Забота об экологии: в столице открылся магазин без пластика

Владелица магазина товаров без упаковки Лариса Петракова насыпает специи в стеклянные баночки, которые принесли покупатели.

Пластик и изделия из него давно стали спутниками нашей жизни и одновременно серьезной угрозой экологии. Спасти планету от него взялись экоактивисты
Пластик и изделия из него давно стали спутниками нашей жизни и одновременно серьезной угрозой экологии. Спасти планету от него взялись экоактивисты.

Помните времена, как мы ходили в магазин с авоськами, а для молока и яиц использовали бидон и специальную металлическую сумочку-плетенку? Сегодня даже представить трудно, как это мы обходились без всех этих полиэтиленовых пакетов-маечек, разнокалиберных пластиковых бутылок и всевозможной одноразовой посуды…

А ведь когда они только пробирались на наш рынок, некоторые хозяйки бережливо стирали целлофановые пакетики, чтобы вновь и вновь пользоваться ими.

Сегодня ученые бьют тревогу: пластика на планете скопилось столько, что те же бутылки из него образуют целые плавающие материки в океанах. Насколько вреден для окружающей среды пластик, мы углубляться не будем. Но вот как с ним бороться? Кто-то об этом не думает вовсе, кто-то делает робкие попытки собирать мусор раздельно. Но есть и те, кто решил кардинально изменить свой уклад жизни и вообще не производить мусор.

ЦИФРА

Четыре триллиона полиэтиленовых пакетов в год использует население земного шара. Эти пакеты убивают в год 1 млн птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и огромное количество рыб.

Приходите со своим

Этот принцип, например, лежит в основе работы магазинов, которые можно встретить по всему миру. В столице, несмотря на ее продвинутость, такой магазин пока всего один.

Еще четыре есть в таких российских городах, как Тюмень, Бийск, Петрозаводск и Санкт-Петербург. Суть проста: все товары на прилавках — без упаковки. А если ее нет, то и цена ниже: ведь производитель не по- тратился на разработку дизайна упаковки и ее производство. Рассчитаны подобные магазины как раз на тех, кто относит себя к «зеленым». Захотелось вам купить макарон или специй, будьте добры, захватите свою тару. Нужно жидкое мыло? Нет проблем, приходите со своей емкостью. Но главное, вы можете купить столько килограммов, литров — сколько нужно вам, а не сколько навязывает вам производитель. Если же вы и увидите на прилавке упаковку, то при ближайшем рассмотрении обнаружите, что сделана она исключительно из переработанного сырья.

Владелица магазина Лариса Петракова говорит, что организовать подобную торговую точку ее побудило не столько желание открыть свой бизнес, хотя она дипломированный менеджер, сколько стремление сделать этот мир чуточку чище — в прямом смысле.

Лариса, мать двоих детей, третьим своим детищем считает этот экомагазин.

Открылся он в мае этого года, но к числу «раскрученных» торговых точек не относится: знает о нем пока не так уж много народу.

— Концепция магазина придумана француженкой Беа Джонсон, которая ездит по миру и популяризирует эту идею. Я рекламировать магазин не стала, просто завела страницу в инстаграме, а блогеры быстро распространили информацию. Кстати, Биа была на нашем открытии. Правда, первое время у нас даже вывески не было. Но постепенно к нам потянулись местные жители. Удивляются, конечно, как это продукты — и без упаковки? — рассказывает Лариса. — Все привыкли, что 50 процентов покупательской способности зависит именно от упаковки: чем она ярче, интересней, тем лучше товар будут раскупать. Но это в условиях сильнейшей конкуренции, когда часто выигрывает не самый качественный продукт, а самый хорошо упакованный. У нас же немного другая история.

На деревянных стеллажах магазинчика все просто и незатейливо: крупы, мука, гранола в пластмассовых контейнерах, растительные масла в пузатых стеклянных бутылках, натуральные чистящие средства, естественно, только на розлив, многоразовые средства гигиены, которые можно стирать, органическая косметика, специи, многоразовые трубочки для напитков.

— Если у вас нет с собой тары, то у нас можно приобрести мешочки или воспользоваться стеклянными баночками, их покупатели специально приносят и оставляют. Но наши постоянные посетители приходят с контейнерами, поэтому в этом нет проблемы.

Пока магазин не может похвастать многочисленными посетителями, в день сюда в среднем заглядывают человек десять.

Конечно, часть продуктов, входящих в ассортимент Ларисиного магазинчика, можно найти на развес в некоторых крупных сетевых магазинах: те же крупы, макароны. Однако Лариса уверена, что ее задача заключается в другом — сконцентрировать как можно больше продуктов, подходящих под концепцию, в одном месте.

— Когда вы приходите в магазин, вы заглядываете сразу в несколько отделов, а уж если вы приверженец здорового образа жизни, в поисках нужных товаров вам придется обойти не один магазин.

Кроме того, у нас большая часть ассортимента имеет биосертификат, то есть товары произведены и выращены без всякой химии, такое редко найдешь в обычном магазине, — приводит аргумент Лариса.

Миф о том, что экостандарты в основном соблюдают лишь западные производители, магазин без упаковки легко развеивает.

— Мы ориентированы на локальные продукты, у нас их большинство, то есть многое на наших прилавках российского производства, но если что-то у нас не растет, например оливки, то, соответственно, обращаемся к западному производителю, — объясняет Лариса.

Впрочем, скоропортящихся товаров, таких, как молоко, сыр, колбасы и многое другое, здесь пока нет.

— Конечно, хочется существенно расширить ассортимент, и не только продуктовый. В первую очередь мы добавим многоразовые контейнеры, льняные мешочки — то, с чем можно и удобно приходить к нам за покупками.

Тут я замечаю на полках косметику в пластмассовых баночках. А это как сюда попало — не экологично же! — Наши покупатели приносят нам пустую тару от шампуней и кремов, которые у нас купили. У нас есть договоренности с поставщиками, что мы возвращаем им упаковку для вторичного использования, — парирует Лариса. — Так что не переживайте за это, все укладывается в концепцию магазина.

Разумеется, я не могла не спросить, что из ассортимента магазина пользуется самым большим спросом у экопотребителей.

— Если говорить о еде, то это обыкновенная гречка (хотя на прилавке есть и зеленая), оливковое масло и привычные все макароны. Из промышленных товаров — стеклянные многоразовые трубочки для напитков, зубной порошок, бамбуковые щетки и бритвы со сменным лезвием.

Один из самых ходовых товаров магазина — стеклянные многоразовые соломинки для напитковАлександр Кожохин
Один из самых ходовых товаров магазина — стеклянные многоразовые соломинки для напитков
Есть к чему стремиться

По признанию Ларисы, в ее собственной семье процесс отказа от привычного образа жизни в пользу экологичного окончательно не завершен.

— Муж такой образ жизни поддерживает, мы сортируем мусор, но полностью отказаться от упаковки при покупке продуктов пока не удается. Что ж, такие вещи в один момент не делаются.

Но если говорить лично обо мне, то я скорее откажусь от этой привычки, чем куплю какой-нибудь продукт в упаковке. Дети берут пример с меня. Они уже сейчас понимают, что лучше купить мороженое в кафе, где вам его положат в вафельный рожок, чем в магазине.

В ТЕМУ

Полиэтиленовый пакет может разлагаться от 50 до 500 лет. Согласно резолюции Европарламента 2015 года страны ЕС обязаны сократить выпуск таких пакетов в среднем на одного гражданина до 90 штук в год к 2019-му и до 40 штук — к 2025 году. Либо обеспечить, чтобы к концу 2018 года пакеты не выдавались покупателям бесплатно. Франция стала первой европейской страной, полностью запретившей производство и использование полиэтиленовых пакетов.

В африканской Кении запретили ввоз, использование и производство полиэтиленовых пакетов. За нарушение предусмотрено беспрецедентно строгое наказание: штраф от 19 до 38 тысяч долларов или четыре года тюрьмы.

В некоторых российских супермаркетах вместо полиэтиленовых пакетов покупателям продают биоразлагаемую упаковку.
Источник: https://vm.ru/news/529945.html