружающей  среды и рационального использования

природных ресурсов, а также на:

фундаментальных  научных  знаниях в области экологии и смежных

наук;

оценке   современного   состояния   природной   среды   и   ее

воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;

признании   важного   значения   природных  систем  Российской

Федерации для глобальных биосферных процессов;

учете  глобальных  и  региональных особенностей взаимодействия

человека и природы.

Настоящий  документ  учитывает  также рекомендации Конференции

ООН  по  окружающей  среде  и  развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и

последующих  международных  форумов  по вопросам окружающей среды и

обеспечения устойчивого развития.

 

2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

 

Стратегической   целью   государственной  политики  в  области

экологии  является  сохранение  природных  систем,  поддержание  их

целостности  и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития

общества,  повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и

демографической  ситуации,  обеспечения  экологической безопасности

страны.

Для этого необходимы:

сохранение    и    восстановление    природных    систем,   их

биологического  разнообразия  и  способности  к  саморегуляции  как

необходимого условия существования человеческого общества;

обеспечение  рационального  природопользования и равноправного

доступа  к  природным  ресурсам  ныне  живущих  и будущих поколений

людей;

обеспечение  благоприятного  состояния  окружающей  среды  как

необходимого   условия   улучшения   качества   жизни   и  здоровья

населения.

Государственная  политика  в  области  экологии  базируется на

следующих основных принципах:

устойчивое  развитие,  предусматривающее равное внимание к его

экономической,   социальной   и   экологической   составляющим,   и

признание   невозможности   развития   человеческого  общества  при

деградации природы;

приоритетность   для   общества   жизнеобеспечивающих  функций

биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

справедливое  распределение доходов от использования природных

ресурсов и доступа к ним;

предотвращение    негативных   экологических   последствий   в

результате     хозяйственной    деятельности,    учет    отдаленных

экологических последствий;

отказ   от   хозяйственных   и   иных  проектов,  связанных  с

воздействием    на   природные   системы,   если   их   последствия

непредсказуемы для окружающей среды;

природопользование  на платной основе и возмещение населению и

окружающей   среде   ущерба,   наносимого  в  результате  нарушения

законодательства об охране окружающей среды;

открытость экологической информации;

участие   гражданского   общества,  органов  самоуправления  и

деловых  кругов  в  подготовке,  обсуждении,  принятии и реализации

решений   в   области   охраны  окружающей  среды  и  рационального

природопользования.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

 

Обеспечение устойчивого природопользования

 

Основными  задачами в указанной сфере являются неистощительное

использование    возобновляемых    и   рациональное   использование

невозобновляемых природных ресурсов.

Для этого необходимы:

внедрение  комплексного  природопользования, его ориентация на

цели    устойчивого    развития   Российской   Федерации,   включая

экологически  обоснованные  методы использования земельных, водных,

лесных, минеральных и других ресурсов;

сокращение    в    структуре   национальной   экономики   доли

предприятий,    эксплуатирующих    природные    ресурсы;   развитие

наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;

сохранение  разнообразия  используемых биологических ресурсов,

их   внутренней   структуры   и   способности   к  саморегуляции  и

самовоспроизводству;

максимально    полное   использование   извлеченных   полезных

ископаемых  и  добытых  биологических ресурсов, минимизация отходов

при их добыче и переработке;

минимизация  ущерба, наносимого природной среде при разведке и

добыче  полезных  ископаемых;  рекультивация  земель,  нарушенных в

результате разработки месторождений полезных ископаемых;

внедрение  систем  обустройства  сельскохозяйственных земель и

ведения    сельского    хозяйства,   адаптированных   к   природным

ландшафтам,   развитие   экологически  чистых  сельскохозяйственных

технологий,  сохранение  и  восстановление естественного плодородия

почв на землях сельскохозяйственного назначения;

поддержание    традиционной    экологически   сбалансированной

хозяйственной деятельности;

предотвращение    и   пресечение   всех   видов   нелегального

использования  природных  ресурсов, в том числе браконьерства, и их

незаконного оборота.

 

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

 

Основной   задачей   в   указанных  сферах  является  снижение

загрязнения  окружающей  среды  выбросами,  сбросами  и отходами, а

также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.

Для этого необходимы:

внедрение  ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех

сферах хозяйственной деятельности;

технологическое   перевооружение   и   постепенный   вывод  из

эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;

оснащение      предприятий     современным     природоохранным

оборудованием;

обеспечение  качества  воды,  почвы  и  атмосферного воздуха в

соответствии с нормативными требованиями;

сокращение   удельного   водопотребления   в   производстве  и

жилищно-коммунальном хозяйстве;

поддержка   экологически  эффективного  производства  энергии,

включая   использование   возобновляемых  источников  и  вторичного

сырья;

развитие  систем использования вторичных ресурсов, в том числе

переработки отходов;

снижение  потерь  энергии  и  сырья при транспортировке, в том

числе    за    счет   экологически   обоснованной   децентрализации

производства  энергии,  оптимизации  системы энергоснабжения мелких

потребителей;

модернизация   и   развитие   экологически   безопасных  видов

транспорта,  транспортных  коммуникаций  и  топлива,  в  том  числе

неуглеродного;

переход  к экологически безопасному общественному транспорту —

основному виду передвижения в крупных городах;

развитие   экологически  безопасных  технологий  реконструкции

жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;

поддержка  производства  товаров,  рассчитанных на максимально

длительное использование.

 

Сохранение и восстановление природной среды

 

Основными  задачами  в  указанной  сфере являются сохранение и

восстановление    ландшафтного   и   биологического   разнообразия,

достаточного   для   поддержания  способности  природных  систем  к

саморегуляции     и     компенсации    последствий    антропогенной

деятельности.

Для этого необходимы:

сохранение   и  восстановление  оптимального  для  устойчивого

развития   страны   и   отдельных   регионов   комплекса  наземных,

пресноводных и морских природных систем;

сохранение  и  восстановление  редких и исчезающих видов живых

организмов   в   естественной   среде   их  обитания,  в  неволе  и

генетических банках;

создание  и  развитие  особо  охраняемых  природных территорий

разного  уровня  и  режима,  формирование  на их основе, а также на

основе  других  территорий  с  преобладанием естественных процессов

природно-заповедного   фонда   России   в   качестве  неотъемлемого

компонента   развития   регионов   и  страны  в  целом,  сохранение

уникальных природных комплексов;

сохранение  и  восстановление  целостности природных систем, в

том  числе  предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной

деятельности     при    создании    гидротехнических    сооружений,

автомобильных  и  железных  дорог,  газо-  и  нефтепроводов,  линий

электропередачи и других линейных сооружений;

сохранение    и   восстановление   природного   биологического

разнообразия    и    ландшафтов   на   хозяйственно   освоенных   и

урбанизированных территориях.

 

4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально

опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

 

Основной   задачей   в   этой   области  является  обеспечение

экологической     безопасности     потенциально    опасных    видов

деятельности,  реабилитация  территорий и акваторий, пострадавших в

результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Для этого необходимы:

осуществление   в   приоритетном  порядке  учета  интересов  и

безопасности  населения при решении вопросов о потенциально опасных

производствах и видах деятельности;

обеспечение  радиационной и химической безопасности и снижение

риска  воздействия  на  здоровье  человека  и  окружающую среду при

проектировании,    строительстве,    эксплуатации   и   выводе   из

эксплуатации  промышленных  и  энергетических объектов (в том числе

ядерных   установок,   включая  АЭС,  химических,  горно-добывающих

предприятий и т. п.);

разработка  и  реализация  мер  по  снижению  и предотвращению

экологического  ущерба  от  деятельности Вооруженных Сил Российской

Федерации,  других  войск,  воинских  формирований, в том числе при

пусках ракет любого вида;

обеспечение  экологической безопасности при разоружении, в том

числе  уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств

химического  оружия,  а  также решение проблемы старого химического

оружия;

снижение  производства  и  использования  токсичных  и  других

особо   опасных   веществ,  обеспечение  их  безопасного  хранения;

планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов;

обеспечение   экологической   безопасности   при  обращении  с

радиоактивными   веществами,  радиоактивными  отходами  и  ядерными

материалами;

разработка   системы   чрезвычайного  реагирования  и  системы

оповещения на экологически опасных объектах;

разработка  мер  по  предупреждению и ликвидации экологических

последствий вооруженных конфликтов;

реабилитация  территорий и акваторий, подвергшихся негативному

влиянию  хозяйственной  деятельности,  в  том числе радиационному и

химическому воздействию;

реабилитация  территорий  и акваторий, загрязненных в процессе

функционирования  объектов  ракетно-космической  и атомной отраслей

промышленности,  в  том числе при производстве, испытании, хранении

и  уничтожении  оружия  массового  поражения,  а также в результате

деятельности  Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск и

воинских формирований.

 

Экологические приоритеты в здравоохранении

 

Основными  задачами  в  указанных  областях являются улучшение

качества  жизни,  здоровья  и  увеличение  продолжительности  жизни

населения     путем     снижения    неблагоприятного    воздействия

экологических   факторов   и  улучшения  экологических  показателей

окружающей среды.

Для этого необходимы:

оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;

обеспечение   качества   воздуха   и  воды  в  соответствии  с

установленным нормами;

обеспечение   населения  экологически  безопасными  продуктами

питания,  в  том числе контроль за ввозом, производством и оборотом

продуктов  питания  и  их компонентов, полученных из их генетически

измененных форм;

обеспечение  экологической безопасности жилья, одежды, бытовой

техники и других предметов домашнего обихода;

проведение  реконструкции  населенных  пунктов  и промышленных

зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;

оказание  адресной  помощи  группам  населения,  проживающим в

зонах  экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным

экологическим  воздействиям  (дети,  беременные  женщины,  кормящие

матери и др.);

приоритетное  оказание  лечебной  помощи  и/или предоставление

компенсации   за   утраченное   здоровье   лицам,  пострадавшим  от

химического,   радиационного  и  других  воздействий,  связанных  с

экологически опасной деятельностью, а также их потомкам;

поэтапное   переселение   населения   из   зон  экологического

бедствия,   техногенных   и  природных  катастроф,  не  поддающихся

реабилитации;

переход  хозяйственного  комплекса в регионах с экстремальными

природно-климатическими      условиями     на     высокоэффективные

автоматизированные  технологии,  применение  вахтовой и ротационной

систем ведения работ.

 

Предотвращение и снижение экологических последствий

чрезвычайных ситуаций

 

Основной  задачей  в  указанной  области  является выявление и

минимизация  экологических  рисков  для  природной среды и здоровья

населения,   связанных   с   возникновением  чрезвычайных  ситуаций

природного и техногенного характера.

Для этого необходимы:

своевременное    прогнозирование    и    выявление   возможных

экологических   угроз,   включая  оценку  природных  и  техногенных

факторов    возникновения   возможных   чрезвычайных   ситуаций   с

негативными экологическими последствиями;

разработка  и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных

ситуаций с негативными экологическими последствиями;

обучение  населения  правилам  поведения, действиям и способам

защиты  при  чрезвычайных  ситуациях  с  негативными экологическими

последствиями;

разработка  и  совершенствование  универсальных средств защиты

населения  и  территорий  при возникновении чрезвычайных ситуаций с

негативными экологическими последствиями.

 

Предотвращение терроризма, создающего опасность

для окружающей среды

 

Основной  задачей  в указанной области является предотвращение

террористических    актов,   вызывающих   ухудшение   экологической

обстановки и деградацию природной среды.

Для этого необходимы:

предотвращение  диверсий  и  техногенных  аварий с негативными

последствиями для окружающей среды;

предотвращение  преднамеренного применения химических веществ,

вызывающих деградацию природной среды;

предотвращение   умышленных  пожаров,  вызывающих  уничтожение

природных  и  аграрных  экосистем,  а  также предотвращение ввоза и

распространения  с террористическими целями видов живых организмов,

вызывающих нарушения в данных экосистемах.

 

Контроль за использованием и распространением чужеродных

видов и генетически измененных организмов

 

Основной  задачей в этой области является организация контроля

за  ввозом,  использованием и распространением на территории страны

чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Для этого необходимы:

обеспечение     эффективной    работы    карантинных    служб,

предотвращение   проникновения   и  несанкционированного  ввоза  на

территорию   страны   чужеродных  видов  и  генетически  измененных

организмов,   а   также  вредителей,  переносчиков  и  возбудителей

заболеваний;

контроль   за   проведением  акклиматизационных  работ  внутри

страны;

разработка  и реализация системы мероприятий по предотвращению

неконтролируемого  распространения  чужеродных  видов и генетически

измененных  организмов  в  природной среде и ликвидации последствий

этих процессов;

контроль  и  обеспечение  безопасного использования чужеродных

видов и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте.

 

5. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

 

Развитие системы государственного управления охраной

окружающей среды и природопользованием

 

Основной   задачей  в  указанной  сфере  является  обеспечение

эффективного  государственного  управления охраной окружающей среды

и     использованием     природных    ресурсов,    соответствующего

демократическому устройству и рыночной экономике.

Для этого необходимы:

развитие   государственного  регулирования  охраны  окружающей

среды  и  использования  природных ресурсов с учетом различных форм

их освоения;

четкое   разграничение   полномочий  и  ответственности  между

федеральными  и  региональными  органами  государственной  власти и

органами    местного   самоуправления   в   области   контроля   за

использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;

учет   экологических   проблем   при  регулировании  отношений

собственности на природные ресурсы;

обеспечение          государственного,         ведомственного,

производственного,  муниципального  и  общественного экологического

контроля,   а   также   совершенствование  системы  лицензирования,

сертификации и паспортизации;

развитие  государственного  нормирования  и  контроля качества

окружающей  среды  и установление единых требований к хозяйствующим

субъектам;

совершенствование  механизма и усиление роли государственной и

общественной    экологической    экспертизы,   включая   экспертизу

проектов, технологий и государственных программ;

внедрение  стратегической  оценки  воздействия  на  окружающую

среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;

поддержание  в постоянной готовности органов управления, сил и

средств   реагирования   на   возникающие  экологические  угрозы  и

чрезвычайные ситуации;

создание  в  секторах промышленности, в которых осуществляется

потенциально      опасная      деятельность,     специализированных

подразделений,  предназначенных  для  предотвращения  и  ликвидации

негативных последствий такой деятельности;

наделение   должностных   лиц,   осуществляющих   контроль  за

соблюдением  законодательства  в  области  использования  природных

ресурсов  и  охраны  окружающей  среды,  необходимыми полномочиями,

обеспечение  им  государственной защиты и предоставление социальных

гарантий.

 

Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

 

Основными   задачами   в  указанной  сфере  являются  создание

эффективного  правового  механизма обеспечения сохранения природной

среды  и  экологической  безопасности,  а  также  совершенствование

правоприменительной   практики   в   целях  обеспечения  адекватной

ответственности    за    экологические    правонарушения    и    ее

неотвратимости.

Для этого необходимы:

устранение    противоречий    между    природно-ресурсными   и

природоохранными  нормами  законодательства Российской Федерации, а

также  между  законодательством в области охраны окружающей среды и

нормами иных отраслей права;

обеспечение  реализации  законодательных  актов путем принятия

подзаконных    нормативных    правовых   актов,   необходимых   для

полноценного применения федеральных законов;

правовое      закрепление      необходимости     представления

экологического  обоснования деятельности как одного из обязательных

условий  при  проведении  конкурсов,  тендеров,  аукционов на право

реализации и/или выбора проектов;

развитие   системы   государственных   стандартов   Российской

Федерации   в   области  охраны  окружающей  среды,  закрепление  в

правовой  системе  Российской Федерации международных экологических

стандартов,   обеспечивающих  снижение  антропогенной  нагрузки  на

окружающую среду;

гармонизация  законодательства  Российской Федерации в области

охраны  окружающей среды и норм международного права в этой области

в   рамках   обязательств  Российской  Федерации  по  международным

договорам;

развитие   и   активизация   судебных   механизмов  разрешения

противоречий  между  интересами  населения, субъектов хозяйственной

деятельности и государства в области охраны окружающей среды;

укрепление  системы  прокурорского  надзора  и  реализация мер

прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;

совершенствование   методик  расчета  и  практики  компенсации

ущерба    в    результате    экологических   правонарушений   и/или

осуществление экологически опасных видов деятельности;

обеспечение   применения   механизмов  прекращения  незаконной

деятельности.

 

Экономические и финансовые механизмы

 

Основной   задачей   в  этой  области  является  экономическое

регулирование    рыночных    отношений    в   целях   рационального

неистощительного    природопользования,    снижения   нагрузки   на

природную  среду,  ее  охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных

средств на природоохранную деятельность.

Для этого необходимы:

обеспечение  перехода  в  сфере  природопользования  к системе

рентных платежей;

включение   в   экономические   показатели   полной  стоимости

природных  объектов  с  учетом  их средообразующей функции, а также

стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);

создание   полноценного  механизма  взимания  с  хозяйствующих

субъектов,   эксплуатирующих   природные  ресурсы,  платежей  и  их

использование  на  сохранение  и  восстановление природной среды, в

том числе биоразнообразия;

реализация  в  полной  мере  принципа  «загрязнитель  платит»;

обеспечение  зависимости  размеров  платы за выбросы и сбросы от их

объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;

разработка  научно  обоснованной  методики определения размера

компенсаций   за  ущерб,  наносимый  окружающей  среде  и  здоровью

граждан  в  процессе  хозяйственной деятельности, при техногенных и

природных    чрезвычайных   ситуациях,   а   также   в   результате

экологически   опасной   деятельности,   в   том   числе   военной,

обеспечение    обязательной   компенсации   экологического   ущерба

окружающей среде и здоровью населения;

обеспечение   адекватного   бюджетного  финансирования  охраны

окружающей   среды   как   одного   из   приоритетных   направлений

деятельности государства;

создание   системы  финансирования  природоохранных  работ  на

конкурсной   основе   за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней  и

внебюджетных источников;

формирование  и  применение  налоговой  и  тарифной  политики,

стимулирующей  переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой

переработки;

создание  и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих

использование  экологически  чистых  технологий,  товаров  и  услуг

независимо от страны-производителя;

совершенствование  механизмов  изменения  форм собственности и

купли-продажи  земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с

учетом  задач  сохранения и восстановления природной среды (включая

оценку  прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению

реабилитационных мероприятий и др.);

установление    механизма    финансовых    гарантий,   включая

экологическое   страхование,   связанных   с  возможным  негативным

воздействием на окружающую среду;

содействие    развитию   экологического   аудита   действующих

предприятий,  предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и

добровольной сертификации;

внедрение  рыночных  механизмов  охраны  природы,  в том числе

стимулирующих   повторное  использование  и  вторичную  переработку

промышленных товаров;

введение   ответственности   производителя   за  произведенный

продукт  на  всех  стадиях  —  от получения сырья и производства до

утилизации;   создание   условий   для  внедрения  системы  лизинга

экологически    безопасных    промышленных    товаров   длительного

пользования, в том числе для личных нужд;

использование   схем   международных   финансово-экономических

расчетов   с   учетом   вклада   стран   в  обеспечение  глобальной

устойчивости  биосферы  («долги  за  природу»,  углеродный кредит и

другие  механизмы,  предусматриваемые  международными конвенциями и

соглашениями);

формирование  условий для стимулирования благотворительности в

области охраны природы.

 

Экологический мониторинг и информационное обеспечение

 

Основной   задачей   в   этих  областях  является  обеспечение

государственных  и муниципальных органов, юридических лиц и граждан

достоверной   информацией   о   состоянии  окружающей  среды  и  ее

возможных неблагоприятных изменениях.

Для этого необходимы:

развитие   единой   государственной   системы   экологического

мониторинга   на   всей   территории   страны,  включая  мониторинг

биотических и абиотических компонентов природной среды;

совершенствование     нормативной    базы,    регламентирующей

взаимодействие    федеральных    органов   исполнительной   власти,

осуществляющих  государственный  экологический  мониторинг, включая

формирование фонда информационных ресурсов;

совершенствование  системы  показателей,  создание методологии

экологического    мониторинга   Российской   Федерации,   а   также

техническое   и   материальное   обеспечение  деятельности  системы

экологического мониторинга;

обеспечение     достоверности    и    сопоставимости    данных

экологического   мониторинга  по  отдельным  отраслям  экономики  и

регионам страны;

совершенствование    системы    учета   и   контроля   ядерных

материалов, радиоактивных веществ и отходов;

проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;

выявление   и   обозначение   на  местности  всех  территорий,

подвергшихся  радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах,

представляющих опасность для окружающей среды и населения;

инвентаризация  экологически опасных производств, сооружений и

захоронений   отходов;   оценка  риска  возникновения  чрезвычайных

экологических ситуаций и путей их предотвращения;

формирование   и   ведение   кадастров   экологически  опасных

объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

инвентаризация  территории  для выявления и специальной охраны

земель,    пригодных    для    производства   экологически   чистой

сельскохозяйственной  продукции, водных объектов со стратегическими

запасами  питьевой  воды,  природных  комплексов, выполняющих особо

важные     средообразующие     функции    и    обладающих    особым

рекреационно-оздоровительным значением;

формирование   системы   государственных  кадастров  природных

ресурсов,   особо  охраняемых  природных  территорий  и  территорий

традиционного природопользования;

обеспечение   открытости  информации  о  состоянии  окружающей

среды  и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан

к   информации   в   сфере   экологии,   жизненно   важной  для  их

безопасности;

информационное  обеспечение  учета результатов государственной

экологической   экспертизы  всех  проектов,  программ  и  объектов,

подлежащих обязательной экологической экспертизе.

 

Научное обеспечение

 

Основными   задачами   научного  обеспечения  в  сфере  защиты

окружающей  среды являются развитие научных знаний об экологических

основах   устойчивого   развития,   выявление  новых  экологических

рисков,   порождаемых   развитием   общества,  а  также  природными

процессами и явлениями.

Для этого необходимы:

формирование  теоретических и технологических основ перехода к

устойчивому развитию Российской Федерации;

разработка    экологической    составляющей    стратегического

прогноза развития России;

исследование  возможного глобального и регионального изменения

климата и его последствий для природной среды;

исследование   биологических   систем   и  их  средообразующих

функций,  определение пределов устойчивости и экологической емкости

природных систем;

разработка   экологически   эффективных  и  ресурсосберегающих

технологий,  производств,  видов  сырья,  материалов,  продукции  и

оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;

разработка   научных   принципов  и  технологий  использования

возобновляемых     биологических    ресурсов    (лесных,    водных,

охотничье-промысловых,  лекарственных  и  др.),  обеспечивающих  их

устойчивое воспроизводство;

разработка   принципов   использования   атмосферного  воздуха

(воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;

разработка   эффективных   методов  сохранения  биологического

разнообразия,  включая  развитие  сети  особо  охраняемых природных

территорий,  сохранение  и  восстановление  редких  и  ценных видов

животных и растений, а также природных сообществ и систем;

анализ  распространения  чужеродных  и  генетически измененных

видов   живых   организмов  и  разработка  соответствующих  методов

контроля и снижения негативных последствий этих процессов;

разработка   методологии   и   методов   эколого-экономической

оценки,  в  том  числе  определение  стоимости природных объектов с

учетом  их  средообразующей функции, для использования при принятии

решений в различных отраслях экономики Российской Федерации;

создание   основ  определения  экологических  рисков  в  целях

создания системы управления качеством природной среды;

разработка  средств  и  методов  предупреждения  и  ликвидации

загрязнений,  реабилитации  окружающей  среды  и утилизации опасных

отходов;

изучение   связи   между  заболеваниями  людей  и  изменениями

качества окружающей среды;

разработка   и  развитие  современных  методов  экологического

мониторинга,    а   также   информационных   технологий   в   целях

государственного  управления  в области природопользования и охраны

окружающей среды.

 

Экологическое образование и просвещение

 

Основной   задачей   в   этих   областях   является  повышение

экологической   культуры   населения,   образовательного  уровня  и

профессиональных навыков и знаний в области экологии.

Для этого необходимы:

создание    государственных    и    негосударственных   систем

непрерывного экологического образования и просвещения;

включение        вопросов        экологии,       рационального

природопользования,  охраны окружающей среды и устойчивого развития

Российской    Федерации   в   учебные   планы   на   всех   уровнях

образовательного процесса;

усиление    роли    социальных    и    гуманитарных   аспектов

экологического      образования      и     эколого-просветительской

деятельности;

подготовка  и переподготовка в области экологии педагогических

кадров  для  всех  уровней  системы обязательного и дополнительного

образования  и  просвещения,  в  том  числе по вопросам устойчивого

развития Российской Федерации;

включение   вопросов   формирования   экологической  культуры,

экологического  образования  и  просвещения  в федеральные целевые,

региональные и местные программы развития территорий;

государственная  поддержка  деятельности системы образования и

просвещения,    осуществляющих    экологическое    просвещение    и

образование;

разработка    стандартов   образования,   ориентированных   на

разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;

развитие  системы  подготовки  в  области экологии руководящих

работников  различных  сфер производства, экономики и управления, а

также  повышения  квалификации  специалистов природоохранных служб,

правоохранительных и судебных органов;

повышение   информированности   деловых   кругов  по  вопросам

законодательства  в  области охраны окружающей среды, рационального

природопользования,  устойчивого  развития  Российской Федерации, а

также  обучение  их  методам  управления  с  учетом  экологического

фактора;

поддержка  и  публикация  материалов  по  вопросам  экологии в

средствах массовой информации.

 

Развитие гражданского общества как условие реализации

государственной политики в области экологии

 

Основной  задачей  в  этой  области  является  государственное

содействие экологизации гражданского общества.

Для этого необходимы:

совершенствование   законодательства   для  создания  правовых

условий,  позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации

экологически   значимых  решений,  в  том  числе  путем  проведения

опросов,    общественных   слушаний,   общественных   экспертиз   и

референдумов;

обеспечение     возможности     прохождения     альтернативной

гражданской   службы   на  объектах  и  в  структурах,  реализующих

политику в области экологии;

поддержка     экологических     общественных     движений    и

благотворительной деятельности;

создание  условий  для  поддержания  и  развития традиционного

экологически    сбалансированного    природопользования    коренных

малочисленных народов;

совершенствование    законодательства    в    целях   развития

общественного  экологического  контроля,  в  том числе общественных

инспекций.

 

Региональная политика в области экологии

 

Основными   задачами  в  этой  области  являются  экологически

обоснованное   размещение   хозяйственных   и  жилищно-коммунальных

объектов  и  максимальное  использование  возможностей  и специфики

субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

Для этого необходимы:

внедрение  природно-ландшафтного,  в  том  числе бассейнового,

принципа управления природными комплексами;

концентрация   имеющихся  и  создаваемых  производств  на  уже

трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;

резервирование  на  основе эколого-экономического обоснования,

в   том   числе   исключение   из   хозяйственного   использования,

территорий,  еще  не  освоенных  или  мало затронутых хозяйственной

деятельностью,  либо  непревышение  экологической емкости природных

систем при освоении этих территорий;

учет  задач  по  сохранению целостности природных комплексов в

процессе территориального планирования;

расширение  практики использования местных природных, сырьевых

и   энергетических   ресурсов   на   основе   экологически   чистых

технологий;

обеспечение   приоритетного   участия  коренных  малочисленных

народов  в  выборе  стратегии  развития  территорий, на которых они

традиционно проживают.

 

Международное сотрудничество

 

Основной  задачей в этой области является реализация интересов

Российской   Федерации   путем   участия  в  решении  глобальных  и

региональных  экологических  проблем и регулировании глобализации в

интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Для этого необходимы:

участие  Российской  Федерации  в консолидации усилий мирового

сообщества   по   сохранению   окружающей  среды,  в  том  числе  в

разработке и выполнении международных договоров по ее охране;

содействие  экологизации  положений  действующих и планируемых

международных договоров;

активное  участие  в международных экологических организациях,

в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;

обеспечение    обязательной    государственной   экологической

экспертизы  и экологического контроля всех международных программ и

проектов, реализуемых на территории России;

упреждающее   воздействие   на   процесс   глобализации  путем

активного    участия    Российской    Федерации   в   международных

переговорах,    касающихся    использования   природных   ресурсов,

трансграничного  перемещения технологий, товаров и услуг, способных

нанести экологический ущерб населению и природной среде.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Реализация положений   настоящего    документа    предполагает

разработку   планов   действий   на   федеральном,  региональном  и

отраслевом  уровнях,  а   также   разработку   и   реализацию   мер

государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей

среды и рационального природопользования.  Конкретизация  положений

настоящего  документа применительно к отдельным сферам деятельности

общества и государства и  особенностям  проведения  государственной

политики  в  области  экологии  по  различным  субъектам Российской

Федерации может быть осуществлена при разработке программ  развития

субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.