ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Жить в мегаполисе – бороться за экологию

Жить в мегаполисе – бороться за экологию

Год экологии – 2017-й, объявленный президентом России Владимиром Путиным, позволил привлечь дополнительное внимание к вопросам охраны окружающей среды. Санкт-Петербург, как и любой мировой мегаполис, не миновали экологические проблемы. Часть факторов риска уже удается снизить, но многие вопросы еще только предстоит решить. Санкт-Петербург – город, обладающий значительными водными ресурсами, и их чистота – один из главных экологических факторов. С наступлением лета Роспотребнадзор по Санкт-Петербургу проверил 24 зоны рекреации водных объектов. Специалисты ведомства оценивали состояние качества их воды и песка на соответствие требованиям санитарного законодательства. По данным мониторинга, по состоянию на начало июня купаться можно только в озере Безымянном в Красном Селе. Опасными специалисты сочли водоемы реки Ижоры в Колпинском районе, трех Суздальских озер и Ольгинского пруда в Выборгском районе и Колонистский пруд в Пушкинском районе. Петербуржцам не рекомендуют купаться даже в озере Разлив и в Финском заливе на пляжах «Кронштадтский», «Комаровский», «Ласковый» и нескольких других. Грязными, по мнению Роспотребнадзора, являются также водоем реки Малой Невки (пляж Приморского парка Победы) и Нева в районе пляжа Петропавловской крепости. Впрочем, отдыхать без купания на большинстве городских пляжей все-таки можно – качество песка в зонах рекреации эксперты сочли соответствующим гигиеническим нормативам. Повысить дисциплину Ежегодно в навигационный период через акватории реки Невы проходит около 6-8 тыс. судов, из которых около 1-1,5 тыс. – нефтеналивные. Танкерами перемещается от 1,5 до 4 млн тонн нефтепродуктов. Для обеспечения экологической безопасности водных объектов существует дежурная служба Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, возглавляемого Игорем Григорьевым, в составе Единой дежурной службы аппарата губернатора города, которая информирует взаимодействующие структуры и надзорные органы об аварийных ситуациях, а также организует ликвидацию разливов нефтепродуктов силами подведомственных предприятий. Экологическая аварийная служба подведомственного комитету предприятия «ПИЛАРН» ежегодно ликвидирует около 200 нефтяных загрязнений в акватории Санкт-Петербурга. В 2017 году было 84 выхода судов и аварийных бригад на ликвидацию данных загрязнений. И хотя масштабных нефтеразливов в последние годы не было, такая опасность существует. В своей работе специалисты используют современную технику и оборудование, способное работать в различных акваториях круглогодично. В зимнее время для таких работ используется ледокол «Невская застава», однако его ресурсов может оказаться недостаточно. Поэтому начаты работы по проектированию и строительству второго ледокола. Также в городе уже подготовлены почти 650 экологических волонтеров, способных проводить работы по ликвидации нефтеразливов в береговой полосе. Только в этом году обучение прошли 57 человек. Отдельная работа ведется Комитетом по природопользованию совместно с Ассоциацией судовладельцев Санкт-Петербурга и ГУП «Водоканал» по сбору льяльных вод. Так, в 2015 году от судовладельцев предприятием «ПИЛАРН» было принято около 250 тонн нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых сточных вод, в 2016-м – около 550 тонн. Однако уровень дисциплины и ответственности за чистоту петербургских рек у судовладельцев по-прежнему недостаточно высокий. Среди важных реализованных мер по урбоэкологии в Санкт-Петербурге можно назвать немецкие разработки по инновациям в сфере отходов, канализации и санации промышленных производств. Многостороннее сотрудничество с партнерами имеет ГУП «Водоканал». Предприятие развивает проекты с Hamburg Wasser (Германия) уже более десяти лет. Завод по сжиганию мусора для города по еврогранту партнерства «Северное измерение» и ввод в эксплуатацию по гранту технической помощи EU TASIS помогли достроить Юго-Западные очистные сооружения, завершить строительство Северного канализационного коллектора в Петербурге. Последний проект способствовал постепенному закрытию 76 прямых выпусков сточных вод в Неву. С момента его полного запуска, по данным «Водоканала Санкт-Петербурга», в городе подвергается очистке более 98% сточных вод: за один час из реки выкачивается около 240 тыс. кубометров и распределяется по девяти станциям, обслуживающим разные районы города. Санкт-Петербург – первый из городов в России, где применяют повсеместно для очистки воды ультрафиолетовое облучение. Уже 12 лет под патронажем Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов (РосНИИВХ) ведется биомониторинг. Однако до сих пор треть водопроводной сети в городе оценивается как изношенная, что влияет на качество потребления питьевой воды населением. Ее состав, по оценкам медиков, является ультрапресным и нуждается в обогащении микроэлементами. Очисткой городских стоков Петербурга занимается 17 очистных канализационных сооружений, в том числе 14 – по очистке хозяйственно-бытового стока и три – по очистке поверхностного стока. Город, по данным ГУП «Водоканал», использует химико-биологический способ очистки воды. Это позволяет полностью следовать рекомендации управляющего органа Хельсинкской конвенции, Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря (ХЕЛКОМ), сохраняя при сбросе в 1 литре сточных вод содержания фосфора не более 0,5 мг, азота – не более 10 мг. Общественная борьба за чистый Петербург С каждым годом все больше петербуржцев вовлекаются в общественные инициативы, в том числе в различные экологические акции, отмечают эксперты. Благодаря этому повышается и уровень «экологической культуры поведения», и степень влиятельности общественных организаций. Так, в июне УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга в ответ на заявление движения «Красивый Петербург» возбудило дело в отношении лиц, ответственных за уборку городских улиц от пыли. Весной общественники проводили ряд замеров пыли и грязи на улицах и зафиксировали 25-кратное превышение норматива. К маю, как обещали городские власти, город должен был быть убран, но повторные замеры показали, что только по двум адресам из восьми не был превышен норматив в 30 г смета на квадратный метр. При этом согласно мониторингу, который осуществляется Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, качество атмосферного воздуха города остается в норме. Контроль ведется по основным загрязняющим веществам в непрерывном автоматическом режиме с использованием автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха Санкт-Петербурга – АСМ-АВ. В постоянном составе АСМ-АВ работает 24 автоматические станции. Загрязненность атмосферного воздуха города мелкодисперсными взвешенными частицами выражается в долях среднесуточных предельно допустимых концентраций (которые составляют: 60 мкг/куб. м для РМ10 и 35 мкг/куб. м для РМ2.5). Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест – концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни. Величины ПДК утверждены в качестве санитарно-гигиенических нормативов на всей территории РФ (ГН 2.1.6.1338-03). По данным на 27 июня 2017 года, содержание взвешенных частиц в атмосферном воздухе Санкт-Петербурга составляет менее 0,1 или 0,1 долю от среднесуточной предельно допустимой концентрации по показателю РМ10 и 0,1 – по РМ 2.5. «Загрязнение атмосферы – одна из основных экологических проблем, которая требует контроля и поиска решений. Плохое качество воздуха приводит к тому, что Санкт-Петербург, к сожалению, является одним из лидеров отрицательного рейтинга по уровню онкозаболеваний. Здесь необходимо расширить спектр параметров, которые необходимо контролировать, так как стандартные установленные критерии уже недостаточны, несколько далеки от реальности, от логики здравоохранения», – считает член Комитета по экологической и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, председатель совета директоров СРО «Санкт-Петербургская ассоциация рециклинга Всеволод Хмыров. В Санкт-Петербурге отсутствует широкое освещение и если не пропаганда, то преподнесение правильного общественного поведения с отходами и мусором. Особенно в части раздельного сбора мусора – практике, столь широко распространенной в развитых странах. «Не до конца решены и проблемы обращения медицинских отходов. Кроме того, город имеет серьезные проблемы в связи с закрытием полигонов для утилизации отходов, и пока не очень понятно взаимодействие с Ленинградской областью, с которой у Петербурга единая экологическая среда. Эти проблемы городу и области надо решать совместно, – говорит Всеволод Хмыров. – При этом в Санкт-Петербурге никогда не было экологических проблем, связанных с деятельностью предприятий промышленного сектора, в частности машиностроения. Сегодня, когда деятельность крупнейшего полигона для размещения опасных производственных отходов «Красный Бор» остановлена, объемы сбросов отходов первого класса опасности снижены, и это не является критичным показателем для деятельности предприятий. Диалог Союза промышленников и самих предприятий напрямую с городом выстроен, понятен, и я не могу сказать, что кто-то не выполняет разумных требований экологической безопасности города». «Наше общественное движение существует уже 5,5 лет, и мы видим серьезную положительную динамику не только в части отношения жителей к экологическим инициативам, но и в части действий чиновников, представителей бизнеса. Перемены за это время произошли существенные, – говорит руководитель экологического движения «Раздельный сбор» Татьяна Нагорская. – Но у жителей по-прежнему ограничен доступ к системе раздельного сбора мусора, нет шаговой доступности. Согласно соцопросам, больше 60% петербуржцев готовы сортировать мусор, если вся необходимая инфраструктура будет им обеспечена. Но пока не очень понятно, кто и на какие средства должен ее создавать. Существует заблуждение, что раздельный сбор отходов самоокупаем. Но во всем мире именно это звено инфраструктуры обычно является дотационным из городской казны, так как расходы на ее создание и эксплуатацию не покрываются из доходов переработчиков. Так же, как просветительские проекты и экологическая социальная реклама». Самих переработчиков вторсырья пока на петербургском рынке не очень много, и они преимущественно специализируются на промышленных отходах – например, однотипных партиях заводского брака. Это связано в том числе с отсутствием горизонта планирования даже в перспективе одного года: компании пока не готовы вкладываться в специальное оборудование, не понимая правил игры и не имея уверенности в загрузке мощностей. Тем не менее, город постепенно развивает практики сбора опасных отходов у населения. Так, в рамках спецпроекта Комитета по природопользованию, с 2010 года по всем района курсируют специальные «Экомобили» – мобильные пункты приема, оснащенные специальными контейнерами для сбора и транспортировки опасных отходов, которые затем поступают на обезвреживание и утилизацию. Собственные экологические проекты ежегодно поддерживают практически в каждой крупной компании города – это уже стало нормой в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса. Городские бизнес-ассоциации проводят различные семинары и конкурсы для распространения лучших практик. К примеру, Санкт-Петербургская международная бизнес-ассоциация (СПИБА) при поддержке Комитета по приородопользованию проводит конкурс «Ответственное отношение к окружающей среде». В 2017 году было номинировано десять компаний. К примеру, проект «Аэропорт Пулково: Как превратить отходы в ресурсы» охватил всех сотрудников компании, гостей и сотрудников организаций, работающих на территории аэропорта. Мероприятия включали еженедельный сбор макулатуры, установку экобоксов, урн для раздельного сбора мусора, сбор металлолома, отработанных масел и покрышек. Источник: http://expertnw.ru/Business-panorama/zhit-v-megapolise-borotsya-za-ekologiyu