ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

«В окружающей среде, которую мы формируем сегодня, нам всем жить завтра»- Руководитель департамента природных ресурсов и экологии Наталья Ветер рассказала о том, как в регионе решаются наиболее острые проблемы экологии

В последние годы тема экологии всё чаще на слуху. Совсем недавно утихли баталии вокруг Северного леса. В этом году воронежцы с тревогой наблюдают за ситуацией вокруг загрязнения Усманки. А на носу тёплый сезон, когда город начинает страдать от запахов, источаемых очистными сооружениями.

Маловодье — общая беда Центральной России

— Наталья Викторовна, какие экологические проблемы наиболее характерны для Воронежской области?

— В силу климатических условий, которые сегодня у нас сложились, – это маловодье. Проблема последнего десятилетия, характерная для большинства регионов Центральной России. Из-за маловодья мы можем утратить уникальные природные объекты. На их сохранение и реабилитацию затрачивается очень много сил и средств. Снежная зима, 2018 года, когда после половодья в реки и озёра региона поступил довольно большой объём воды, немного выправила ситуацию. Тогда большая вода затопила многие населённые пункты и напугала жителей. Департамент ведёт серьёзную работу по установлению границ зон затопления и подтопления. Всего в регионе установлено более двухсот таких зон, а в ближайшем будущем к ним добавится ещё порядка ста. Это, прежде всего, позволит спланировать градостроительную деятельность в муниципальных образованиях.

Мы сейчас видим сложную ситуацию по застройке береговых линий, и это одна из причин не лучшего состояния наших рек и озёр. Водный кодекс Российской Федерации разрешает строительство в водоохранной зоне, но с отдельными оговорками. К сожалению, их мало кто учитывает, когда затевает строительство или ведёт хозяйственную деятельность.

— Какова сейчас ситуация с Усманкой, на которой зимой отмечался массовый замор рыбы?

— Сейчас для мониторинга ситуации на Усманке мы создали межведомственную группу, в которую вошли представители общественности, эксперты, учёные. Будем работать в сотрудничестве со специалистами Липецкой области, откуда пошло последнее масштабное загрязнение. (За сброс неочищенных стоков Центрально-Чернозёмное межрегиональное управление Роспотребнадзора оштрафовало Липецкий водоканал на 4,1 млн рублей. — Прим. авт.).
Последний забор проб показал, что качество воды в Усманке удовлетворительное. Да, пока ещё есть превышения концентрации вредных веществ. Но они не настолько критичны, чтобы говорить о максимально угнетённом состоянии реки. По моему глубокому убеждению, на состояние Усманки и других рек влияет не какое-то одно предприятие, здесь совокупность факторов.

Кто загрязняет воздух в Воронеже

— Принципиальная позиция губернатора и многомиллионный штраф, выписанный вашими коллегами из Росприроднадзора, заставили воронежские ЛОС заняться модернизацией предприятия?

— Безусловно, именно жёсткая позиция губернатора и привела ко всем последующим решительным действиям. Необходимость совершенствования технологических процессов на территории Левобережных очистных сооружений очевидна, но предприятие на протяжении длительного времени это игнорировало и только принципиальная позиция руководства области в этом вопросе заставила владельцев предприятия предпринимать какие-то действия.

Те очистные сооружения, которые находятся на территории области, не только Лево- и Правобережные в Воронеже, но и в таких городах, как Павловск, Лиски, не справляются с объёмами и химическим содержанием стоков. Тот состав сбросов, который сегодня поступает на очистные сооружения, совершенно не соответствует техрегламентам, установленным много лет назад, требуются усовершенствования технологий очистки.

— Так что же всё-таки даёт невыносимый запах, который отравляет жизнь горожан?

— В первую очередь — фекальные стоки. Во-вторую – сброс на иловые карты очистных сооружений недоочищенных вод, которые поступают в том числе от предприятий. Большое количество новых жилых массивов построено. Число жителей Левобережного и Железнодорожного районов увеличилось за последние пять-шесть лет в разы.

— А какие предприятия сейчас больше всего загрязняют воздух в городе?

— По нашим данным, главными загрязнителями воздуха являются не предприятия, а автотранспорт — он даёт около 90% вредных выбросов в атмосферу. И количество автотранспорта постоянно увеличивается. Вам стоит отъехать от города на 10–15 км, и вы ощутите невероятную разницу в составе воздуха.

— Состояние Воронежского водохранилища также вызывает опасения. Что сейчас особенно сильно влияет на экологию водоёма?

— Негативно влияют сточные воды, которые поступают в него бесконтрольно. Ведь практически вся ливнёвка из центральной части Воронежа и Левобережья идёт в водохранилище. А в этой ливнёвке ежегодно выявляется большое количество несанкционированных врезок как предприятий так и частных лиц. А значит в водоём попадают загрязненные воды. Когда мы проводили мониторинг, обнаружили более 120 таких врезок. При этом далеко не всегда возможно установить, чья эта труба выходит из земли. В перспективе всю ливнёвую канализацию нужно будет замыкать на очистные сооружения.

Северный лес будет сохранён

— Почему вы в своё время решили заняться экологией?

— Проблема охраны окружающей среды глобальна и, к сожалению, её острота не снижается. Нельзя оставаться равнодушным к тем процессам, которые сейчас происходят с природой из-за влияния на неё человека. В противном случае последующие поколения окажутся перед угрозой экологической катастрофы. Когда я получила образование инженера-химика технолога, это был 1997 год, процесс защиты окружающей среды только набирал темп. Меня взяли на работу в городской Комитет охраны окружающей среды. С тех пор вся моя жизнь связана с экологией. Уходят одни экологические проблемы — появляются другие. Сейчас на предприятия-загрязнители, кроме проверок профильных служб, идёт огромное информационное давление, и они вынуждены заниматься природоохранными мероприятиями. И это хорошо. Важно и каждому из нас формировать у себя, своих детей бережное отношение к природе. Нужно понимать, что в той окружающей среде, которую мы формируем сегодня, нам всем жить завтра.

— Когда вас назначали на должность руководителя департамента экологии, какие задачи перед вами ставили?

— Экология — очень многогранная сфера, от состояния которой во многом зависит качество жизни населения. В первую очередь передо мной стоят задачи, направленные на модернизацию отрасли обращения с отходами, и создание объектов, отвечающих современным требованиям. Еще одним весьма важным вопросом является состояние водных ресурсов региона. Мы также говорили с губернатором о развитии особо охраняемых природных территорий (ООПТ). У нас есть уникальные природные объекты, и их надо позиционировать. Рассказывать о разнообразии растений, животного мира, который есть в нашем регионе важно для популяризации экологического образа жизни.

— Какие проекты в сфере сохранения уникальных природных комплексов удалось реализовать?

— Было создано три особо охраняемые природные территории — природный парк областного значения «Репнинский лес», государственный природный заказник областного значения «Ясиновский яр» и государственный природный заказник областного значения «Дерезовский», что позволило взять под охрану уникальные природные объекты Воронежской области. Природный парк «Репнинский лес» создан по инициативе жителей поселка Репное, более того, частично за их средства было проведено комплексное обследование, установлены границы. Эту инициативу я всегда привожу в пример как консолидацию усилий жителей и органов власти.

Жители Северного микрорайона неоднократно выражали свои опасения из-за угрозы застройки части леса многоквартирными домами. Вмешательство в ситуацию губернатора способствовала тому, что сегодня мы пришли к заключению соглашения о намерениях с собственниками земли, они готовы обменять свои участки на другие объекты. На освободившейся территории будет создана рекреационная зона. Обмен ещё не состоялся, но уже сделан серьёзный шаг к тому, чтобы собственники дали своё согласие.

«Необходимо создать условия для сортировки мусора»

— Одна из глобальных экологических проблем — мусор. Как продвигается мусорная реформа в регионе?

— В этой сфере полномочия разделены между нами и департаментом ЖКХ, безусловно, мы активно сотрудничаем. Если воронежцы вспомнят советские годы, то всегда в городе возле каждого многоквартирного дома стояло два контейнера — для пищевых и непищевых отходов. Я жила на Южно-Моравской, возле гастронома «Дружба», с торца магазина было помещение для приёма стеклотары. И всегда там была очередь. И мы никогда не видели на улицах бутылки, бумагу, картон. Сдавалось практически всё и всё перерабатывалось. Потом эта система сломалась, а сейчас мы пытаемся к ней вернуться, но состав отходов у нас во многом поменялся. Теперь мы должны стремиться не просто к раздельному сбору, а также и к минимизации отходов населения, а это возможно, только если минимизировать потребление, которое стало чрезмерным. Мы идём в магазин, покупаем товар, кладём его в пакетик, этот пакетик – в другой, а тот – в третий и таких примеров огромное количество.

— А вы сами сортируете мусор?

— Да. На даче органические отходы компостируем, тару и на даче, и дома всю складываем отдельно, а в ведро отправляем то, что сортировать на настоящий момент сложно.

— Реально ли приучить воронежцев к раздельному сбору мусора?

— Вполне. Главное – создать условия для людей. Пока не будет в шаговой доступности тех же контейнеров для раздельного сбора мусора, сложно приучить человека правильно утилизировать ТКО.

— А как решается проблема со стихийными свалками?

— Ситуация с ними на сегодня выравнивается, в том числе и благодаря мусорной реформе. Новых свалок образуется немного, и на такие ситуации федеральное законодательство вынуждает региональных операторов оперативно реагировать. На ликвидацию несанкционированной свалки на улице Землячки, 29, в рамках нацпроекта выделено 92 млн рублей. Эти деньги были запланированы на 2022 год, но мы обратились в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой перенести финансирование на текущий год. Также в состав мероприятий, проводимых в рамках Национального проекта «Экология», включили ликвидацию свалки в Эртиле.

— Какие ещё экологические мероприятия проведут в регионе в этом году в рамках нацпроектов?

— Это расчистка реки Икорец. На это мероприятие из федерального бюджета выделено 52 млн. За счёт областного бюджета ранее было проведено всё проектирование работ. Также планируем включить в нацпроект расчистку реки Осередь в Бутурлиновском и Павловском районах.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

373,2 млн рублей было выделено на реализацию национального проекта «Экология» в Воронежской области в 2020 году.

4700 рейдовых мероприятий провёл в прошлом году департамент природных ресурсов и экологии в сфере охраны объектов животного мира.

599 административных правонарушений было пресечено в охотничьих угодьях области. Изъято 478 орудий незаконной добычи животных, в том числе 150 единиц огнестрельного оружия.

Источник: https://www.communa.ru/ekologiya/natalya-veter-v-okruzhayushchey-srede-kotoruyu-my-formiruem-segodnya-nam-vsem-zhit-zavtra/