Об ЭКОКУЛЬТУРЕ замолвите слово…»

Интервью журналу «Неоновый город», июнь 2019г
Л. Моргунова, директор, аудитор-эколог
НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ»

«Может ПРИРОДУ заставить трудиться
Для человечьих утех?
Наши потомки потом разберутся
Сами исправят наш грех!»

1. Экологическая культура невозможна без экологического
образования. Каким должно быть современное экологическое
образование (ЭО)?
Главное предназначение экологического образования — формирование
экомировоззрения и экокультуры с детства. Ели в 60-80гг, когда не
было тотальной урбанизации, любовь в природе и самосохранению
была практически естественным состоянием человека, то, как бы не
был хорош и актуален технический прогресс, он, стремительно
ворвавшись в жизнь человека и, естественно, среду его обитания,
поработил его, затмил достижениями разум и здравый смысл, и
человек стал беспощадно и потребительски эксплуатировать
ПРИРОДУ, добывая из ее недр и ресурсов в 100раз больше чем ему
надо, пуская в эксплуатацию промышленные объекты без
природоохранных сооружений, выпуская низкоэкологичный
автотранспорт и технику, вводя в эксплуатацию жилые поселки без
канализации, очистных сооружений, объектов переработки отходов и
т.д. Т.е . разумный «неразумный» человек от НЕЗНАНИЯ
последствий наживы и своей безумной деятельности привел мир к
грани экологической катастрофы. Непрерывное, всеохватное
экологическое образование должно быть первично, человек вступая во
взрослую жизнь, приступая к работе в любой отрасли и в любой
должности должен осознавать последствия нерационального,
грабительского природопользования, принятия решений, не
учитывающих ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Сейчас, когда начата реализация
нацпроекта «ЭКОЛОГИЯ» (составляющими которого пронизаны все
другие нацпроекты в различных областях) нужно понимать, что не
столько решающую роль в эффективности и возможности решения

составляющих этого грандиозного мероприятия играют деньги,
сколько ВРЕМЯ: уничтожить чернозем, отравить реку, недра,
вырубить лес, убить птиц, пчел, животных – минуты, восстановить –
столетия! Вернуть на генном уровне любовь к природе и навыки
рационального, по-хозяйски грамотного природопользования,
вырастить общество с экологически ориентированным мировоззрением
и образованием нужны года и поколения!
2. Насколько отвечает его потребностям сложившаяся система
школьного образования в России?
Практика, общение со школьниками, их родителями, специалистами
предприятий отвечающих за экологическую безопасность, участниками
различных форумов, в т.ч. форума «Дополнительное образование: «От
спроса до признания» (г. Москва) с представительством всех регионов
страны, можно сделать обоснованный вывод, что школьные программы
(да, что греха таить, и ВУЗовские!) не формируют у учащихся нужных
знаний, навыков, поведения и ответственности за безопасное
экологическое будущее. За партами сейчас люди, которым через
несколько лет принимать управленческие и технические,
технологические решения! А как же без знаний и умений в области
экологии, защиты, окружающей среды, природы и восстановления
нарушенного экологического баланса? Это НЕДОПУСТИМО! По
свежим данным правительство решает вопрос определить
экспериментальные регионы для сдачи школьниками нормативов по
культуре…Почему бы не начать (или не сделать отдельным блоком
этой программы!) с экологической культуры?
3. Как перевести проблему взаимодействия общества и природы в
профессионально-педагогическую плоскость?
Во-первых: принятие Закона «Об экологическом образовании в РФ».
Мы предлагали это не раз, вносили в Госдуму. Но недалекие,
полуобразованные (в плане экологии точно) люди, отношение которых
по принципу «взять у природы сейчас все, а дальше хоть трава не
расти!» тормозят развитие экологического образования и просвещения
как на дошкольно-школьном уровне, так и на государственном. А
некоторые и скрывают истинную картину экологических бедствий и
проблем. Поэтому и экологически обусловленные заболевания,
катастрофы, исчезающие биологические виды и исчерпанные
природные ресурсы. Ведь мусорные острова в океане, загаженная

Арктическая зона, негодная для употребления питьевая вода, массовое
загрязнение и исчезновение рек, вырубленные легкие планеты – леса и
тп НЕ ВЧЕРА ПОЯВИЛИСЬ! К этому привела экологическая
безграмотность и некомпетентность. К слову, некоторые регионы уже
приняли свои местные Законы об экологическом образовании – им
легче развивать экологический всеобуч.
Во-вторых: необходимо сделать (как раз в Законе и предусмотреть!
но Законы принимаются долго, а это требует незамедлительного
решения!) предмет «ЭКОЛОГИЯ» одним из главных в школах и
ВУЗах (наравне с математикой и русским языком) и обязательным для
ЕГЭ. В современный период нельзя выпускникам не знать
фундаментально, как обеспечить благоприятную для существования
людей окружающую среду и экологическую безопасность в широком
значении этого слова.
В третьих: настойчивое (вплоть до принудительного) доступное,
грамотное просвещение населения. Всех слоев. Люди от мала до
велика должны знать правду о состоянии среды обитания, как сделать,
чтоб не вредить окружающей среде, а, следовательно, себе, о
последствиях хамского отношения к природе. Все должны понять, что
деятельность ради наживы и экономической выгоды, прибыли ведет к
неминуемой гибели всего живого. Да сейчас экология обходится
дорого (и наилучшие технологии, и природоохранные сооружения и
средства контроля, и восстановительные мероприятия по всем
компонентам окружающей среды, ликвидация «горячих точек» и
ущерба, решение проблем с отходами т тд). Но, все должны понять, что
никто не решит эти и другие экологические проблемы кроме нас,
людей, причем с высоким уровнем сознания и экологической
образованности.
4. В каком классе следует начинать давать основы ЭО?
Не в классе, а дома и в младшей группе детского сада. Семейная
экология – начало начал для формирования экологически
ориентированного и экологически ответственного поколения. На
примере социально-экологического проекта «Большой вред от
маленькой батарейки», который мы успешно осуществляем с 2013г, я
убедилась, что люди у нас отзывчивы и способны осознавать растущие
проблемы среды своего обитания и выживания. Проект (и его
подпроекты, например «Сдай батарейку – спасешь ежика» и др)
успешно развивается и потому, что для данной акции спасения

природы и человека от токсичного загрязнения от разложившихся
бытовых элементов питания, не нужны решения, постановления,
разрешения, указания и мнения разных чиновников. Это общественная
экологическая инициатива. Спасибо всем, кто принимает участие в
этом проекте, предотвращая огромный вред окружающей среде. С
марта 2019г на радио «Липецк-FM» выходит эколого-
просветительская передача — экологические уроки для детей и
взрослых, которые и предназначены (в дополнении к другим
информационным ресурсам), формировать и развивать экокультуру,
экограмотность, экоответственность. В том числе, на примере наших
липецких изданий «ЭкоАзбуки для эколят», «ЭкоДоктора для взрослых
и ребят»
5. Какими дополнительными компетенциями для проведения
подобных мероприятий должен обладать учитель? Существуют
ли программы профессионального развития учителей в данной
области? Печально, но большинство педагогов смутно
представляют себе цели и задачи современного ЭО.
Да, это проблема. Считаю, что в образовательных, учебных процессах
по экологии должны участвовать именно экологи, экологические
аудиторы, профессионалы. Или в помощь педагогам школ и ВУЗов,
или как привлекаемые профильные специалисты с практическим
опытом, глубокими знаниями проблем охраны окружающей среды.
Их опыт, знания умения, неравнодушие, способности донести свои
знания и практики ценны, они актуальны и должны быть
востребованы.