Аудит позволит избежать затяжных сложных судебных процессов и сэкономит компании массу ресурсов.

Почему экологический комплаенс и аудит предприятий становится все важнее?


Европейская политика нацелена на снижение зависимости от углеводородов и уменьшение выбросов углекислого газа в атмосферу. Это неизбежно затронет и российский энергетический бизнес, которому придется адаптироваться к новым требованиям как в ЕС, так и в России. Дмитрий Казаков, управляющий партнер адвокатского бюро «Казаков и партнеры», объяснил, в чем выгоды экологического комплаенса и почему над его внедрением лучше задуматься уже сейчас. Он уверен: появление закона об ограничениях объема выбросов и, соответственно, положений о фискальной нагрузке — это лишь вопрос времени.

Сегодня зеленая энергетика — мировой тренд. Доля возобновляемых источников в мировой энергетике неуклонно растет. Если в 2015 году доля возобновляемых источников в производстве электричества в Европе составляла 33,6%, то к 2020 году достигла 42,8%. Игнорировать зеленую повестку становится практически невозможно. Компании, которые не смогут подстроиться под данные условия, будут неизбежно нести финансовые потери. В свете «зеленой» повестки экологический комплаенс позволит компаниям адаптироваться к новым рыночным условиям.

Как экологический комплаенс может помочь переходу на зеленую энергетику?

Его значение будет только возрастать. 

30 декабря 2021 года вступит в силу Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Ст. 7 этого закона регламентирует ответственность за несвоевременное предоставление отчета об объемах парниковых выбросов и указание в них недостоверной информации. Пока закон не содержит ограничений по объему выбросов и, соответственно, положений о фискальной нагрузке на бизнес. Но очевидно, что такие нормы появятся, поскольку цель закона — подготовить для этого необходимую правовую основу.

Пока закон не содержит ограничений по объему выбросов и положений о фискальной нагрузке на бизнес. Но очевидно, что такие нормы появятся.

Кроме того, в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект обязывает владельцев наиболее опасных производств объектов I и II классов опасности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработать ряд документов и заключений не позднее чем за пять лет до истечения содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений. В числе таких документов — план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.

Экологический комплаенс обеспечивает экспертный аудит потенциальных возможностей и угроз при переходе на зеленую энергетику.

Ближайшее будущее экокомплаенса

Предусмотрены ли в России какие-то выгоды для компаний от внедрения экологического комплаенса?

Уже сейчас российское законодательство предусматривает возможность государственной поддержки охраны окружающей среды и внедрения наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Также предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК.

Внедрение экологического комплаенса в систему корпоративного аудита организации в долгосрочной перспективе повышает инвестиционную привлекательность за счет улучшения качества финансовой отчетности компании.

Еще поэтапное внедрение экологического менеджмента позволит не причинять невосполнимый вред экосистеме и предотвратить катастрофы.

Существуют ли планы по поощрению компаний, которые на это согласятся?

Компании, которые в своей деятельности руководствуются экологическим комплаенсом и внедряют его в систему менеджмента (eco-friendly companies), в долгосрочной перспективе могут рассчитывать на различные льготы и преимущества.

Минприроды с 2012 года пять раз разрабатывало проект закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности», но ни один из них не дошел до рассмотрения в Госдуме. В план законопроектной деятельности правительства на 2021 год также внесена подготовка проекта закона об экологическом аудите.

В последней версии проекта закона предусмотрены всего две меры стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению добровольного экологического аудита: перенос срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года, а также, в случае проведения экологического аудита комплексного экологического разрешения, — возможность продлить разрешение в упрощенном порядке.

Установление гибких ставок нормативных и сверхнормативных платежей по принципу «загрязнитель платит» поможет сформировать компенсационный фонд для проведения различных мероприятий, направленных на поощрение eco-friendly компаний.

Аудит позволит избежать затяжных сложных судебных процессов и сэкономит компании массу ресурсов. 

На необходимость вводить меры финансовой и налоговой политики, стимулирующие снижение антропогенных выбросов парниковых газов, а также меры государственной поддержки внедрения безуглеродных технологий, указано в Распоряжении Правительства от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».

Будут ли европейские страны учитывать российские программы снижения углеродных выбросов?

Россия, как и большинство европейских государств, является участницей рамочной Конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 года и Киотского протокола к этой конвенции от 11 декабря 1997 года. Он предусматривает возможность переуступки квот на выбросы парниковых газов между странами-участницами. Таким образом, европейские страны не могут не учитывать российские программы по снижению углеродных выбросов. 

Россия разработала уже упомянутую Стратегию, в которой заложены два сценария (наборы мер по декарбонизации экономики) —инерционный и целевой (интенсивный), последний взят за основу. Среди мероприятий заявлены меры поддержки по внедрению низко- и безуглеродных технологий.

Кроме общегосударственных целей по снижению выбросов парниковых газов, указанных в Стратегии, некоторые компании (например, «Лукойл») ставят собственные цели по снижению углеродного следа к 2050 году. Работы по сокращению выбросов ведутся также в рамках национального проекта «Экология».

Помимо прочего, оценивая проект углеродного налога, предложенный Евросоюзом (CBAM — трансграничный корректирующий углеродный механизм), который может стать для России колоссальной фискальной нагрузкой (предположительно $3,0–4,8 млрд в год), необходимо отметить, что административные и технические формальности, нежелание признавать отечественные климатические проекты, а также льготные условия для европейских конкурентов могут стать причиной дефицита и роста цен в Европе на товары определенных категорий.

Почему надо действовать уже сейчас

Какие законодательные изменения нужны, чтобы популяризовать экоаудит и комплаенс на предприятиях?

Комплаенс в любой сфере начинает быстрее развиваться тогда, когда ужесточается ответственность. Но такие меры не могут быть единственной мотивацией для бизнеса. Изменения должны быть, в первую очередь, стимулирующими. Можно было бы предусмотреть механизмы повышения инвестиционной привлекательности компаний, которые реализуют комплаенс и в принципе следуют тренду зеленой повестки.

Тема уже сейчас набирает серьезные обороты. Так, в октябре в России состоялся первый крупный форум, посвященный ESG-трансформации. ESG — это критерии ответственности бизнеса в экологической, социальной и управленческой областях. Этот набор стандартов непосредственно влияет на инвестиционную привлекательность того или иного предприятия, если мы говорим об ответственных инвесторах, зеленое финансирование активно развивается. Кроме того, существуют специальные ESG-фонды, где вращаются зеленые облигации. Создание правовой основы для такой деятельности — перспективное направление стимулирования экологического комплаенса.

Также необходимо установить дифференцированный подход к правовому регулированию деятельности компаний с различной экологической политикой, ввести прогрессивную ставку определения размера компенсации за нарушения природоохранного законодательства. Изменения в законодательстве должны быть направлены на стимулирование компаний внедрять передовые производственные технологии, приближаться к мировым экологическим стандартам.

Есть ли смысл внедрять экологический комплаенс на предприятии превентивно, не дожидаясь изменений законодательства в этой сфере?

Очевидно, да. Ведь закон об охране окружающей среды предусматривает ответственность в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в том числе за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. А в Постановлении Пленума Верховного суда от 30.11.2017 № 49 есть так называемая презумпция причинения вреда окружающей среде. Именно ответчик должен доказать, что не виноват в негативных последствиях (абз. 2 п. 7 Постановления). 

Кроме того, предприятия вправе провести мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Ч. 4 ст. 17 закона «Об охране окружающей среды» указывает среди них внедрение наилучших доступных технологий, в том числе сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух. При снижении НВОС плательщик имеет право на вычет суммы затрат, понесенных на реализацию таких мероприятий, из платы. Таким образом, экологический комплаенс и сопровождение направлены, в частности, на обслуживание и таких целей.

Очевидно и то, что проводить экокомплаенс на предприятиях необходимо вне зависимости от изменений, появляющихся в тех или иных нормативных актах. Превентивный подход позволит объективно и всесторонне оценить потенциальные угрозы и вызовы, предотвратить риски и обеспечить устойчивое развитие бизнеса.

Сегодня зеленая энергетика — мировой тренд. Доля возобновляемых источников в мировой энергетике неуклонно растет. Если в 2015 году доля возобновляемых источников в производстве электричества в Европе составляла 33,6%, то к 2020 году достигла 42,8%. Игнорировать зеленую повестку становится практически невозможно. Компании, которые не смогут подстроиться под данные условия, будут неизбежно нести финансовые потери. В свете «зеленой» повестки экологический комплаенс позволит компаниям адаптироваться к новым рыночным условиям.

Как экологический комплаенс может помочь переходу на зеленую энергетику?

Его значение будет только возрастать. 

30 декабря 2021 года вступит в силу Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Ст. 7 этого закона регламентирует ответственность за несвоевременное предоставление отчета об объемах парниковых выбросов и указание в них недостоверной информации. Пока закон не содержит ограничений по объему выбросов и, соответственно, положений о фискальной нагрузке на бизнес. Но очевидно, что такие нормы появятся, поскольку цель закона — подготовить для этого необходимую правовую основу.

Пока закон не содержит ограничений по объему выбросов и положений о фискальной нагрузке на бизнес. Но очевидно, что такие нормы появятся.

Кроме того, в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект обязывает владельцев наиболее опасных производств объектов I и II классов опасности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработать ряд документов и заключений не позднее чем за пять лет до истечения содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений. В числе таких документов — план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.

Экологический комплаенс обеспечивает экспертный аудит потенциальных возможностей и угроз при переходе на зеленую энергетику.

Ближайшее будущее экокомплаенса

Предусмотрены ли в России какие-то выгоды для компаний от внедрения экологического комплаенса?

Уже сейчас российское законодательство предусматривает возможность государственной поддержки охраны окружающей среды и внедрения наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Также предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК.

Внедрение экологического комплаенса в систему корпоративного аудита организации в долгосрочной перспективе повышает инвестиционную привлекательность за счет улучшения качества финансовой отчетности компании.

Еще поэтапное внедрение экологического менеджмента позволит не причинять невосполнимый вред экосистеме и предотвратить катастрофы.

Существуют ли планы по поощрению компаний, которые на это согласятся?

Компании, которые в своей деятельности руководствуются экологическим комплаенсом и внедряют его в систему менеджмента (eco-friendly companies), в долгосрочной перспективе могут рассчитывать на различные льготы и преимущества.

Минприроды с 2012 года пять раз разрабатывало проект закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности», но ни один из них не дошел до рассмотрения в Госдуме. В план законопроектной деятельности правительства на 2021 год также внесена подготовка проекта закона об экологическом аудите.

В последней версии проекта закона предусмотрены всего две меры стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению добровольного экологического аудита: перенос срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года, а также, в случае проведения экологического аудита комплексного экологического разрешения, — возможность продлить разрешение в упрощенном порядке.

Установление гибких ставок нормативных и сверхнормативных платежей по принципу «загрязнитель платит» поможет сформировать компенсационный фонд для проведения различных мероприятий, направленных на поощрение eco-friendly компаний.

Аудит позволит избежать затяжных сложных судебных процессов и сэкономит компании массу ресурсов. 

На необходимость вводить меры финансовой и налоговой политики, стимулирующие снижение антропогенных выбросов парниковых газов, а также меры государственной поддержки внедрения безуглеродных технологий, указано в Распоряжении Правительства от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».

Будут ли европейские страны учитывать российские программы снижения углеродных выбросов?

Россия, как и большинство европейских государств, является участницей рамочной Конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 года и Киотского протокола к этой конвенции от 11 декабря 1997 года. Он предусматривает возможность переуступки квот на выбросы парниковых газов между странами-участницами. Таким образом, европейские страны не могут не учитывать российские программы по снижению углеродных выбросов. 

Россия разработала уже упомянутую Стратегию, в которой заложены два сценария (наборы мер по декарбонизации экономики) —инерционный и целевой (интенсивный), последний взят за основу. Среди мероприятий заявлены меры поддержки по внедрению низко- и безуглеродных технологий.

Кроме общегосударственных целей по снижению выбросов парниковых газов, указанных в Стратегии, некоторые компании (например, «Лукойл») ставят собственные цели по снижению углеродного следа к 2050 году. Работы по сокращению выбросов ведутся также в рамках национального проекта «Экология».

Помимо прочего, оценивая проект углеродного налога, предложенный Евросоюзом (CBAM — трансграничный корректирующий углеродный механизм), который может стать для России колоссальной фискальной нагрузкой (предположительно $3,0–4,8 млрд в год), необходимо отметить, что административные и технические формальности, нежелание признавать отечественные климатические проекты, а также льготные условия для европейских конкурентов могут стать причиной дефицита и роста цен в Европе на товары определенных категорий.

Почему надо действовать уже сейчас

Какие законодательные изменения нужны, чтобы популяризовать экоаудит и комплаенс на предприятиях?

Комплаенс в любой сфере начинает быстрее развиваться тогда, когда ужесточается ответственность. Но такие меры не могут быть единственной мотивацией для бизнеса. Изменения должны быть, в первую очередь, стимулирующими. Можно было бы предусмотреть механизмы повышения инвестиционной привлекательности компаний, которые реализуют комплаенс и в принципе следуют тренду зеленой повестки.

Тема уже сейчас набирает серьезные обороты. Так, в октябре в России состоялся первый крупный форум, посвященный ESG-трансформации. ESG — это критерии ответственности бизнеса в экологической, социальной и управленческой областях. Этот набор стандартов непосредственно влияет на инвестиционную привлекательность того или иного предприятия, если мы говорим об ответственных инвесторах, зеленое финансирование активно развивается. Кроме того, существуют специальные ESG-фонды, где вращаются зеленые облигации. Создание правовой основы для такой деятельности — перспективное направление стимулирования экологического комплаенса.

Также необходимо установить дифференцированный подход к правовому регулированию деятельности компаний с различной экологической политикой, ввести прогрессивную ставку определения размера компенсации за нарушения природоохранного законодательства. Изменения в законодательстве должны быть направлены на стимулирование компаний внедрять передовые производственные технологии, приближаться к мировым экологическим стандартам.

Есть ли смысл внедрять экологический комплаенс на предприятии превентивно, не дожидаясь изменений законодательства в этой сфере?

Очевидно, да. Ведь закон об охране окружающей среды предусматривает ответственность в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в том числе за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. А в Постановлении Пленума Верховного суда от 30.11.2017 № 49 есть так называемая презумпция причинения вреда окружающей среде. Именно ответчик должен доказать, что не виноват в негативных последствиях (абз. 2 п. 7 Постановления). 

Кроме того, предприятия вправе провести мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Ч. 4 ст. 17 закона «Об охране окружающей среды» указывает среди них внедрение наилучших доступных технологий, в том числе сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух. При снижении НВОС плательщик имеет право на вычет суммы затрат, понесенных на реализацию таких мероприятий, из платы. Таким образом, экологический комплаенс и сопровождение направлены, в частности, на обслуживание и таких целей.

Очевидно и то, что проводить экокомплаенс на предприятиях необходимо вне зависимости от изменений, появляющихся в тех или иных нормативных актах. Превентивный подход позволит объективно и всесторонне оценить потенциальные угрозы и вызовы, предотвратить риски и обеспечить устойчивое развитие бизнеса.

Информация: https://300.pravo.ru/