ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Одуванчик для пчелы…

Одуванчик для пчелы…

Согласно свежему отчету о «Глобальном состоянии атмосферы 2018» более 95% населения мира дышит грязным и опасным воздухом. В свою очередь НЛМК не так давно осуществил проект стоимостью 5 млрд рублей по сокращению загрязнения воздуха. Насколько значимы эти и другие меры по сохранению окружающей среды, рассказали Сергей Боков — генеральный директор ООО «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ», общественный представитель АСИ в Липецкой области, и Любовь Моргунова — аудитор-эколог, директор
НОУ ДПО РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ, почетный работник охраны природы.

Сергей Юрьевич:
Загрязненный атмосферный воздух — это ведь не только НЛМК, как традиционно принято «виноват стрелочник»! Комбинат имеет природоохранную программу, программу техперевооружения и систематически трудится для снижения нагрузки на все компоненты окружающей среды. Да, это главный загрязнитель с широким спектром выбрасываемых вредных веществ, большая часть которых улавливается ГОУ и планомерно снижается, благодаря внедрению НДТ — этому обязывает закон. Считаю, что НЛМК, как ведущий загрязнитель и градообразующее предприятие тоже должен вкладываться в решение экологических проблем
и благоустройство города, компенсируя жителям наносимый производствами вред. Но приоритетный загрязнитель сейчас рядом с нами — наш любимый автотранспорт разных «мастей»! По официальным данным государственных лабораторий, у каждого второго автомобиля выбросы с превышениями. А автобусы, грузовой транспорт, разбитые дороги и т.д… Вот где корень зла — ядовитый смог на магистралях и улицах, который надо искоренять: жесткий контроль при выпуске автотранспорта на линию, посты экоконтроля на въезде в город и жесткое наказание за нарушения экологических параметров. Смог на магистралях и улицах — это токсичные вещества на уровне дыхательных путей, что связано растущими бронхо-легочными заболеваниями и детей в т.ч.
— Американский филолог Мейсон Кули писал, что «человечество усердно перерабатывает природу в мусор». Недавно в федеральное законодательство РФ был внесен целый ряд существенных изменений, касающихся системы обращения с отходами. Как они отразятся на Липецкой области и смогут ли, по-вашему, решить проблему, связанную с отходами?
Любовь Михайловна: Мейсон Кули прав. Перерабатываем, причем бездумно и безответственно. В этой проблеме не надо «изобретать велосипед», а воспользоваться опытом, например, Японии: 90% образующихся отходов используются с производством различных изделий, экономя при этом естественные природные ресурсы, к которым относятся исключительно бережно, и не только потому, что на этой территории их мало. Высочайший уровень экологической культуры, образованности, просвещенности о важности сохранения качества среды обитания, правильного образа жизни, питания… Отсюда уровень и продолжительность жизни. И что важно: функционирование системы управления отходами, поддержка бизнеса, занимающего природоохранной деятельностью осуществляется государством, муниципалитетами. Причем, если взять мусороперерабатываюший завод в Японии, то 80-90% занимают природоохранные системы и сооружения. А создающаяся у нас уже несколько лет система региональных операторов похожа на бизнес-дележ, без эффективной экологичной подосновы, которую должно создать и наладить государство на основе НДТ по обращению с различными отходами и профессионализма кадров. Затем научить бизнес экологической ответственности и постепенно вовлекать в данную деятельность профессионалов. А сейчас в области элементарный вопрос не можем решить с таким сверхтоксичным элементом, как отработанные бытовые элементы питания (батарейки): экологическое сообщество, дети, неравнодушные граждане, активисты в результате социально-экологической акции уже собрали более 3,5 тонн батареек, а ответственная исполнительная власть не хочет заниматься их цивилизованной утилизацией — просто заложить средства (300-400 тыс. руб.!) для отправки партии на спецпредприятие. Что говорить о большем в работе с отходами? Так что на бумаге можно написать красиво и завлекательно, но пока экологические правила не будут в голове у каждого (от ребенка, дворника до президента) как таблица умножения и их соблюдение будет «территорией Закона» (как правил дорожного движения), не видать нам экоулучшений и позитивных сдвигов. Экопросвещение для всех — начало улучшений.
— 26 марта 2018 года было подписано постановление правительства о сокращении водоохранной зоны Байкала, также планируется отменить и постановление об охране московских водоемов. Водным ресурсам нашего региона угрожает что-то
подобное и как, на ваш взгляд, можно объяснить эту опасную тенденцию по превращению природных объектов в туристическую или жилую зону?
Сергей Юрьевич: Вообще отношение к водным ресурсам — странное: мы принимаем проекты по очистке Волги, других рек, Байкалу, морям и т.п., начинаем их реализовывать, а первопричину экологических бедствий игнорируем. Причина: согласование и пуск в эксплуатацию объектов без четких, продуманных решений по «отходному хвосту» и широком понимании этой фразы (выбросы, сбросы, промышленные и бытовые отходы). Не канализованный частный сектор городов, строим поселки без централизованной канализации (но у каждого двора — скважина!), запускаем фермы КРС, свинарники, птицефабрики без современных средств утилизации навоза, помета, органики, падежа и т.д. Таким образом, движемся (приблизились вплотную!) к экологической катастрофе по состоянию питьевых водоносных горизонтов, водоемов. Настало время, когда можно открыто говорить, что это преступление — игнорирование природоохранной составляющей (равно как финансирование по остаточному принципу) при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации любого объекта.
— В докладе Минприроды на Всероссийском съезде по охране окружающей среды Липецкая область была названа в числе 15 территорий особого экологического внимания. В чем это пристальное внимание уже проявилось и будет проявляться
в дальнейшем?
Любовь Михайловна: Об этом уже не раз говорили и представители общественности и руководители областных и федеральных природоохранных структур. Техногенно-антропогенная нагрузка на экосферу территории Липецкой области растет (а мы не в изоляции от соседей и загрязнения распространяются трансгранично!) Особое экологическое внимание, как я понимаю, не угрозы, штрафы, экстремизм, а четкая, целенаправленная работа в направлении переворота мировоззрения власти, руководителей, ответственных специалистов в сторону экологии, а значит качества жизни и здоровья. Экологические правонарушения сейчас нельзя скрыть, можно пренебречь, закрыть глаза при проверках, просто игнорировать ради сиюминутной выгоды. Но смысл? Законы природы таковы: исчезнет пчела — исчезнет человек, исчезнет одуванчик — исчезнут птицы…и далее по цепочке. Причина — наше грубое вмешательство на правах «властелина мира». Применение беспилотников, ужесточение наказаний, практически круглосуточный эконадзор, понуждение к знаниям, внедрению современных технологий, автоматизированный контроль — это малая часть мер (внимания!) к территориям особого экологического внимания.
— Каков, по-вашему, современный экологический имидж Липецка и области?
Сергей Юрьевич: Если оценивать в баллах — думаю, на слабую троечку. Город вообще экологически не обустроен: жилые кварталы в плюшевых мишках
и парковках на газонах, центр и прибрежная зона —
в торговых комплексах, автосервисах и автостоянках, микрорайоны и междомовые проезды — парковки. Зеленых зон катастрофически не хватает. Исключение может составить м-н Университетский, где стремление экологически обустроить район — очевидно, и через несколько лет можно будет (надеюсь) увидеть «город-парк». А о зонах рекреации судите сами — результаты субботников говорят красноречиво: растущие из года в год тонны мусора, захламление, загрязнение водоемов. Это, думаю, не только из-за бескультурья, и хамства, а из-за не обустроенности этих излюбленных населением мест: «прежде чем асфальтировать дорожку, надо посмотреть, где ее протопчут» — понятно, о чем?
— Какой опыт Липецкой области в плане экологического развития был воспринят и применен другими регионами?
Любовь Михайловна: Пока нам надо перенимать опыт и учиться Белгорода, Москвы, тех мест, где мы отдыхаем заграницей. Чем области похвастаться? Да, у нас самый маленький в мире заповедник «Галичья Гора», у нас Мещерка с 225 видами сиреней, у нас фестивали клубничный, яблоневый, квасной, у нас реки Дон, Воронеж, Красивая Меча, б. Сосна, у нас Силикатные озера и старинные города Задонск и Елец. Ноу нас и ОЭЗ ФУ с более 30 предприятиями, 10 ОЭЗ РУсо свиноводческими и птицеводческими комплексами, НЛМК, наконец! Чтобы гармонизировать это соседство, избежать социальных протестов, надо быть всем супер экологически ответственными, честными и образованными. И не надо ждать по любому поводу вмешательства Президента. Это уже крайности.
— 4 апреля текущего года Вы приняли участие в заседании Совета по вопросам добровольчества (волонтерства). Насколько активно развито это движение в нашем регионе в отношении экологических мероприятий и проектов?
Сергей Юрьевич: Волонтерство становится естественной частью жизни практически каждого: без работы волонтеров трудно представить проведение Олимпиады-2014 в Сочи, акции «Бессмертный полк», осуществление многочисленных добрых дел, начиная с «зеленых субботников» и заботы о бездомных животных, помощи пожилым людям (Серебряное Добровольчество), поиска пропавших людей и тд. При этом большинству волонтеров достаточно просто «спасибо!» за участие в общественно полезных, добрых делах. В рамках ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА при «Ассоциации «ЭкоАудит Палата Липецкой области» работает добровольческое обьединение областных общественных организаций «ЭкоСовет», который занимается выявление точек (зон) экологического неблагополучия в регионе, очисткой и озеленением территорий, обработкой обращений населения через «ЭКОПОЧТУ», экологическим просвещением населения через открытые экологические уроки в образовательных учреждениях, СМИ. Значимыми проектами, реализуемыми
в рамках программы ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА являются эколого-просветительские издания «ЭкоАзбука для эколят» и «Экодоктор для ребят и взрослых», которые получили признание МИНПРИРОДЫ РФ и размещены на официальном сайте ведомства для общего доступа и изучения. Также активно развивается Социально-экологический проект «Большой вред от маленькой батарейки», который начат в 2013 г. Становиться все больше активистов, добровольно, осознанно собирающих отработанные бытовые элементы питания, уже появились подпроекты «Сдай батарейку — спаси ежика!». Природоохранная акция позволяет предотвратить огромный ущерб окружающей среде
и избавить природу от загрязнений токсичными веществами, образующихся от разложения бытовых батареек. Таким образом, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО — это часть общего дела, от всего сердца, просто так приносить пользу и добро, создавая по крупицам благоприятную среду обитания и развивая экологическую культуру бытия. И руководители региона понимают важность ресурса волонтерства и добровольчества в развитии гражданского общества и реализации социально-значимых мероприятий. Добровольчество не должно быть заорганизованным, добровольно-принудительным, показушным, добрые дела по указке — это ближе к имитационному менеджменту.
— 12 мая — День экологического образования. На чем было сосредоточено внимание НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» в текущем году?
Любовь Михайловна: Использовать любые площадки, аудитории, возможности, волонтерство, все свои знания, опыт, время, вплоть до понуждения к экологическим знаниям, как населения, так и специалистов предприятий. Для этого есть желание, штат профессионалов и условия. Предлагаю ввести экзамен в школах, а на предприятиях — обязательные вводный и периодический инструктажи по экологической безопасности.
— Расскажите о наиболее распространенных мифах, которые касаются темы экологии вообще
и в Липецкой области в частности.
Любовь Михайловна: Надо преодолеть самый главный миф «На мой век — хватит, а после меня — хоть потоп!» Не хватит, уже не хватает: мы берем от Природы в разы больше, чем требуется, мы делаем окружающую нас среду, мир НЕЗДОРОВЫМИ и сами такими становимся — больным поколением, задыхающимся от собственных отходов из-за отсутствия знаний и культуры потребления. И не миф уже, что войны все чаще будут случаться не по политическим мотивам, а за природные ресурсы: чистую воду, землю, недра, леса… Давайте все жить реальностью и не гадить природе и себе дальше, усугубляя ситуацию, каждый:
в семье, на даче, заводе, на рабочем месте, не зависимо от статуса и богатства. Тогда и День эколога 5 июня будет главным праздником каждого. Так что, вешать медали на грудь пока неуместно — не за что!