Эко-прогноз: главные «зеленые» тренды в бизнесе в 2021 году

В новых реалиях и растущего внимания к проблемам экологии со стороны государства и общества, по мнению экспертов, бизнес будет ориентироваться не только на получение прибыли, но и на защиту окружающей среды

Фото: pixabay.com
Правительство России задает курс на экологизацию современной экономики. Это обязывает бизнес вводить экологические стандарты и заниматься экологическим менеджментом. Вместе с отраслевыми экспертами редакция РБК Черноземье составила чек-лист ключевых трендов «зеленой политики-2021», которой придерживаются компании.

Тренд 1: Вектор на утилизацию

Одним из главных трендов в постпандемийном 2021 году станет переработка и утилизация отходов, считает владелец ООО «Завод Полимерного Машиностроения», основатель сообщества ECO SKILLS Татьяна Сухарева.

«Бизнес будет ориентирован на качественное и четкое бизнес-планирование, и как следствие этого на внедрение вторичной переработки и раздельного сбора мусора. Пандемия существенно обострила проблему переработки пластика. Начиная с марта 2020 года ношение медицинских масок и полиэтиленовых перчаток, а также заказ еды в одноразовых контейнерах и пакетах стал массовым явлением. Поэтому именно переработка сейчас вышла на первый план», — говорит эксперт.

Согласно новым национальным целям развития РФ, к 2030 году в стране будет создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны в два раза. Ключевыми элементами такой системы должны стать раздельный сбор мусора, наличие необходимых мощностей по сортировке и утилизации, создание современных полигонов, введение института расширенной ответственности производителей.

В июне 2020 года правительство утвердило «дорожную карту» по раздельному сбору мусора. На данный момент раздельный сбор мусора уже внедряется в 71 регионе. По состоянию на декабрь 2020 года в стране насчитывается почти 80 тыс. контейнерных площадок, которые обустроены для раздельного накопления ТКО.

По словам главы компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, раздельный сбор — это достаточно серьезный шаг к уменьшению объемов захоронений отходов.

«Если мы хотим увидеть не только в целом нашу страну более зеленой, но конкретно наши населенные пункты с меньшим количеством полигонов, есть прямой смысл заниматься раздельным сбором отходов. На самом деле раздельный сбор отходов — это удобно даже для самих отходообразователей. Наличие второго ящика или ведра в домохозяйстве не всегда удобно, но раздельный сбор позволяет юридическим лицам меньше платить, здесь действительно уже есть прямая экономическая выгода: они могут продавать часть из отобранных фракций», — пояснил Денис Буцаев.

По информации ТАСС, за последние 10 лет количество поисковых запросов в Яндексе на тему раздельного сбора мусора увеличилось более чем в шесть раз, интерес к правильной утилизации — в 2,7 раза.

При этом большинство пользователей хотят знать, как утилизировать электронику и бытовую технику, одежду и обувь, книги и бумагу, градусники, батарейки и аккумуляторы, автомобильные шины, стекло, лампочки и пластик.

В Яндексе отмечают, что отношение пользователей к утилизации мусора изменилось во время режима самоизоляции. Весной прошлого года снизилось число запросов на утилизацию шин, одежды и книг, зато летом стало больше запросов об утилизации холодильников.

Тренд 2: «Зеленые» офисы и «чистые» технологии

Экологическим апгрейдом промышленные предприятия занимаются не первый год. Так, в модернизацию производства в целях снижения вредных выбросов в атмосферный воздух российские компании по итогам 2020 года инвестировали 78 млрд рублей. В результате выбросы снижены на 71 тыс. тонн. Бизнес внедряет ресурсосберегающие технологии на своих производствах, участвует в развитии территорий своего присутствия, создает «зеленые» офисы. Компании переделывают свои помещения под энергоэффективные зеленые пространства, с раздельным сбором отходов и различными датчиками, которые позволяют тратить меньше энергии и ресурсов, что в конечном итоге экономит деньги.

«Российские организации закупают энергоэффективную бытовую и офисную технику с экологическими сертификатами, ставят инфракрасные датчики для экономии воды и электричества, используют многоразовую посуду вместо одноразовой и другое. Многие тиражируют эко-привычки и среди своих клиентов. Например, Сбербанк, дав возможность своим пользователям подписать документ удаленно в электронной форме, сэкономил 3,7 тыс. тонн бумаги в прошлом году. Тинькофф предлагает отказаться от бумажных чеков в пользу электронных, которые приходят по e-mail. В ВТБ печатают брошюры на переработанной бумаге или предлагают qr-коды вместо картонных визиток. Это креативные решения, которые в том числе привлекают и современных пользователей, которые тоже больше заботятся о том, какие компании выбирают», — рассказывает председатель правления АНО «Равноправие», член правительственной подкомиссии по обеспечению химической безопасности Наталья Соколова.

Также в числе трендов эксперты отмечают экологическую ответственность персонала компании и внедрение «зеленых» стандартов в бизнесе.

«Возьмем, к примеру, боксы для сортировки мусора и сбора батареек, которые сейчас ставят в каждом современном офисе. Наличие социальных эко-активностей все чаще становится одним из решающих пунктов при выборе работы соискателями. Поэтому HR в компаниях делают упор на экопроекты в формировании программы КСО, внедряют офисный каршеринг и многое другое», — добавляет руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group, зампредседателя комитета по экологии и охране труда МРО «Деловой России» по вопросам экологии Ольга Зацепина.

Тренд 3: Эко-движение в бизнесе

Все чаще российский бизнес используют инструмент организации экологического движения, сообщества для продвижения и создания устойчивого имиджа компании. Быть экофрендли сейчас не просто модно, но и стратегически выгодно каждой компании. «Зеленые» технологии продвижения, «зеленый» маркетинг дают отличный результат для позиционирования бизнеса на рынке, говорит владелец ООО «Завод Полимерного Машиностроения», основатель сообщества ECO SKILLS Татьяна Сухарева.

«Масштабное включение в экологические движения все новых компаний-участников, работающих не только на территории ЦФО, но и в целом в России, да и во всем мире представителей городской администрации, публичных личностей и сообществ. Клиентоцентрированные предприятия стремятся стать частью больших существующих эко-движений, таких как «Час земли», «Всемирный день чистоты» и т.д.», — делится наблюдениями эксперт.

Еще одним элементом экологической направленности бизнеса, по мнению экспертов, стала корпоративная эко-культура компаний. Председатель правления АНО «Равноправие», член правительственной подкомиссии по обеспечению химической безопасности Наталья Соколова рассказывает, что сейчас многие компании уделяют большое внимание повышению корпоративной эко-культуры. Об этом свидетельствует активное участие отечественных корпораций в «зеленых» и экопросветительских проектах. Так, например, в 2020 году Всероссийский экодиктант написали 54 компаний России. К проверке экологической грамотности одними из первых присоединились «Ростех», госкорпорации «Росатом», «Газпром», «Роскосмос», «Сибур», «Сургутнефтегаз», РЖД и другие. Идею экопросвещения также подхватили финансисты и операторы связи – Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, АФК «Система», МегаФон, МТС, Билайн, Ростелеком. Проявили себя активно и федеральные ведомства такие, как Генпрокуратура и Следственный комитет РФ. Большим количеством участников экодиктанта выделилось МЧС – порядка 100 тыс. их представителей написали диктант.

Тренд 4: «Прозрачная» политика

В настоящее время растет количество обращений граждан по поводу объектов накопленного экологического ущерба, несанкционированных свалок, загрязнения пластиком водоемов в административные органы власти. Поэтому особенную ценность представляет экологический бизнес, который приносит не только прибыль, но и пользу окружающей среде, обществу, планете, полагает основатель сообщества ECO SKILLS Татьяна Сухарева. Открытость и прозрачность информационной политики компании при обращении с отходами, использование современных мониторинговых IT-технологий с каждым днем становится важным механизмом формирования долгосрочного конкурентного преимущества бизнеса.

«Все чаще отчетную документацию об экологических показателях компании можно найти в открытом доступе. И не просто в одном из «затерявшихся» разделов сайта, а на главных страницах. Компании используют эти данные для формирования образа прозрачного бизнеса, которому нечего скрывать, и есть чем гордиться в такой трендовой теме, как «экологизация», — отмечает руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group, зампредседателя комитета по экологии и охране труда МРО «Деловой России» по вопросам экологии Ольга Зацепина.

По данным Росприроднадзора, в 2020 году в ведомство поступило более 54,9 тыс. обращений граждан, из них в территориальные органы порядка 47,6 тыс., в центральный аппарат – 7,3 тыс. При этом более половины поступивших обращений относились к вопросам загрязнения окружающей среды выбросами и сбросами различных предприятий, а также санкционированных и несанкционированных размещений всех видов отходов.

Также граждан волновали вопросы проведения государственной экологической экспертизы, нарушения водного законодательства, строительства в водоохранных зонах, ведущихся с нарушением закона и нанесением ущерба природе и населению.

Эксперты полагают, что в ближайшие годы российский бизнес не сможет устойчиво развиваться, если не будет ставить приоритет на собственную экологизацию. Поэтому о внедрении экологических принципов в свою деятельность компаниям стоит задуматься уже сейчас.

«Экологичность — не цель, а длинный процесс, который реализовывается поступательно. Эталона экологичности пока не существует, и вряд ли он когда-нибудь будет создан, потому что экологичность — это путь, такой же как правильный образ жизни для человека. Здесь важно не только осознанное отношение людей к будущему, но и настройка всей системы на экологичный лад. Если мы не захотим заниматься этой темой сами, в скором времени нас стимулируют США и Европа, когда перестанут приобретать нашу продукцию, ссылаясь на то, что при ее производстве были большие выбросы CO2. Такие проекты уже готовятся Джоном Керри в Белом доме, осталось лишь немного подождать», — уверена директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alu Network Вера Бурцева.

По мнению руководителя всероссийской общественной организации волонтеров-экологов «Делай!» Андрея Руднева, в настоящее время многие страны начинают внедрять углеродный налог, который может затронуть около 40% экспорта России. Компании вынуждены корректировать бизнес-процессы для снижения экологического следа своего производства. Это связано также и с борьбой с изменениями климата — актуальной сегодня темой.

В ноябре 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал указа о сокращении выбросов парниковых газов. Так, к 2030 году правительство должно обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Кроме того, глава государства поручил создать необходимые условия для реализации мер по сокращению и предотвращению этих выбросов с учетом особенностей отраслей экономики.

Подробно о текущих тенденциях в «зеленой» повестке государства и бизнеса — в спецпроекте РБК Черноземье «Экологическая политика в Черноземье».

Источник:https://chr.rbc.ru/chr/31/03/2021/606439429a7947ede65a8e28