ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Около 30 заброшенных промышленных объектов негативно влияют на экологическую обстановку — Светлана Радионова предполагает, что закон об экологическом аудите мог бы в корне изменить ситуацию.

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что около 30 заброшенных объектов в разных регионах России негативно влияют на окружающую среду. Их надо срочно ликвидировать.

VKFacebookTwitter

Обанкротившиеся и заброшенные предприятия — настоящий бич экологии регионов. Собственники выжимают из своего бизнеса максимум прибыли, а затем исчезают, оставляя опасные объекты на попечение государства. Так происходит по всей стране. Светлана Радионова, руководитель Росприроднадзора, убеждена, что справиться с проблемой можно законодательными инструментами.

По словам г-жи Радионовой, собственники компаний часто обещают рекультивировать объекты, но не выполняют обещания. Отработанные предприятия перепродаются подставным фирмам или ставятся на вечный ремонт. В результате в тот момент, когда нужно начинать рекультивацию объекта, ни одного ответственного лица установить уже практически невозможно. Светлана Радионова предполагает, что закон об экологическом аудите мог бы в корне изменить ситуацию. Если бы компании были обязаны делать регулярные отчисления в страховой фонд, банкротство или перепродажа предприятия не закрывала бы возможность проведения рекультивации — средства на ликвидацию опасного объекта уже лежали бы на отдельном счете.

Сейчас финансовая нагрузка по проведению восстановительных работ на бывших промышленных и других площадках лежит на государстве. Светлана Радионова считает, что такая ситуация недопустима: вред окружающей среде нанес конкретный собственник, значит, и компенсировать его должен именно он, а не налогоплательщики.

Токсичный объект в Усолье-Сибирском

Самым ярким примером безобразного поведения собственника глава Росприроднадзора считает «Усольехимпром». Предприятие было построено в 1936 году. На тот момент его считали самым крупным заводом за Уралом, он выпускал каустическую соду и хлор и был довольно востребованным. В послевоенные годы профиль «Усольехимпрома» изменился: в разные этапы своего существования предприятие занималось производством перекиси водорода, ацетилена, карбида, кальция и других веществ. Затем началась череда неудач: в 1970-м произошел взрыв на производстве, в 1998-м после закрытия цеха ртутного электролиза на заводе остался один из крупнейших очагов ртутного загрязнения.

Вернуть былое величие «Усольехимпром» так и не смог. В 2005 году у предприятия появился еще один собственник — ООО «Усолье-Сибирский силикон». Но уже к 2014 году предприятие полностью разорилось из-за резкого падения цены на поликристаллический кремний, производством которого оно занималось.

Сегодня и «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон» — банкроты. Ни одна из компаний за годы своей работы не пыталась провести модернизацию завода. Работы велись на изношенном оборудовании с многочисленными нарушениями природоохранного законодательства. Сейчас Росприроднадзор продолжает судебные процессы в отношении двух юридических лиц, однако получить адекватную компенсацию причиненного вреда с предприятий-банкротов практически невозможно. Обязанность по ликвидации накопленного экологического вреда на бывшем заводе в Усолье-Сибирском снова взяло на себя государство. Президент Путин уже поручил Минфину заложить в бюджете средства, необходимые на работы по рекультивации объекта.

По словам Светланы Радионовой, в стране около 30 объектов, подобных заводу в Усолье-Сибирском, и каждому из них необходимо пристальное внимание государства.

Источник: https://fingazeta.ru/people/opinions/468836