ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

«Экологическими вопросами нельзя заниматься только ради «галочки», Сергей Боков — генеральный директор «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ»- члена НЭАП.

«Экологическими вопросами нельзя заниматься только ради «галочки», Сергей Боков — генеральный директор «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ»- члена НЭАП.

— Сергей Юрьевич, на каких проблемах вы планируете акцентировать внимание в нынешнем Году экологии?

— Свою позицию обозначу как представитель бизнеса, и как обыватель, и как общественник. Как рядовой гражданин, хочу жить в здоровой и комфортной среде с развитой зеленой экоструктурой. Как представитель экологического бизнеса отмечу: важно, чтоб производства «зеленели», руководители, экологические службы повышали экологическую эффективность природоохранных мероприятий и имели четкое представление об уровне экологической ответственности. Как общественник с активной гражданской позицией хочу сказать — вместе с коллегами-экологами, членами «ЭкоСовета» поддерживаем здоровые реальные экологические инициативы. Так, среди наших инициатив, в большинстве из которых принимаю личное участие, социально-экологическое партнерство и спонсорская помощь детским образовательным учреждениям, финансовая поддержка эколого-просветительских изданий ЭкоАзбука, ЭкоДоктор, Честное Экологическое, проектов «ЭкоПочта, Большой вред от маленькой батарейки, общегородские и областные экомероприятия и др. Этим вопросам мы уделим особое внимание в нынешнем году.

— Любовь Михайловна, почему именно эти вопросы вышли на первый план?

— То, что нынешний год обозначен президентом как Год экологии, не означает, что «зелеными уборками» мы должны заниматься только в эти даты. Экологические проблемы нельзя решать по принуждению, толку не будет: сегодня «для галочки и отчетности» убрали хлам с городов, лесов, берегов, а завтра – опять на свалках «отдыхаем». Чтобы таких ситуаций не случалось, требуется повысить наш общий уровень экологического мировоззрения и культуры – это поможет осознать, что экология означает здоровье, комфорт, благосостояние и ежедневную жизненную потребность. Охрана окружающей среды и обеспечение комфортной среды обитания должно стать для всех такими же привычными и обязательными, как, например, умываться и чистить зубы по утрам. В общем, сейчас нам нужно добиться того, что забота об экологии – это модно, современно и престижно.

— На ваш взгляд, жители нашего региона готовы к переменам и новым экологическим знаниям?

Любовь Моргунова:

— У Липецкой области, есть все предпосылки, возможности, кадровый, научный, образовательный и бизнес-потенциал для построения современной модели на принципах устойчивого развития. Непрерывность экологического образования и воспитания стала у нас традицией: правилам экологически ответственного поведения, в том числе в быту, обучение начинают уже с детского сада, семьи и продолжают в школах, ВУЗах, на специализированных курсах для специалистов предприятий. Но здесь нужно помнить: для того, чтобы новый тип мышления прижился, стал привычным и естественным, необходимо не менее 20 лет, то есть фактически это период молодости двух поколений. Но одно можно сказать — интерес к экологическим проблемам и качеству среды обитания возрастает на всех уровнях и интересует сегодня как власть, так и обывателя.

Сергей Боков:

— В свою очередь отмечу — примером социального эколого-педагогического партнерства в сфере непрерывного экологического просвещения, образования, сетевого партнерства и преемственности является развивающееся сотрудничество между экологическим центром «ЭкоСфера» г. Липецка, ГБОУ «Экомир» Липецкой области, детско-юношеским центром «Советский», НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» и РЕГИОНЭКОПРОЕКТ. Работаем с детьми разных возрастов. Формы отработаны с учетом требований времени, предусматривают проведение различных экодел: экоакции, субботники, флэшмобы, экопропаганда, фестивали, конкурсы и др. Конечно, здесь нам также нужна и важна поддержка организаций – членов РСПП: мы видим перспективу развития наших детей, и дети уже сейчас понимают, какие экозадачи им придется решать на производствах. Конечно, дети не в силах изменить экологическую ситуацию, но именно они побуждают взрослых заняться этими вопросами в полном объеме. А уже завтра возьмут на себя ведущую роль в грамотном использовании природных богатств.

— Какую работу проводите с взрослыми?

Любовь Моргунова:

— РЕГИОНЭКОПРОЕКТ и РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ используют для экопросвещения различные формы, системы и площадки, разработанные профильными специалистами и профессиональными экологами. Это постоянно действующий консультативно-информационный центр, участие в работе центра сопровождения инвестиционных проектов в ОЭЗ РУ и пр. А сочетание теоретического материала и практических занятий, позволяют участникам образовательных мероприятий и площадок оперативно ориентироваться в сфере экологии и природопользования, в том числе на бытовом уровне. К слову, с одной стороны мы готовим специалистов предприятий, но в то же время, являясь партнером по экологической работе с детьми, практически просвещаем и родителей.

— Чего на ваш взгляд не хватает современному экологическому образованию?

Любовь Моргунова:

— Сегодня в экологическом образовании преобладает информационно-справочный подход. Однако практика показывают — требуется формировать представление о направленности практической деятельности не на эксплуатацию природы и ее потенциала, а на ее сохранение. В современное экообучение необходимо внедрять профессиональное (предметное) ситуационное моделирование по созданию, например, экополисов – экологически и социально совершенных городов, программных модулей решения задач в случае техногенного загрязнения при авариях на объекта, например, на нефтепроводе, канализационном коллекторе, заводе, АЗС, птицефабрике, элеваторе и т.п. При этом в моделировании, как и позже, на практике должно быть соединение бизнеса, производства и образования.

Что касается экологического обучения и просвещения в семье, детсадах, школах, внешкольных экологических организациях, приемлемо, помимо традиционных эколого-воспитательных акций, игр, квестов, конкурсов, субботников, флеш-мобов, тренингов и тд,, использование ролевых компьютерных игр (по возрасту). Например, как экологически грамотно вести себя в быту, лесу, на водоеме, море, даче, в поле и т.д. Это детско-юношеское ситуационное экомоделирование.

Сергей Боков:

— Проблема заключается в том, что у образовательных и научных учреждений на разработку модульных обучающих систем, с учетом эколого-природоохранного аспекта, недостаточно финансирования. Поэтому бизнес должен финансово участвовать в обучении своих эколого-технических служб – для формирования у последних четких навыков по предотвращению, оперативной ликвидации различных ЧС, связанных с загрязнением окружающей среды. Другой вариант обучения — заказ в учебных и научных учреждениях обучающих модулей, подготовка в эти учреждения своих профильных специалистов-экологов, технологов, руководителей.

Хочу отметить, любое обучение – сложный процесс, а обучение экологическому поведению и мировосприятию, когда затрагиваются интересы всего общества – сверхсложная задача. Однако эту работу необходимо начинать уже сегодня, чтобы следующее поколение не задавалось вопросом – нужно ли сортировать мусор, сдавать батарейки в специальные пункты приема, экономить воду и электроэнергию.

Источник: http://gorod48.ru/rspp/431322/