Ю.В. Бабина, «Об основных изменениях природоохранного законодательства в 2015 г.»

В 2014 г. в Российской Федерации был принят ряд федеральных законов, которые вносят в природоохранное законодательство изменения, прямо или косвенно затрагивающие отношения в области охраны окружающей среды. Часть из них вступает в силу в 2015 г. Наиболее радикально изменяют существующие подходы к государственному регулированию в области охраны окружающей среды нормы Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), которые будут вступать в силу в 2015–2020 гг.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10.01.2002 № 7-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» В 2015 Г.

С 1 января 2015 г. в соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ вступают в силу новые статьи Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ): ст. 4.1 «Загрязняющие вещества», 4.2 «Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», 28.1 «Наилучшие доступные технологии» и 69.2 «Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Кроме того, с 1 января 2015 г. вступают в силу новые редакции ст. 1 (дополнительные термины), 17 (о государственной поддержке природоохранной деятельности), 19–21 (в отношении общих положений по нормированию в области охраны окружающей среды), 69(в отношении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС)) Федерального закона № 7-ФЗ, а также дополнительные принципы охраны окружающей среды согласно ст. 3 (в т.ч.«обязательность финансирования юридическими лицами[1] и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия»).

 

Принципиально новой является ст. 4.2 «Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона № 7-ФЗ, в которой определены 4 категории объектов:

  • объекты, оказывающиезначительное воздействие на окружающую среду иотносящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — I категории;
  • объекты, оказывающиеумеренное воздействие на окружающую среду, — II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду, — III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду, — IV категории.

Впервые упоминание о распределении объектов, оказывающих НВОС, на категории появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г., но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано. Распределение же объектов, оказывающих НВОС, на категории в соответствии с нормами Федерального закона № 219-ФЗ должно затронуть в 2019–2020 гг. основы всего государственного управления в области охраны окружающей среды (нормирование и разрешительный характер воздействий на окружающую среду, плату за НВОС, производственный контроль и государственный экологический надзор). В частности, с 1 января 2019 г. должны начать вступать в силу изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ согласно Федеральному закону № 219-ФЗ, отменяющие тотальную выдачу единых по форме и содержанию разрешений на выбросы (сбросы) и лимитов на размещение отходов и устанавливающие обязанность по получению комплексных экологических разрешений (далее — КЭР) для объектов I категории (по новой ст. 31.1) и представлению деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов IIкатегории (по новой ст. 31.2). Для объектов III категории предусмотрено представление отчетности в уведомительном порядке. Объекты IV категории не будут иметь никаких обязательств, кроме постановки на учет (они будут избавлены в том числе от осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК), платы за НВОС и планового экологического надзора).

Фактически внедрение КЭР предполагается осуществлять в более поздние сроки. Так, согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ первоначально (в период с 01.01.2019 по 31.12.2022) КЭР станут получать только те предприятия, которые будут включены в специальный перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти (до 300 объектов, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее 60 %). В соответствии с п. 7 указанной статьи юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность на объектах, относящихся к области применения НДТ и не включенных в указанный выше перечень, будут обязаны получить КЭР до 1 января 2025 г. (конечно, при условии своевременного опубликования информационно-технических справочников по НДТ).

С 1 января 2015 г. на основании Федерального закона № 219-ФЗ ст. 67, 69 и 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ для предприятий будут установлены дополнительные обязательства. Так, согласно ст. 67 (в новой редакции) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (если будут определены эти категории),обязаны будут разработать и утвердить программу ПЭК, которая должна содержать следующие сведения:

  • об инвентаризации выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и должностных лицах предприятия, отвечающих за осуществление ПЭК;
  • о собственных или привлекаемых лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Требования к содержанию программы, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК должны быть определены уполномоченным федеральным органом с учетом категорий объектов, оказывающих НВОС.

Статьей 69 (в новой редакции) Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрена подача заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (если своевременно будет принят соответствующий подзаконный нормативный правовой акт). Отметим, что государственный учет таких объектов велся и раньше (начиная с 2004–2005 гг.), однако процедуры этого учета не были формализованы на уровне федерального законодательства и охватывали далеко не все объекты. Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона поставить на государственный учет (в соответствии со ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ) принадлежащие им объекты, оказывающие НВОС:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
(в ред. от 21.07.2014; вступает в силу 01.01.2015)
Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
[…]
2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке[2] на государственный учет, которая подается юридическими лицами […] не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
3. Форма заявки о постановке на государственный учет […] утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки […] обязан осуществить постановку на государственный учет объекта […] с присвоением ему кода и категории объекта […] и выдать юридическому лицу […] свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
[…]
6. Сведения об объектах […] подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами […] сведений:
о замене юридического лица […], осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте […], реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения) […];
об изменении места нахождения объекта […];
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами […] в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
8. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами:
о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте […];
о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте […];
об изменении места нахождения объекта […].
9. При актуализации учетных сведений об объекте […] юридическому лицу […], осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
[…]
11. Снятие с государственного учета объектов […] осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте […].
12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте […],является акт о его консервации или ликвидации.
13. При снятии с государственного учета объекта […] выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта […] в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.
14. Федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов […], самостоятельно запрашивают […] документы, указанные в пунктах 8 и 12 настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица […] вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
15. Постановка на государственный учет объектов […], актуализация учетных сведений […] осуществляются без взимания платы.

 

За невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений установлена административная ответственность (штраф на должностных лиц — от 5 до 20 тыс. руб., на юридических лиц — от 30 до 100 тыс. руб.) на основании новой ст. 8.46, внесенной в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом № 219-ФЗ.

С 1 января 2015 г. также вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 219-ФЗ в ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которым федеральный экологический надзор будет организовываться и осуществляться на объектах, оказывающих НВОС и включенных в утверждаемый уполномоченным федеральным органом перечень. Органы власти субъектов Российской Федерации будут организовывать и осуществлять региональный экологический надзор на объектах, не подлежащих федеральному надзору. Соответствующее Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» вступит в силу 30 июня 2015 г. (с отменой ранее действовавших постановлений, в т.ч. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 285).

Вступление в силу новой редакции ст. 16 и новых ст. 16.1–16.5 Федерального закона № 7-ФЗ, касающихся платы за НВОС, в 2015 г. не предусмотрено — эти статьи (за исключением отдельных положений) будут вступать в силу с 1 января 2016 г.[3]

 

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 04.05.1999 № 96-ФЗ «ОБ ОХРАНЕАТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА» В 2015 Г.

Федеральный закон № 219-ФЗ содержит также изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), которые соответствуют общим изменениям, внесенным в Федеральный закон № 7-ФЗ (в т.ч. в учетом установления категорий объектов, оказывающих НВОС), и будут вступать в силу в 2015–2020 гг. В частности, название ст. 14 «Разрешение на выбросвредных (загрязняющих)[4] веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух» Федерального закона № 96-ФЗ с 1 января 2019 г. будет изложено в следующей редакции: «Разрешение на выбросрадиоактивных[5] веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух».

С 1 января 2015 г. в соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ вступает в силу новая ст. 16.1 «Требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа» (предполагается замена действующих Правил эксплуатации установок очистки газа 1983 г. новыми правилами), а также новая редакция ст. 22(конкретизируются условия инвентаризации стационарных источников выбросов и предполагается подготовка нового порядка и методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) и дополнение в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ,согласно которому юридические лица обязаны в том числе внедрять НДТ и соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования. При этом требования ст. 30 распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Принципиально важное значение имеет изменение, внесенное Федеральным законом № 219-ФЗ в ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2015 г. плата взимается за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух только стационарными источниками.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» В 2015 Г.

В 2014 г. в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) были внесены изменения и дополнения Федеральным законом № 219-ФЗ и Федеральным законом от 21.07.2014 № 261-ФЗ (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральном законе № 89-ФЗ к обязанностям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (согласно ст. 11)при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, добавлено внедрение НДТ (такие технологии определены, как отмечалось ранее, в новой ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ). Кроме того, ст. 26 установлено, что производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью ПЭК, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2015 г. А с 1 января 2019 г. Федеральным законом № 219-ФЗ предусмотрено вступление в силу новой редакции ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ, которая регламентирует необходимость установления лимитов на размещение отходов только для объектов I категории, определенной Федеральным законом № 219-ФЗ в новой ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

С 1 февраля 2015 г. вступают в силу дополнения, внесенные в Федеральный закон № 89-ФЗ Федеральным законом № 261-ФЗ, которые касаются расширения прав и изменения обязанностей предприятий при недропользовании. Согласно дополнениям, внесенным в ст. 10, будет законодательно установлена возможность использования вскрышных и вмещающих пород (т.е. отходов из блока 2 нового федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445; далее — ФККО) и отходов производства черных металлов IV и V классов опасности (т.е. шлаков и других отходов по коду 3 50 000 00 00 0 нового ФККО)для ликвидации горных выработок на основании соответствующего проекта. При этом согласно дополнениям, внесенным в ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ, рассматриваемые отходы, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом, не включаются в лимиты на размещение отходов.

В то же время сам проект ликвидации горных выработок, если он предусматривает использование отходов производства черных металлов (но не вскрышных и вмещающих пород) согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом № 261-ФЗ в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), становится объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Кроме того, с 1 февраля 2015 г. Федеральным законом № 261-ФЗ будет легализована закачка в глубокие поглощающие пласты производственных сточных вод нефтегазодобывающих компаний, именуемая в соответствии с данным Федеральным законом «размещением в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья». При этом в Федеральном законе № 89-ФЗ(новый п. 3 ст. 2) указано, что отношения, связанные с таким размещением, регулируются законодательством о недрах, а не законодательством об отходах, т.е. закачиваемые воды не являются отходами и на них не распространяются никакие требования, предъявляемые к обращению с отходами.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 Г.

Основные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ), касающиеся отношений в области охраны окружающей среды и вступающие в силу в 2015 г., были внесены федеральными законами от 23.06.2014 № 171-ФЗ (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ) (в отношении рекультивации земель) и от 21.07.2014 № 234-ФЗ (далее — Федеральный закон № 234-ФЗ) (в отношении земельного надзора и контроля).

Согласно Федеральному закону № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утрачивает силу п. 4 ст. 88 ЗК РФ, который определял, что организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления отработанных земель. Вместе с тем с 1 марта 2015 г. вступают в силу требования в отношении рекультивации земель (без утверждения проекта рекультивации) по новым ст. 39.8 и 39.35 ЗК РФ.

Так, в соответствии со ст. 39.8 «Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого участка. Требования к рекультивации земель устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

 

Требование о приведении земель или земельных участков, используемых без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, и о выполнении необходимых работ по рекультивациитаких земель (земельных участков) установлено также в новой ст. 39.35 «Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений» ЗК РФ.

С 1 января 2015 г. вступают в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Федеральным законом № 234-ФЗ, по вопросам государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 71 ЗК РФ, предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами только требований земельного законодательства Российской Федерации, за нарушение которых именно законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (т.е. требования законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, не подлежат проверке при государственном земельном надзоре).

Статья 71 ЗК РФ согласно Федеральному закону № 234-ФЗ также была дополнена нормами, определяющими права должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора. Так, наряду с прочим, должностные лица органа государственного земельного надзора вправе обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении (пресечении) действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, а также в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства. Среди прав должностных лиц органа государственного земельного надзора особо следует выделить право на осуществление административного обследования объектов земельных отношений, которому посвящена новая, введенная Федеральным законом № 234-ФЗ, ст. 71.2[6]:

 

Извлечение
из Земельного кодекса Российской Федерации
(в ред. от 21.07.2014; вступает в силу 01.01.2015)
Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
1. В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
2. Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
3. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
4. Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Новой ст. 71.1 «Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства», введенной в Земельный кодекс Федеральным законом № 234-ФЗ, установлено, что внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений могут проводиться также в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. При этом согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления не требуется.

Особо следует отметить, что Федеральный закон № 234-ФЗ отменяет действие ст. 73 ЗК РФ о производственном земельном контроле.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА РФ ОТ 21.02.1992 № 2395-1 «О НЕДРАХ» В 2015 Г.

Основные изменения в Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон «О недрах») были внесены Федеральным законом № 171-ФЗ и Федеральным законом № 261-ФЗ. Данные изменения вступают в силу соответственно с 1 марта и с 1 февраля 2015 г.

Дополнениями, внесенными в ст. 25.1 Закона «О недрах» Федеральным законом № 171-ФЗ, установлена возможность использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам), в целях геологического изучения недр без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти (или местного самоуправления), что предусмотрено новой ст. 39.2 ЗК РФ. Наряду с этим в ст. 25.1 Закона «О недрах» внесено дополнительное требование в отношении предоставления земельного участка для ведения работ, связанных с недропользованием (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности), об утверждении проекта проведения указанных работ.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ, определяющим законное право недропользователей на размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья, уже в преамбуле Закона «О недрах» указано, что именно Закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие в области использования подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В отношении размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья соответствующие дополнительные нормы (в т.ч. распространяющие на такое размещение все действующие инструменты государственного управления недропользованием) внесены Федеральным законом № 261-ФЗ в Закон «О недрах»:

•по ст. 3 «Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования» (в части установления порядка рассматриваемого размещения);

•по ст. 6 «Виды пользования недрами» и 10 «Сроки пользования участками недр»;

•по ст. 10.1 «Основания возникновения права пользования участками недр»;

•по ст. 11 «Лицензия на пользование недрами» и 16 «Организационное обеспечение государственной системы лицензирования»;

•по ст. 19.1 (с новым наименованием) «Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья» (в части обязательности разработки и утверждения технического проекта такого размещения);

•по ст. 22 «Основные права и обязанности пользователя недр» и 23 «Основные требования по рациональному использованию и охране недр» (в части исключения НВОС и предотвращения загрязнения недр при рассматриваемом размещении).

В отношении использования вскрышных и вмещающих пород и отходов производства черных металлов IV и V классов опасности для ликвидации горных выработок на основании соответствующего проекта Федеральным законом № 261-ФЗ внесены дополнения в ст. 22 и 23 Закона «О недрах», касающиеся предотвращения загрязнения окружающей среды и охраны недр при пользовании недрами.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 23.11.1995 № 174-ФЗ «ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ» В 2015 Г.

Как уже отмечалось ранее, согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом № 261-ФЗ в ст. 11 (новый п. 7.4) Федерального закона № 174-ФЗ, с 1 февраля 2015 г.объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня становится проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности.

Кроме того, в соответствии с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2015 г., срок начала проведения государственной экологической экспертизы (по ст. 14) сокращен с одного месяца до 15 дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют установленным требованиям. Максимальный срок проведения самой государственной экологической экспертизы в отношении всех объектов сокращен с 6 до 3 месяцев и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

Отметим, что с 1 января 2018 г. должны вступить в силу изменения, внесенные в Федеральный закон № 174-ФЗ Федеральным законом № 219-ФЗ, согласно которым в ст. 11 будут установлены дополнительные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня (новые пп. 7.5 и 7.6):

•проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подп. 4 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ;

•материалы обоснования КЭР, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подп. 7.5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

 


[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Об изменениях, внесенных в Федеральный закон № 7-ФЗ Федеральным законом № 219-ФЗ, также см.: Ламихова М. Изменения в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: что ждет экологию в России? // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 25–35.

[4] Выделено автором.

[5] Выделено автором.

[6] В соответствии с дополнениями, внесенными в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, уже вступила в силу новая ст. 13.2«Плановые (рейдовые) осмотры», согласно которой указанные осмотры не являются собственно надзором, но по их результатам может быть принято решение о назначениивнеплановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, д-р экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» №12 2014.