Алексей Вертягин: Провели большое количество исследований, в том числе технический и экологический аудит.

В декабре общественники, экологи, да и просто неравнодушные жители Ненецкого автономного округа были обеспокоены вестью о том, что Кумжинское месторождение снова планируется осваивать.

Генеральный директор ООО «УК «РусХим» Алексей Вертягин рассказал газете о целях и планах компании, а также о промежуточных задачах проекта.

– Алексей Сергеевич, можете немного рассказать о компании и о себе? Информации в СМИ мало, это создаёт почву для разного рода домыслов и слухов.

– «РусХим» – это холдинговая компания. В неё входят дочерние общества «РусХим ГАЗ», «СН ИНВЕСТ» и «ЕВРОСЕВЕРНЕФТЬ». Последние две как раз являются держателями лицензии по разработке газоконденсатных месторождений на территории НАО.

Решение об их приобретении мы приняли в 2020 году. Перед закрытием сделки провели большое количество исследований, в том числе технический и экологический аудит.

В октябре прошлого года сделка была закрыта. Акционеры пригласили меня возглавить компанию, чтобы организовать проект, набрать команду профессионалов.

Тут следует рассказать о себе. Я в нефтегазохимической отрасли около 13 лет. Восемь из них работал в службе капитальных вложений инвестиционных проектов «СИБУРа». Под моим руководством было подготовлено несколько сложных проектов. Некоторое время я возглавлял «Нипигаз», который впоследствии стал генеральным подрядчиком по строительству Амурского ГПЗ. Перед переходом в «РусХим» работал в дивизионе управления крупными проектами компании «Еврохим». Это один из мировых лидеров по производству азотных, фосфатных и калийных удобрений.

Считаю, что у меня достаточно опыта для руководства проектом. И у нас была возможность собрать для него высококлассную команду. В наших рядах есть сотрудники с опытом работы в компаниях «Газпром»,
«Лукойл», «СИБУР» и «Нипигаз». Это люди, с которыми я знаком лично, вместе с ними мы ранее добивались успеха.

– Что компания планирует делать в Ненецком автономном округе и почему именно здесь?

– В НАО находятся крупные газоконденсатные месторождения, одно из них открыто в далеком 1974 году. Мы планируем создать здесь вертикальный интегрированный комплекс по добыче и переработке газа. Он подра­зумевает бурение, разработку и обустройство месторождений, переработку газоконденсата, производство метанола.

Проект соответствует стратегии развития экономики страны, которая предусматривает создание новых и модернизации старых наукоёмких и высокотехнологичных производств, наращивание объёмов глубокой переработки природного газа. Ваша газета писала о Стратегии развития Арктики до 2035 года. В пункте 21 этого документа поставлена задача по формированию газоконденсатных минерально-сырьевых центров на базе месторождений НАО, разработке Коровинского и Кумжинского месторождений. Этим мы и занимаемся.

Особенно актуальной становится реализация Стратегии в связи с ростом значения Северного морского пути. Ужесточаются требования к качеству используемого в Арктике, да и во всём мире, топлива. Вплоть до полного отказа от дизельного топлива, продукты переработки которого негативно влияют на хрупкую арктическую экологию. На данный момент именно метанол признан наиболее экологически чистым видом топлива для арктических судов. По этой причине спрос на метанол и в нашей стране, и в мире будет только расти.

Еще одна программа – развитие нефтегазохимии в стране. Она включает создание на территории России условий для глубокой переработки газа и нефти. Посыл правильный: хватит торговать сырьём – надо создавать свой продукт с большой добавленной стоимостью.

Мы взялись за выполнение непростого проекта с большим количеством неизвестных. Но полны решимости двигаться дальше, следуя трём важным принципам, определяющим стратегию компании. Это безопасность, экологичность и эффективность.

– Вы говорили, что работа над проектом может пойти по двум направлениям. Один из вариантов предполагает не только разработку месторождения, но и строительство в регионе газохимического комплекса…

– На самом деле рассматривалось больше двух конфигураций. Изначально мы планировали строить завод в районе посёлка Индига. К сожалению, этот вариант признан экономически неэффективным.

Сегодняшний базовый сценарий включает в себя разработку месторождения, строительство газохимического завода в посёлке Красное и морского отгрузочного терминала на реке Печоре.

Другой вариант – разработка месторождения и строительство газопровода.

Чтобы принять окончательное решение в 2022 году, нам надо ответить на большое количество вопросов – технических, экологических, экономических.

Для начала проект должен быть обеспечен сырьём – газом. Поэтому недавно мы и вышли на общественные слушания с обсуждением сырьевой части, вопроса бурения.

Далее нам нужна будет инфраструктура. Для реализации такого масштабного проекта необходим порт, нужно круглогодичное транспортное сообщение.

До выхода на общественные слушания со строительством комплекса мы хотим выступить с двумя другими проектами: строительством круглогодичной подъездной дороги и морского отгрузочного терминала. Без этих составляющих подступиться к созданию настолько крупного комплекса просто невозможно.

На общественных слушаниях мы получили конструктивную обратную связь от населения региона. Мы провели встречи в посёлке Красное, в Заполярном районе и в администрации Нарьян-Мара, встречались с руководством Ненецкого заповедника, были в окружной думе и у губернатора.

То есть мы встречались с жителями региона, с властью на всех возможных уровнях. Сейчас отрабатываем поступившие вопросы.

Принцип, которого мы придерживаемся, – это открытость, диалог, создание площадки, где можно обменяться мнением и ответить на наболевшие вопросы.

– С чем, по-вашему, связано беспокойство, которое вызывает у жителей проект?

– Недостаток информированности становится причиной страхов.

Кого-то пугает слово метанол. Однако это всего лишь полуфаб­рикат, способ транспортировки газа. Это жидкость, спирт. И он может быть опасен, если его выпить. Но выпить стакан сырой нефти тоже очень опасно. А в Европе, например, метанол рассматривают как экологически чистое и безопасное топливо. Есть даже опытные образцы пассажирских лайнеров на метаноле. Кроме того, метанол окружает нас в повседневной жизни. Он есть везде: от топлива, мебели до лекарств.

Некоторых беспокоит, что в дельте реки Печоры будет углуб­ляться дно. Однако поводов для волнения тоже нет. Чем больше глубина канала, тем больше будет рыбы. К тому же мы затрагиваем всего лишь сто метров акватории реки, где будут ходить суда. Кстати, в федеральном законодательстве предусмотрены компенсационные меры при проведении таких работ. В частности, выпуск мальков.

О таких вещах людям надо говорить. И через наши встречи, создание общественного совета на территории округа восполним дефицит информации и успокоим людей.

Кроме того, хочу ещё раз подчеркнуть то, о чём повторяю на всех уровнях: все решения по проекту непременно будут обсуждаться с жителями региона.

– Можно чуть подробнее о будущем реки Печоры? Жителей НАО волнует всё, что с ней связано. Она и наша кормилица, и транспортная артерия. Как может повлиять на неё строительство завода и разработка месторождения?

– Дноуглубительные работы помогут, наконец, привести в порядок судовой ход реки. По договорённости с руководством округа и владельцами рыбопромысловых участков, возможно будет параллельно с этим провести крайне необходимую и востребованную рыбаками мелиорацию рыбопромысловых участков, убрав со дна топляк, коряги, мусор и заросли ивняка, образовавшиеся на отмелях. Все эти нерешаемые десятилетиями проблемы обустройства Печоры негативно сказываются на рыбодобыче.

Кроме того, дноуглубление позволит расширить сроки навигации, сделав её практически круглогодичной, в том числе и в зимнее время. Это позволит в разы увеличить объёмы грузоперевозки по реке. Что повлияет, в свою очередь, на снижение цен на продовольственные и непродовольственные товары, на стоимость завозимых строительных материалов, оборудования и техники, и, следовательно, позволит существенно уменьшить стоимость строительства и возводимых жилых и нежилых зданий в округе. Завоз станет дешевле, будет круглогодичным и в нужном населению и экономике округа объёме.

– Существует ли вероятность повторения аварии на Кумже при её разработке и опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды?

– Когда мы приобретали лицензию на разработку месторождений, мы изучали их историю и сделали необходимые исследования. В 80-м году на Кумжинском месторождении произошёл неконтролируемый выброс газоконденсатной смеси под высоким давлением. Справиться с его последствиями не могли шесть с половиной лет. Много газа выгорело. Скважину в итоге решили заглушить. Но давление внутри пластов никуда не исчезло.

Мы сходимся во мнении с экспертными организациями, что для снижения давления нужно разрабатывать месторождение. Это позволит сократить риск повторного выброса.

Учитывая и оценивая опыт прошлого, проект мы готовим с такими решениями, которые позволят избежать аварий и иных экологических катастроф. Нужно понимать, что это в наших интересах. Поэтому мы привлекаем специалистов, в том числе международного класса.

Если говорить о радиации, начнём с того, что период полураспада радионуклидов 25 лет. Со времени аварии и взрыва прошло более 30 лет. Во-вторых, было проведено масштабное исследование ВНИПИпромтехнологии, по итогам которого сделано заключение, что локальный характер нахождения техногенных радионуклидов в центральной зоне подземного ядерного взрыва ограниченных размеров практически исключает их выход за пределы зоны механического действия взрыва.

Мы провели бурение оценочной скважины. Исследования показали, что ни в шламе, ни в газовом конденсате и пластовых водах радионуклидов нет.

Для обеспечения радиационной безопасности при освоении и промышленной эксплуатации Кумжинского газоконденсатного месторождения в районе расположения ядерного объекта «Пирит» разработан специальный технологический регламент. Это ряд необходимых мероприятий, которые будут осуществляться на постоянной основе.

– Какую социальную нагрузку будет нести предприятие?

– Нам нужно построить объект, который гармонично встроится в инфраструктуру территории и принесёт максимум пользы населению НАО.

При строительстве ГХК появятся новые налоговые отчисления в окружной и муниципальные бюджеты – п. Красное и п. Искателей.

По предварительным расчётам в 2026–2030 годах бюджет будет получать более 10 млрд рублей в год. Если говорить на примерах социальных объектов, то этот объём сопоставим с ежегодным бюджетом строительства новой школы и поликлиники современного стандарта для округа.

Кроме того, реализация инвестиционного проекта поможет развитию регионального малого и среднего бизнеса. В округе достаточно много предпринимателей, имеющих опыт в строительной и транспортной сфере, располагающих соответствующей техникой, производственной базой. Мы планируем привлекать их на этапе строительства и для обеспечения дальнейшей работы предприятия.

Уже просчитываем и ведём переговоры с малыми предприя­тиями из сферы общепита, с которыми хотели бы заключить контракты на организацию питания, поставку продуктов для сотрудников предприятия.

Мы можем говорить и о развитии инфраструктуры. Нам понадобится постоянная дорога из Нарьян-Мара в Красное, с круглогодично действующим мостом через Кую. Этой дорогой будут пользоваться все жители округа. Мы готовы вкладываться в развитие ФАПа в посёлке, поскольку нам понадобится оказание медицинских услуг рабочим и специалистам. И многое другое.

Поэтому реализация инвестиционного проекта – далеко не только налоги в бюджет.

– Будут ли наниматься на работу жители округа? Какие специальности понадобятся на предприятии?

– На стадии строительства нами будут привлечены более 10 тысяч специалистов и рабочих, а в период эксплуатации около одной тысячи. Конечно, столько специалистов среди жителей округа мы не найдём. Но в то же время компания заинтересована в привлечении на работу местных кадров, несмотря на так называемые северные выплаты. Мы планируем принимать на работу как уже состоявших профессионалов, так и молодых специалистов.

Во время недавней поездки в НАО мы уже встретились с руководством профессионально-технического училища в Нарьян-Маре, обсудили возможность размещения в учебных заведениях округа программ, которые позволят подготовить кадры под наши конкретные потребности.

А интересовать нас будут операторы технологических установок, энергетики, механики, слесари, специалисты по водоподготовке. Помимо прямого производственного персонала, потребуются услуги малого и среднего бизнеса (питание, логистика и прочее). По нашей оценке, это порядка трёх-четырёх тысяч человек.

Мы надеемся, что жители отзовутся и придут на работу в наш дружный коллектив.

Справка «НВ»

В Стратегии развития Арктики до 2035 года Президентом России поставлена задача по формированию газоконденсатных минерально-сырь­евых центров на базе месторождений НАО, разработке Коровинского и Кумжинского месторождений.

Справка «НВ»

Метанол впервые был выделен в 1661 году. Его химическую формулу определили в 1834 году. В эти же годы метанол стали использовать как топ­ливо для освещения, приготовления пищи, обогрева. Позже его вытеснили керосин, дизельное топливо, уголь, газ. Сегодня интерес к метанолу во всем мире возрос, как к более экологичному виду топлива. К тому же современные технологии значительно упростили его производство.

Информация: http://nvinder.ru/