ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Не успеют развернуться

С 2019 года российские энергетические предприятия начнут переходить на наилучшие доступные технологии (НДТ) — более совершенные и систематизированные экологические стандарты, которые позволят снизить ущерб окружающей среде. Освоить новую программу компании должны за семь лет, и, как уже заявил заместитель председателя правительства РФ Александр Хлопонин, несмотря на многочисленные просьбы бизнеса, сдвигаться срок не будет. Почему экологические требования могут стать серьезной проблемой для промышленности, специалисты обсуждали на прошедшем в Петербурге Российском международном энергетическом форуме.

 

Закон о внедрении НДТ был принят в 2014 году. Согласно ему, к 2025 году в стране начнет работать новая форма экологического регулирования — отечественные предприятия полностью перейдут на самые современные достижения науки и техники, безопасные для природы и человека, и при этом выгодные экономически. Реализация программы должна сократить число городов с высоким уровнем загрязнения воздуха более чем в 2,5 раза.

В минпромторге уже даже посчитали, во сколько внедрение НДТ обойдется топливно-энергетическому комплексу. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, до 2030-го эта мера потребует инвестиций в размере около трех триллионов рублей. В правительстве не отрицают, что это «серьезный вызов», в особенности для машиностроительного комплекса. Эксперты выражаются резче: если обеспечить предприятия новым оборудованием необходимо будет все-таки в семилетний срок, это «просто положит наше машиностроение».

— В чем отличие действующего законодательства от планируемого внедрения НДТ? Если сегодня объектом контроля является сама ТЭЦ, то по новым нормам — еще и каждая конкретная установка. То есть теперь это 2,5 тысячи котельных установок по России. Такой подход меняет все, ведь оборудование производят машиностроители, а значит, в новых условиях энергетикам нужно работать с ними в тесной связке. Встает вопрос: что они будут производить, какие требования к ним предъявлять? Более того, появляется необходимость разработки и создания типовых установок, — комментирует член межведомственного совета по переходу на принципы НДТ и внедрение современных технологий Михаил Сапаров.

Чтобы машиностроители успели «развернуться», специалисты предлагают увеличить сроки перехода на НДТ в два раза — с семи до 14 лет, а кроме того, разработать меры поддержки отрасли энергетического машиностроения. Требования к оборудованию тоже стоит разделить: так, основная часть установок введена в эксплуатацию до 1981 года. На них и стоит обратить внимание в первую очередь и дать возможность (а точнее, срок) предприятиям либо вывести их из работы, либо, если они их оставляют, создать для такого оборудования специальные стандарты, либо принять решение о замене на новые установки. Если применить к этой категории жесткие требования, угольная энергетика умрет, опасаются эксперты.

Беспокоит энергетиков и то, что в ближайшее время Россия может присоединиться к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Гетеборгскому протоколу.

— Если европейские показатели станут для нас обязательными, это тоже создаст проблему для нашей промышленности и энергетики. Мы должны установить те потолки, которые будут для нас приемлемы. Кроме того, мы должны будем прописать эти нормы во всех наших справочниках, — считает директор Санкт-Петербургского филиала «Центра экологической промышленной политики» Андрей Недре.

А информационно-технический справочник для компаний, к слову, уже почти разработан. Утвердить его планируют к июлю этого года. Базироваться создатели решили на опыте европейских стран, но получилось не совсем так: если за границей деталей решили избегать, указывая только основные требования, то у нас прописываются абсолютно все нюансы. А чем больше деталей, тем больше проблем.

— Сейчас мы вынуждены признать, что наша теплоэнергетика, за исключением нескольких ТЭЦ, по этим требованиям никак не может быть обозначена как НДТ. Это факт, — констатирует Михаил Сапаров.

И это притом, что некоторые предприятия уже тратят немалые деньги на внедрение современного оборудования и соответствие нынешним экологическим стандартам. Следующим шагом должен стать проект нормативного документа с нормами и требованиями для действующих предприятий (принять его должны не позднее, чем через шесть месяцев после выхода справочника) и создание комплексного экологического разрешения для компаний. Все это рассчитывают сделать до ноября этого года.

Гораздо сложнее с еще одним обязательным пунктом стратегии НДТ — анализом затрат и выгод перехода на новые технологии. Пока методики, как именно считать деньги на снижение выбросов, все еще нет, но к октябрю систему обещают презентовать, а к 2018 году планируют сделать ее официальной программой. Опыт опять-таки намереваются перенимать у Европы, вот только «как под кальку» в российских условиях он вряд ли получится.

— В Европе анализом занимается специальная целевая группа. Для расчетов они берут общие экономические данные, данные о существующих выбросах, об установках и используемом топливе, о тарифах на электричество и воду. Эта схема пока неприменима к нам, ввиду отличий в системе налогообложения, финансовых механизмов поддержки, денежного курса, — подчеркивает инженер «Центра экологической промышленной политики» Мария Анисимова.

Вместе с тем энергетики планируют в срочном порядке начинать диалог с минпромторгом по поводу тех отраслей энергетики, которые «сидят на тарифе». Для них в условиях НДТ необходимо вводить специальные меры поддержки. Уже после того, как получится создать выгодный механизм, можно будет говорить о том, какие деньги будут сэкономлены и куда их можно направить.

Сейчас известно, что в 2017 году отечественные компании вложат в перевод предприятий на НДТ более 130 миллиардов рублей. Такие цифры приводит министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. К слову, изначально обязательный перевод на безопасные технологии планировался в этом году — так как он объявлен Годом экологии, но в итоге сроки отложили, чтобы за 2018 год отрасли сумели провести расчеты и найти механизмы, позволяющие компаниям быть более гибкими в новых условиях.

Источник: RG.RU