ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

«За право дышать чистым воздухом можно будет бороться в Конституционном суде»

Валерий Гартунг, депутат Госдумы РФ: «За право дышать чистым воздухом можно будет бороться в Конституционном суде»

Горячая дискуссия в общественном пространстве вокруг поправок в Конституцию разрешится на референдуме 22 апреля. Но вряд ли такие же споры, как на тему обнуления президентских сроков, вызывает поправка, предложенная челябинским депутатом Госдумы от «Справедливой России» Валерием Гартунгом. Первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, член рабочей группы по внесению изменений в Конституцию считает, что в основном законе страны должно быть уделено больше внимания экологии.
— Почему вы предложили внести «экологическую» поправку в Конституцию?

— В предложенной мной поправке слово «экология» встречается дважды. Первый раз — в полномочиях правительства, второй — в предметах совместного ведения федерации и ее субъектов. Вы же знаете, как у нас работают федеральная и региональная власти в сфере экологии. В Челябинске мы видим это каждый день. Не очень успешно, если честно. У федерального центра, с профицитом бюджета в 5 трлн рублей за два года, есть все возможности решать экологические проблемы регионов, а у регионов, которые каждый день с этим сталкиваются, денег нет. Вроде бы центр и должен им помогать, но нигде это четко не прописано. Поэтому и родилась идея включить в полномочия правительства, в 114-й статью Конституции, эту функцию. А именно: осуществлять меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, создание условий для развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры граждан.

— Как это будет работать на практике?

— После принятия поправки в Конституцию вносятся соответствующие поправки в закон «О правительстве», а затем и в трехлетний федеральный бюджет. Регионы получают деньги на экологические проекты. Если брать Челябинскую область, нам очень нужны средства на исполнение федерального закона «О квотировании выбросов», с использованием наилучших экологических технологий.

У нас очень строгое природоохранное законодательство. Даже по мировым меркам. При строительстве промышленного объекта учитывается множество экологических факторов, вплоть до расположения отдельных цехов и розы ветров, которая влияет на выбросы. Однако не берется в расчет концентрация промышленных предприятий в одной точке, в одном городе. В результате при любых ветрах загрязнения попадают в населенный пункт. Выход один — снижать количество выбросов.

— Мы знаем, что нацпроект «Экология» реализуется пока слабо. Принятие вашей поправки тоже не гарантирует решения экологических проблем?

— Запись в любом законе сама по себе не является гарантией. Я об этом говорил не раз. Однако запись в федеральном законе и запись в Конституции имеют разный вес. Конституция — закон прямого действия. У гражданина появляется возможность обращаться в Конституционный суд, если неисполнение федерального закона приводит к нарушению его конституционных прав. Это не является 100-процентной гарантией, что у нас будет чистая окружающая среда. Но если после поправки в Конституцию мы внесем поправки в федеральный закон, обеспечим его финансирование и наладим контроль за его исполнением, дышать в стране станет легче.

— Ваша поправка принята?

— Да, она вошла в таблицу принятых. И на референдуме мы ее увидим.

— Какие еще поправки, внесенные в Конституции вами и вашими коллегами по рабочей группе, вы считаете ключевыми?

— Прежде всего, это ежегодная индексация пенсий. Это не моя поправка, но я также бы внес ее на рассмотрение. При этом пенсии необходимо индексировать и неработающим, и работающим пенсионерам. Я также выступил за расширение основных задач ЦБ РФ. Сейчас Центробанк акцентирует свое внимание на поддержании стабильного курса рубля. Я предложил добавить к этой задаче создание условий для экономического роста и борьбу с безработицей.

— Вернемся к экологии. Ваше отношение к введению экостандартов, предложенных губернатором Текслером?

— Прекрасная идея. Все это укладывается в концепцию, о которой я уже говорил: о накопленном экологическом ущербе и проблеме с концентрацией предприятий в одном месте. Насколько мне известно, челябинские предприятия уже подготовили программы по снижению выбросов. Они осуществимы. Для некоторых бизнесменов всерьез вставал вопрос: покупать дорогостоящие фильтры и другое оборудование за миллиарды рублей или закрывать завод. Фильтры победили.

— Какие экологические проблемы в регионе, по вашему мнению, нужно решать в первую очередь?

— Если говорить о Челябинске, у города сегодня три основные экологические проблемы: свалка, транспорт и выбросы промышленных предприятий. Свалку закрыли, но появилась другая головная боль, куда вывозить и как перерабатывать мусор. Проблему с транспортом может решить строительство метро. Кто бы что ни говорил, а мы просто обязаны довести этот проект до логического завершения. Ежегодно тратить 300 миллионов рублей на поддержание метро в замороженном состоянии — нонсенс. Скупой платит дважды — это про нас. В свое время мы пожалели денег на окончание строительства первой ветки. Теперь надо пересматривать проект, так как транспортные потоки в городе изменились. ЧТЗ уже не центр притяжения пассажиров. Поверьте, через полтора-два года мы вернемся к теме метро на другом уровне. В разговоре со мной губернатор четко дал понять, что он сторонник того, чтобы достроить метро в Челябинске.

О выбросах я уже сказал. Уверен, в ближайшее время ни одно предприятие не переедет за черту города, хотя к этому стоит стремиться.

В регионе беспокоит состояние Коркинского разреза. У нас принято ругать РМК. Но на сегодняшний день, кроме этой компании, никто другой не занимается решением проблемы Коркинского разреза, не борется с продолжающимися там пожарами. И по-прежнему не решен вопрос с переработкой мусора, с разделением его на фракции. Я бы даже поставил этот вопрос на первое место среди экологических проблем региона. Челябинцев и жителей других населенных пунктов нужно приучать к бережному обращению с ТКО.

— А вы сами ведете раздельный сбор мусора?

— Только начинаю этим заниматься. В подмосковном поселке, где сейчас живу, скоро появятся специальные контейнеры для сухого и мокрого мусора, синего и зеленого цвета. Такое решение мы приняли на общем собрании жителей. Но представьте, не все сразу поддержали эту идею. Некоторые весьма состоятельные граждане на полном серьезе спрашивали, а зачем нам разделять мусор, насколько это выгодно? Какая выгода, ребята! Планета-то у нас маленькая! Надо думать, какой мы ее оставим нашим детям. В конце концов убедили этих товарищей к нам присоединиться. В дальнейшем будем сортировать сухой мусор на дополнительные фракции: пластик, бумагу и так далее.

— Что еще необходимо сделать, чтобы Челябинская область стала более экологически благополучным регионом?

— Кроме раздельного сбора мусора нужно заниматься озеленением. В центре некоторых европейских городов чувствуешь себя как в лесу. Идешь по такому лесу, натыкаешься на озерцо, где плавают утки. Красота! Нужно учиться у иностранцев бережному отношению к природе.

Я стараюсь принимать активное участие в различных программах по озеленению. Сейчас мы готовим высадку новых деревьев в поселке ЧКПЗ и на территории предприятия, будем проводить обрезку аварийных деревьев. Я до сих пор помню, как пять лет назад высаживал сибирские кедры в честь рождения своего внука и внучки. С тех пор и дети, и кедры здорово выросли.

https://pchela.news/news/detail/7330