Тернистый путь к чистому небу

Экологические проблемы Красноярского края — предмет внимания не только региональной, но и федеральной власти. Минувший визит министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина в столицу Красноярья показал, что созданы все организационные предпосылки для позитивных перемен.

Программа поездки министра выдалась насыщенной. Вместе с руководством региона и полпредом президента в СФО Сергеем Меняйло Дмитрий Кобылкин ознакомился с ситуацией в частном жилом секторе в центре Красноярска, влиянием малоэффективных котельных, работающих на угле, а также побывал на промышленных предприятиях города, где ему рассказали о модернизации производств.

По итогам состоялось совещание, на котором обсуждался план по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Причём речь шла не только о краевой столице, но и о Норильске, где проб­лемы экологического плана требуют неменьшего внимания. Подытоживая деловой разговор, Дмитрий Кобылкин отметил, что к 2024 году объём вредных выбросов должен значительно снизиться. Причём первые результаты этой работы будут уже в 2019 году, когда Красноярск примет Всемирную зимнюю универсиаду.

Лучшие практики
Активное участие в решении экологических проблем принимают депутаты Законодательного собрания Красноярского края. Ещё в 2013 году парламентарии приняли закон об экологической безопасности и охране окружающей среды, который собрал лучшие прак­тики в нашей стране. Особый акцент в этом правовом акте сделан на решающем значении общественного мнения при размещении опасных производственных объектов. Этим документом народные избранники поставили заслон для недобросовестного бизнеса, который не считается с экологическими проблемами региона.

Кроме того, в экологическом кодексе (так называют профильный закон сами депутаты) есть отдельные положения, посвящённые Краевому общественному совету по охране окружающей среды. Этот постоянно действующий рабочий орган формируется при губернаторе. В него входят представители бизнеса, общественных, научных организаций, Общественной палаты, а также исполнительной власти, Законодательного собрания и муниципальных образований. Это своего рода экспертная площадка, где идёт поиск компромисса между экономическими и экологическими интересами.

Среди других инструментов, разработанных краевыми парламентариями и эффективно зарекомендовавших себя на практике, — общественный экологический контроль, советы по охране окружающей среды, общественная экологическая экспертиза и деятельность экологических инспекторов. Кроме того, для охраны окружающей среды важным стал закон о создании лесопарковых зелёных поясов вокруг городов региона.

Самое сложное — мониторинг
Уже второй год при комитете по природным ресурсам и экологии в краевом парламенте работает экспертный совет, который собирается несколько раз в месяц. Причём обсуж­дение злободневных вопросов носит далеко не декларативный характер. Недавняя тема касалась инновационной системы мониторинга, которая апробируется в Москве и Санкт-Петербурге, а со следующего года на полную мощность заработает в Архангельске. Уникальность технологии в том, что она позволяет быстро находить источник загрязнения, а значит, привлекать к ответственности предприятия, нарушающие экологические нормы. Действующая сегодня в Красноярске система в этом плане значительно проигрывает как в качестве, так и в оперативности. Перспективной разработкой уже заинтересовалось профильное министерство региона.

Благодаря инновационным решениям в Норильске планируется к 2023 году снизить выбросы диоксида серы на 75 процентов по отношению к 2015 году

Мониторинг, пожалуй, самое сложное звено в системе экологической безопасности. Поэтому депутаты уделяют особое внимание законодательному регулированию связанных с ним вопросов. На осенней сессии парламентарии приняли поправки в экологический кодекс региона. Суть новелл заключается в том, что в рамках мониторинга будут проводить сводные расчёты загрязнения атмосферного воздуха в городских округах. Нововведение заменит применяемые сейчас сводные тома предельно допустимых выбросов и позволит провести инвентаризацию загрязнителей.

- Ранее размер предельно допустимой нормы устанавливался на пять лет, — поясняет Александр Симановский, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания края. — Но экологическая ситуация меняется чаще, поэтому сводные расчёты загрязнения атмосферного воздуха нужно принимать ежегодно. Новый подход позволит учитывать не только выбросы промышленных предприятий, но и остальные источники загрязнения, например, выбросы автотранспорта, печного отопления.

Ощутимая поддержка
Нельзя не упомянуть социально ответственный бизнес, который идёт навстречу краевым властям в решении экологических проблем. На Красноярской ТЭЦ-1 ведётся модернизация, благодаря которой вместо трёх труб появится одна высотой 270 метров. Это позволит рассеивать выбросы. Кроме того, в планах города стоит замена малоэффективных котельных, работающих на угле, и системы газоочистки.

На Красноярском алюминиевом заводе реализуется проект «Экологический Содерберг», в рамках которого внедряются наилучшие доступные технологии, снижающие загрязнение окружающей среды. Также на предприятии установлена система непрерывного мониторинга выбросов, что позволяет принимать оперативные меры. Есть в крае и другие успешные примеры социально ответственного бизнеса.

Вместе с тем статистика говорит о том, что треть всех загрязнений приходится на транспорт. Автомобилисты в краевой столице утром и вечером простаивают в пробках, что негативно сказывается на атмосферном воздухе. Миллионный город до сих пор не имеет мет­рополитена, а железнодорожное кольцо, опоясывающее его центр, и река Енисей, делящая его пополам, существенно сдерживают транспортные потоки.

Но благодаря поддержке президента Владимира Путина,­ который в феврале посетил город, регион получит средства на актуализацию проекта метро, и это вселяет оптимизм в красноярцев. Депутаты Законодательного собрания уже предусмот­рели эти деньги в поправке к региональному бюджету на следующий год.

Как отмечает спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов, экологическое законодательство становится более принципиальным и субъекты Федерации принимают активное участие в его формировании. В то же время есть чёткое понимание того, что решение вопросов, связанных с окружающей средой, — это системная задача, которая начинается с прививания гражданам элементарных норм поведения и заканчивается установлением экологических правил для крупных предприятий.

Дмитрий Свиридов, председатель Законодательного собрания Красноярского края:

- Россия заинтересована в привлечении инвестиций, создании новых производств, открытии фабрик и заводов. Всё это формирует экономическую мощь страны, обеспечивает занятость людей, даёт налоговые поступ­ления в бюджетную систему, которые закладывают базу для решения задач, поставленных Президентом России в новом майском указе. Другое дело, что бизнес должен быть социально ответственным. Технологии прошлого века не только влияют на показатели здравоохранения и, как следствие, на продолжительность жизни людей, но и создают серьёзную напряжённость в обществе.

Необходимо соблюдать баланс между частными и общественными интересами, чтобы, с одной стороны, темпы роста российской экономики не отставали от заявленных, а с другой стороны, были обеспечены комфортные условия для жизни наших граждан

Сегодня экологическая повестка ставится во главу угла и её должны учитывать в своей работе как органы власти всех уровней, так и предпринимательское сообщество. Необходимо соблюдать баланс между частными и общественными интересами, чтобы, с одной стороны, темпы роста российской экономики не отставали от заявленных, а с другой стороны, были обеспечены комфортные условия для жизни наших граждан. В Красноярском крае есть примеры социально ответственного бизнеса, которые мы должны тиражировать. В нашем регионе на протяжении ряда лет происходит поэтапное замещение индустриальных мощностей ХХ века современным производством по самым свежим экологическим стандартам.