ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Сергей Боков: «Обеспечение экологической безопасности невозможно без экологического всеобуча»

Сергей Боков: "Обеспечение экологической безопасности невозможно без экологического всеобуча"

Экологическое просвещение — одно из важных направлений деятельности члена Союза промышленников и предпринимателей Липецкой области — ООО «РОСЭКОПРОЕКТ». Так, на базе компании еще несколько лет назад создано негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ», чья деятельность оказалась особенно востребованной в нынешний Год экологии.

Об экологическом просвещении и том, как помочь предприятиям и населению изменить взгляд на экологические проблемы, «позеленеть», рассказал генеральный директор ООО «РОСЭКОПРОЕКТ» Сергей Боков:

— Сергей Юрьевич, какие основные причины социально-экологической напряженности, экологического кризиса вы можете выделить?

— На различных экологических форумах и площадках, в том числе международных, признано, что основа экологического неблагополучия – низкий уровень экологической культуры, грамотности, просвещенности. Руководители предприятий и представители властей, к сожалению, недостаточно осознают негативные экологические последствия своих решений на глобальном, национальном и местном уровнях. Современные экологические проблемы серьезны и порождают цепную реакцию взаимосвязанных угроз: экономических, ресурсных, демографических, медицинских, социальных, политических, правовых. Невозможно с достаточной эффективностью улучшить природу, не вооружив тех, кто этим призван заниматься по службе, четкими и достаточными знаниями как это делать и своевременно не обеспечивая население четкой и правдивой информацией о состоянии среды обитания, от которой зависит самое дорогое – здоровье. Выход из экологического кризиса (жить, а не выживать!) я вижу только через экологическое образование. Считаю, что это – аксиома. Ликвидация хронической экологической безграмотности, бесхозяйственности – это тот самый огромный резерв, который позволит улучшить качество среды обитания и объединить нас всех для создания условий безопасного земного бытия в настоящем и будущем. Отсутствие базовых экологических знаний, кадровой основы и четкого, прозрачного законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, организационно-практического опыта, чревато разрушением оставшейся части экологической платформы России в целом.

— Что сейчас должно стать приоритетом в осуществлении любой хозяйственной деятельности?

— Так сложилось, что сегодня доминантой в хозяйственной деятельности стала экономическая составляющая, которая зачастую сводится к получению исключительно сиюминутной выгоды и быстрой прибыли. В таких условиях специальную экологическую подготовку, умение управлять безопасностью и рисками должны иметь и лица, от чьих решений зависит развитие предприятия, их советники, менеджеры, рядовые исполнители. Начинать, пусть не ежедневные, но еженедельные производственные совещания, грамотный руководитель должен с вопросов экологической составляющей производственной деятельности. В противном случае нас ждут новые Чернобыли, Маяки, техногенные аварии, катастрофы, катаклизмы, экологически обусловленные и хронические заболевания, изменения на генном, клеточном уровне, непредвиденные ЧС. Причем ведущая роль здесь будет отведена человеческому фактору — это и неготовность решать экологические задачи, несоответствие уровня знаний современному периоду, потребительское использование естественного экологического потенциала и т.д.

— Решение о создании образовательного центра было связано именно с этой проблемой??

— Да. Опыт НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» стал нашим положительным примером в организации и практическом внедрении систем экопросвещения и курсов специальной профессиональной экологической подготовки. Так, за два года работы этого образовательного учреждения, руководит которым профессиональный эколог, практик с 25-летним стажем, аудитор Моргунова Любовь Михайловна, на различных обучающих площадках (курсы, семинары, тренинги, лекции, круглые столы для различных групп – от управленцев до домохозяек) приняли участие около 400 человек. Более 150 специалистов предприятий и организаций получили соответствующие свидетельства о повышении квалификации в области экологии. Отрадно заметить, наши коллеги по Липецкому Союзу промышленников и предпринимателей также поддерживают идеи заботы об экологии, о повышении экологической грамотности своих специалистов. Ряд предприятий также повышали здесь свою квалификацию в области экологии и безопасности жизнедеятельности.. Мы определили для себя цель — помочь участникам образовательных площадок оперативно ориентироваться в сфере экологии, природопользования, обращения с отходами и других направлениях охраны среды обитания, в том числе на бытовом уровне. А чтобы информация не забывалась, подготовили справочно-методические пособия, буклеты, листовки, — их разработали профильные специалисты и профессиональные экологи, аудиторы. Для проведения занятий также имеются специальные учебные пособия, издания, применяем принципы организационно-функционального построения системы обучения, создали постоянно действующий консультативно-информационный центр, совершенствуем и сочетаем теоретический материала и практические занятия, с учетом требований времени и пожеланий слушателей.

— Как меняется отношение к экологии участников курсов, других обучающих площадок?

— Определяющим фактором качественной экологической подготовки при организации образовательных площадок для нас явилось формирование коллектива преподавателей, с учетом их практического опыта, соответствующей теоретической подготовки (полученной, в том числе и в ведущих НИИ России, экологических аудиторских центрах, в процессе зарубежных поездок), их экологической ориентированности, умения доступно изложить материал, увязать теорию с практикой и знаний проблем региона. Вот некоторые данные анкетирования (письменного опроса участников образовательных мероприятий): 85% опрошенных считают приоритетным направлением госполитики «Эколого-экономическое», большинство — более 60%- считают, что наиболее успешно в регионе и на предприятиях решаются проблемы отходов; серьезную озабоченность вызывает качество продуктов питания и питьевой воды, шумовая нагрузка и загазованность – около 75% считают эти проблемы практически не решающимися, усугубляющимися; 100% считают крайне недостаточным озеленение территорий городов; 80% ответили, что до прохождения обучения в организации не было ответственных по экологии; 90% изменили свое отношение к вопросам экологии и намерены в дальнейшем совершенствовать уровень знаний в этой области; 85% — за ужесточение ответственности при нарушениях экологических требований. Большинство «за» упрощение регламентов и сокращение сроков по рассмотрению документов в согласующих природоохранных организациях, оптимизацию системы экоотчетности и экологического законодательства в целом. Все участники образовательных мероприятий высказываются за необходимость, значимость и важность таких курсов и эколого-образовательных мероприятий, причем для всех категорий населения.

 

 

— Как в последствие ваши слушатели применяют эти знания на практике и в жизни?

— На образовательных площадках с участием высококвалифицированных специалистов, мы рассматриваем комплекс экологических и сопутствующих им проблем, задач, вопросов — все они требуют неординарных и неотложных мер по жесткому ограничению бесконтрольного неуправляемого природопользования и варварского хозяйствования. Существенно повлиять на экологическую ситуацию, как в регионе, так и в России в целом, позволят только жесткие ограничения в потреблении природных ресурсов, экологизация производств, мировоззрения людей, ограничение использования естественных природных богатств и развитие структур по переработке, вовлечению в производственные процессы вторичного сырья, запрет на применение энергоемких, ресурсоемких технологий и оборудования с высокими показателями степени негативного воздействия (выбросы, сбросы, отходы, шумы и т.д.) Весь передовой зарубежный и отечественный опыт мы анализируем и обобщаем во время обучения, обязательно приводим конкретные примеры эффективности тех или иных мероприятий по охране окружающей среды, оценке воздействия на компоненты среды обитания при осуществляемой и планируемой (проектируемой) деятельности. Слушатели в период практических занятий знакомятся и с работой экологической лаборатории, где наглядно видят как определяется качество компонентов окружающей нас среды (воды, воздуха, почвы, различных полей, шумов и т.д.).

Все эти знания и базовая подготовка призваны обеспечить умение специалистов пользоваться и владеть нормативно-правовыми, методическими, законодательными документами в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности, создавать системы управления окружающей средой (в том числе управления отходами, ресурсами) на конкретных предприятиях, обосновывать внедрение наилучших технологий, разрабатывать технологические инструкции и стандарты предприятия, грамотно вести экологическую документацию, внутренний экоаудит. Знания позволяют рационализировать и сократить расходы на экологию, в том числе значительно минимизировать или полностью исключить штрафы контролирующих структур. Это подтверждено опытом.

— Как справляется Ваш коллектив с этой нелегкой задачей — обучить экологическим знаниям?

— Не все здесь просто и гладко. Формирование экологического мировоззрения у взрослых людей с устоявшимся менталитетом, в условиях изобилия, вседозволенности и сверхпотребления по отношению не только к личной жизни, но и к окружающей среде («взять и попользоваться сейчас, а после нас – хоть потоп») — процесс сложный. Но перелом все-таки наступает. Иногда мы видим, как слушатель, добросовестно-равнодушно отсидев положенные часы на курсах и скептически, первоначально, относившийся к происходящему, к непонятным словам и терминам, статистике связанной с цифрами по нормированию, по нагрузкам на среду обитания, растущим в геометрической прогрессии, вдруг возвращается и просит повторно прослушать курс или наиболее яркие темы или повторить практические занятия. И это – я считаю – победа и «зачет» с оценкой на «отлично»! Вложить в головы массу информации, тяжелый багаж накопившихся экологических проблем – не самоцель в обучении. Главное – указать путь, направление по которому следует идти для достижения должного эффекта и результата. И в дальнейшем, после окончания обучения мы поддерживаем связь с большинством специалистов, открыты для общения и помощи. Иногда я думаю, было бы правильно ввести закон, позволяющий не выдавать гражданину РФ паспорт, пока он не пройдет обучение — как обеспечить экологическую безопасность своей жизни и деятельности в современном мире. Надеюсь, и такое время наступит.

Экологически образованные люди, в конечном итоге, смогут обеспечить себе Конституционное право на благоприятную окружающую среду, защитить свое здоровье, свой дом, рабочее место, город, природу от управленческого и хозяйственного беспредела, будут стремиться систематически и целенаправленно проводить эффективную экологическую политику на производстве, уметь вести здоровый образ жизни (начиная с выбора продуктов питания, заканчивая грамотным пользованием естественными природными ресурсами – рекой, морем, лесом, водой и др.), коллективно воссоздавая безопасную, благоприятную среду обитания.