ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Ольга Тимофеева рассказала ТАСС, как парламентарии намерены улучшить экологическую обстановку в стране и как будут подключать к этой работе общественность

— Ольга Викторовна, расскажите, в чем необходимость появления отдельного комитета по экологии?

— Во-первых, следующий год — это Год экологии в России. На одном из форумов Общероссийского народного фронта мы с активистами обратились к президенту с просьбой обратить внимание на то, чем мы дышим, какую воду пьем, насколько замусорены регионы, и объявить Год экологии в стране. Владимир Путин нас услышал.

Долгое время сама тема экологии и охраны окружающей среды находилась на второстепенных ролях, когда все понимали, что это важно, но до этого не доходили руки. Сейчас создание профильного комитета в Государственной думе вполне логично, потому что тема назрела.

 Какие вопросы у комитета? Это выбросы, отходы, мусор, в котором мы погрязли практически по уши по всей стране, это исчезающие виды животных, воспроизводство ресурсов — по факту, это темы, которые касаются каждого из нас. Мне очень нравится фраза Сергея Борисовича Иванова, спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Он призвал «прибраться в России». Под этим лозунгом мы и начинаем работу в комитете.

— В каком составе комитет будет бороться за чистоту окружающей среды?

— Я общественник, журналист. Первый заместитель в комитете Николай Валуев. Олимпийский чемпион Алексей Воевода, герой России, космонавт-испытатель Елена Серова. Казалось бы, мы все не экологи, но Государственная дума — представительный орган власти, и мы все представляем людей, регионы, общественность.

Законодательство, конечно, пишут профессиональные юристы. Наша цель в рамках комитета — провести очень тщательную инвентаризацию по всем направлениям, которые находятся в нашем ведении, и, работая над новыми законами, иметь мощную общественную опору.

— Какими проблемами в первую очередь займется комитет?

— Со следующего года вступают в силу некоторые поправки в закон об  отходах. Все территории должны были составить свои схемы обращения с отходами, утвердить тарифы «за вывоз твердых коммунальных отходов». Сегодня мы вместе с коллегами из Совета Федерации смотрим, насколько регионы готовы.

Мы видим, что далеко не все территории подготовились. У них нет своих правил, не утверждены тарифы. Нас беспокоит качество региональных программ обращения с отходами. К сожалению, подзаконные акты были приняты позже срока, и у регионов было мало времени проработать все. Теперь Росприроднадзор торопится согласовать территориальные схемы, без которых утверждение тарифа до 1 января 2017 года невозможно.

Сегодня надо ответить на вопросы: куда мы утилизируем мусор, что у нас со свалками и сколько это стоит? Поэтому, как мы шутим, время покупать резиновые сапоги.

Большим подспорьем станет работа в Общероссийском народном фронте. Я один из сопредседателей Центрального штаба ОНФ, и мы давно ведем эту работу в рамках рабочей группы по экологии и защите леса. Мы уже составляем карту свалок России, заставляем власти убирать эти свалки, приглашаем к работе всех: политические партии, общественные организации, профессиональные объединения, движения, экспертов. Чтобы убрать страну, нам нужно просто выходить и очищать конкретный регион от мусора. При этом мы понимаем, что основная задача власти — предотвращать образование несанкционированных свалок, тогда в будущем и убирать надо будет меньше… Как известно, лучше и дешевле предотвратить загрязнение, чем потом его устранять. И здесь важна роль законодателя — создать нормативную базу для этого.

— В Госдуме вы представляете Ставропольский край, где одна из обсуждаемых проблем — экология Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Какой может быть помощь комитета в этом?

— Регион КМВ сегодня на особом контроле. В январе был межрегиональный форум ОНФ в Ставрополе, мы добились прямого поручения президента правительству России совместно с губернатором Ставропольского края подготовить предложения по сохранению и рациональному использованию природного потенциала КМВ.

Естественно, здесь поднимается вопрос не только экологии, но и застройки охраняемых природных территорий. Нельзя сказать, что этим будем заниматься только мы, многие вопросы нужно будет решать совместно усилиями нескольких комитетов, общественности и властей.

Для Ставрополья и для нас поручение президента стратегическое. Наша задача — сохранить ресурсы КМВ на годы и столетия вперед, нельзя по-другому ими распоряжаться. Сейчас мы ждем доклад из контрольного управления президента и хотим понять, что предлагают власти. Тему сохранения курортов КМВ активисты ОНФ с контроля не снимают. Прошу всех общественников и журналистов  внимательно следить за ситуацией. Нельзя допустить, чтобы какие-то решения проводились по-тихому.

— Вы, как житель Ставрополья, хорошо знаете проблемы своего края. Какие вопросы поднимают коллеги из других регионов?

— Есть много тем, которые сегодня крайне болезненны. Например, промышленные отходы крупных предприятий. Как они утилизируются, насколько влияют на окружающую среду, насколько активно проходит модернизация оборудования на предприятиях. Сегодня ситуация меняется, но нужно признать, что проблем по-прежнему много.

Важная тема — реализация закона о наилучших доступных технологиях. Он позволит закрыть те предприятия, которые не смогут «озеленить» свое производство и сократить выбросы

Важная тема — реализация закона о наилучших доступных технологиях. Он позволит закрыть те предприятия, которые не смогут «озеленить» свое производство и сократить выбросы. Здесь наша задача — контроль исполнительной власти по подготовке качественных подзаконных актов и их своевременное утверждение. Важно посчитать, сколько у нас таких объектов. По закону, до 1 января 2017 года должен быть составлен их реестр. Но пока, к сожалению, эта работа не начата.

Можно сказать, что сегодня мы совместно составляем для себя «дорожную карту», определяем фронт работ и направление тем. Конечно, мы не имеем права подменять собой прокуратуру, Следственный комитет, ГУВД, местные органы власти. Но мы можем обращать внимание на эти проблемы, «бить во все колокола», менять законодательство — что и будем делать. По этой повестке мы пытаемся привлечь профессиональных экспертов со всей страны.  Считаем — точка зрения законодателей всегда должна быть взвешена и четко выверена.

— Как предполагается привлечь общественность и такое широкое экспертное сообщество к темам экологии?

— Часто законодательные органы обвиняют в том, что принимаемые законы не проходят максимального общественного обсуждения. Мы будем пытаться популяризировать те законопроекты, которые мы вносим, обсуждать публично инициативы.

Что касается отходов — мы видим огромное количество информации и материалов о том, что мусор у нас иногда может быть «золотым»; о том, кто и куда утилизирует его; о том, какое существует количество контролирующих органов, и тем не менее находим огромное число свалок. Возникает вопрос: а что, в этих городах никто не живет и не видит, что происходит? Сегодня нужна максимальная публичность каждому процессу.

Мы хотим, чтобы идеи законов шли к нам «снизу», «с земли», чтобы профессионалы этой отрасли нам подсказывали, где хромает законодательство. Будем пытаться максимально задействовать всех. Надеюсь, что попытка сплотить гражданское общество вокруг темы экологии будет успешной.

Нам действительно пора «прибраться в России», но это невозможно сделать только властям. Мы хотим ввести моду на экологию. Чтобы каждый задумывался, что мы пьем, чем дышим, что окружает нас, убирается ли мусор. Только вместе мы можем это сделать.



Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/interviews/3756390