ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Правительство вместо мусора утилизирует население

Сначала утилизационный сбор для автомобилей, теперь перерасчет тарифов по переработке бытовых отходов. Именем защиты природы с нас трясут деньги, а тратить на инфраструктуру Минприроды не хочет.

Понятно, что тема утилизации отходов одна из самых существенных для понимания дальнейшего будущего страны в тех условиях, когда столицы и крупные мегаполисы просто утопают в мусоре, переполняя свои полигоны.

Но на эту проблему в нашей стране привыкли смотреть как на сугубо экологическую, а о состоянии окружающей среды мы думаем только на сытый желудок. Пусть немного утрируем, но вопросы экологии уже много лет вычеркиваются, когда вмешиваются интересы конкретных градостроителей, производственников и других экономических игроков. Во всем мире утилизация мусора стала прибыльным бизнесом и альтернативным источником энергии, а у нас в России это превратилось в невидимый труд и неблагодарное занятие.

В Европе с ежегодным объемом мусора в 150 млн тонн. справляется 420 специально оборудованных предприятий, обеспечивающих теплом и электроэнергией более 20 млн. европейцев.

Несмотря на то, что площадь России в тысячу раз превосходит территорию Норвегии, являющуюся европейским лидером по превращению отходов в энергию, у нас получение энергии из мусора только запланировано.

К 2022 году компания «РТ-Инвест» обещает построить четыре новых мусороперерабатывающих завода в Подмосковье и один в Татарстане, способные производить из ТБО электроэнергию. Правда, и здесь снова встает вопрос о сортировке мусора.

Мусорное надувательство
Старт полномасштабной “мусорной реформы”, намеченный на 2019 год, может и призван в какой-то мере решить эту проблему с сортировкой отходов.

Только очевидно, что само государство в этом участие принимать не собирается. По аналогии с тем, как проблему изношенного жилищного фонда отдали на откуп самих граждан, ежемесячно оплачивающим капитальный ремонт, так и на плечи населения хотят повесить создание недостающей инфраструктуры для переработки мусора.

Включив “мусорный” платеж в коммунальные услуги каждого отдельного проживающего или учащегося и работающего (для учреждений и предприятий).

Суммы увеличатся в десятки раз по сравнению с тем, когда раньше за утилизацию отходов платили из расчета “квадратов”. Теперь цена тарифа будет зависеть от норматива накопления мусора, который устанавливает муниципальная власть, и цены вывоза 1 кг мусора, установленного региональным оператором.

Региональный оператор, который будет сидеть на фонде, собранном из платежей за утилизацию отходов, обязан организовывать сбор, транспортировку и сдачу опасных отходов, в том числе люминесцентных ламп и батареек. Более того, этот региональный оператор должен выявлять несанкционированные свалки и заставлять собственников их ликвидировать. Он также может участвовать в создании необходимых контейнерных площадок, приучать жителей к раздельному сбору отходов, предусмотреть место для крупногабаритного мусора, как, к примеру, старая мебель.

Также встает вопрос о сортировке. Следовательно, региональному оператору придется устанавливать контейнеры под раздельный сбор, а это минимум по четыре контейнера для бумаги, стекла, пластика и не перерабатываемого мусора. Дополнительно нужно предусмотреть в каждом доме контейнеры для сбора батареек и энергосберегающих ламп. Понимаете, какие это расходы? И все это по новой программе должны будут оплачивать жители домов, т.е. мы с вами, господа.

Также, как и доставку мусора до полигонов или центров переработки, которых в стране всего лишь 211. Причем каждое из этих предприятий узкоспециализированное. Вероятность того, что мусор будет спрессован и перевозчикам не придется возить за наши деньги воздух, очень мала.

В стране работает всего лишь 60 мусоросортировочных комплексов (МСК). По состоянию на начало 2018 года в России насчитывается 15,4 тысяч компаний, имеющих лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов разных классов опасности. Большинство из них занимаются перевозкой отходов, либо специализируются на переработке одного вида отходов (макулатуры или пластика). Отлично, если перевозчики будут свозить мусор для переработки, но нам с вами придется оплачивать удаленность этих объектов и рост цен на бензин. Все это уже похоже на какое-то надувательство, когда недостающую инфраструктуру хотят компенсировать обязательными платежами населения.

Утилизационный миф
Вся эта история с обязательным сбором по утилизации мусора в расчете на каждого человека может оказаться реформой ради очередных поборов, так и не решив проблем со свалками и переработкой ТБО в стране.

Еще в 2012 году был введен утилизационный сбор на автомобили, который правительство постепенно увеличивает. Так в 2018 году с 1 апреля были существенно повышены ставки на легковые авто с моторами объемом от 1 до 3 литров: у машин с бензобаком до 2 литров коэффициент сбора вырос вдвое, а у авто с двигателем до 3 литров — на 49,3% до 126 тыс рублей с каждой машины в пользу государства. С двухлитровых моторов утилизационный сбор в пользу государства составляет 84 тыс рублей.

Индексация утилизационного сбора закладывается правительством каждые два года. В 2014 году после критики Евросоюза утилизацию автомобилей стали оплачивать не только импортеры, но и российские автосборочные заводы. Однако власть дополнительно субсидирует почти всех русских производителей, чтобы их затраты на утилизацию были сопоставимы с федеральной поддержкой. В 2016 году правительство индексировало ставку сбора сразу на 65% (!), ссылаясь на ослабление рубля. Потом, правда, было незначительное снижение ставок в сентября 2017 года на 3% для легковых автомобилей, что переиграли в 2018 году. С 1 января этого года на 15% вырос утилизационный сбор на колесные и самоходные транспортные средства, выпускаемые в России и ввозимые в страну.

Такая чехарда со сбором к заявленной цели о “создании условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов” не привела. Заводов, перерабатывающих автохлам, в стране больше не стало. Последний раз про шредерные предприятия говорили пять лет назад. По состоянию на 2013 год в стране работало девять предприятий по переработке автомобилей, пришедших в негодность, большинство из которых расположены в центральной части России. Два находились в стадии строительства, но так и неизвестно построили их или нет.

Зато стало известно о планах Минприроды удвоить собираемость экосбора в 2019 году, за счет чего планируется создать 39 объектов в 22 регионах России. Все это профильное министерство, возглавляемое Дмитрием Кобылкиным, объясняет необходимостью создания перерабатывающей инфраструктуры, заложенной в рамках нацпроекта “Экология”. Собирая больше с производителей, предприятий, импортеров и населения, сам Минприроды не сильно-то разбежался тратиться на реализацию самой программы. Параллельно федеральную поддержку в итоговом паспорте проекта “Экология” ведомство Кобылкина сократило на 17% до 1,55 трлн рублей. Одновременно с финансированием всего проекта защиты экологии до 2024 года было урезано субсидирование отдельного направления “Чистая вода”, предполагающее обеспечить всех граждан нормальным качеством питьевой воды. Минприроды решил вдвое сократить финансирование этого направления, поэтому вместо изначальных 551 млрд рублей планируется потратить по назначению 258,47 млрд рублей.

Получается очень интересная ситуация, когда деньги на экологию собирают все больше, а тратят по назначению все меньше. Процесс реализации собранных средств почему-то закрыт. Никаких результатов по улучшению экологии в стране не видно: проблемы какими были шесть лет назад, такими и остались. Президент Владимир Путин еще в ноябре 2017 года дал поручение правительству обеспечить поэтапное введение запрета на отправку отходов на полигоны без предварительной обработки и утилизации. Прошел год, а воз и ныне там.

Точнее с запретами у нас все хорошо, а налаженной системы сортировки мусора как не было так и нет. Из-за этого труд мелких компаний, занимающихся переработкой отходов, становится бессмысленным и невидимым. И пока японцы уже демонстрируют первые модели автомобилей, на 90% собранные из пластика, мы только собираем деньги непонятно куда, так и не имея четкого представления обращения отходов в стране.

Источник: http://ecopalata.ru/wp-admin/post-new.php