ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Основные направления развития Национальной экологической аудиторской Палаты на 2015-2020 годы

Национальная экологическая аудиторская Палата в своей деятельности руководствуется положениями Устава Палаты и решениями высшего органа управления Палатой — общего собрания членов Палаты. Деятельность Палаты Целями деятельности Палаты являются:

  • организация, обеспечение и совершенствование экологической аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  • увеличение профессионального потенциала экологических аудиторских кадров;
  • повышение качества экологического аудита;
  • представление и защита прав и законных интересов членов Палаты                      в законодательных и исполнительных органах государственной власти РФ, международных и зарубежных организациях;
  • организация, обеспечения и проведения стандартизации экологической аудиторской деятельности;
  • контроль за соблюдением членами требований законодательных актов РФ, федеральных правил, внутренних стандартов Палаты, требований профессиональной этики;
  • организация системы подготовки, повышения квалификации консультационного и информационного обеспечения членов Палаты;
  • защита корпоративных интересов членов Палаты.

 

Для реализации поставленных целей Палата:

  • осуществляет независимую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области экологического аудита;
  • организует и проводит аттестацию на право осуществления экологической аудиторской деятельности;
  • разрабатывает внутренние правила (стандарты) экологической аудиторской деятельности;
  • осуществляет сотрудничество с зарубежными экологическими аудиторскими профессиональными объединениями;

 

В своей деятельности НП «Национальная экологическая аудиторская Палата» руководствуется Федеральными Законами природоохранного направления, а также ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 14000, ГОСТ Р ИСО 19000, Уставом и Положениями комиссий и внутренними стандартами Национальной экологической аудиторской Палаты.

 

 

 

Основные направления развития Национальной экологической аудиторской Палаты на 2015-2020 годы являются компонентами Программы Национальной экологической аудиторской Палаты «Развитие института экологического аудита и совершенствование экологической аудиторской практики в Российской Федерации на период 2015 – 2020 годы», конкретизирующие отдельные разделы Программы.

 

1. Национальная экологическая аудиторская Палата                                      как саморегулируемая организация.

 

Потребность в развитии института саморегулирования в экологической аудиторской практике продиктована правовым вакуумом современных условий существующей нормативно-правовой базы.

Предпосылки становления института экологического аудита в РФ возникают в начале 90-х годов с принятием Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации введенной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года.

Закрепление порядка проведения экологического аудита произошло через пять лет с выходом ряда документов: приказа Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», приказа Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», которым были утверждены Временный порядок аттестации экологических аудиторов, Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов, а также состав Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов. Несмотря на упразднение Госкомэкологии             в мае 2000 года, и отмену принятых нормативных актов, усилия ведомства дали импульс формированию нового направления в области экологического консалтинга, создали условия возникновения современного профессионального сообщества экологических аудиторов.

В настоящее время развитие института экологического аудита происходит            в рамках системы управления охраной окружающей среды на предприятии на фоне отсутствия нормативно-правовых основ регулирования экологического аудирования на федеральном уровне.

Однако, несмотря на отстраненность государства, интересы предпринимателей, гражданского общества направлены на получение достоверной экологической информации, научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению эффективности на уровне, соответствующем требованиям природоохранного законодательства РФ и международных конвенций. Существенные подвижки в понимании экологического аудита как важного элемента экономического механизма охраны окружающей среды произошли в последние годы.  В соответствии с Экологической доктриной РФ (введена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р) содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии. В качестве актуальной задачи развитие института экологического аудита отмечено в ряде документов, таких как: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года, Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года.

Отечественное экологическое аудиторское сообщество сегодня работает                в крайне неблагоприятных условиях. Можно с уверенностью отметить, что, несмотря на отсутствие нормативно правовых актов, регулирующих проведение экологического аудита, сообщество экологических аудиторов сформировалось.

За последние десять лет в Российской Федерации уже сформировалось сообщество саморегулируемых экоаудиторских организаций. На данный момент действуют, как минимум три саморегулируемые организации в области экологического аудита. Крупнейшей среди них является Некоммерческое партнерство Национальная экологическая аудиторская Палата, насчитывающая 54 экологические аудиторские организации и 612 экологических аудиторов. По данным Минэкономразвития всего в РФ действуют 112 экологические аудиторские организации и 1517 экологических аудиторов.Входящие в саморегулируемые организации экологи аудиторы и экологические аудиторские организации осуществляют свою деятельность  на коммерческой основе без государственной поддержки за счет собственных средств. Как мы видим, деятельность саморегулируемых организаций в области экологического аудита является редким, но ярким примером, когда регулирование отношений в этой сфере осуществляется на основе самоорганизации и без непосредственного вмешательства государства. Оперативное вмешательство государства в области экологического аудита заменено нормативно правовым регулированием и контролем за соблюдением норм законодательства самими саморегулируемыми организациями.

При этом в экологическом аудиторском сообществе существует понимание необходимости формального признания со стороны государственных органов этого вида предпринимательской деятельности и придание аудиторскому заключению официального статуса. Существующая система саморегулирования                в Российской Федерации, в том числе, в сфере экологического аудита требует закрепления за государственной структурой функции координатора деятельности саморегулируемых экоаудиторских организаций. На примере регулирования финансового аудита подобной структурой мог бы стать Совет по экологической аудиторской деятельности, сформированный при Министерстве природных ресурсов РФ. При сохранении единых базовых принципов создания                                и функционирования саморегулируемой организации в рамках данного Совета могли бы формулироваться нормы, учитывающие специфику экоаудиторской практики по конкретным отраслям промышленности на основе общих принципов функционирования и требованиям к СРО.

 

2. НЭАП сегодня.

 

Деятельность Национальной экологической аудиторской Палаты, в качестве саморегулируемой организации, с момента своего основания была нацелена                      на создание партнерской сети экологических аудиторов.

Сегодня НЭАП — самая многочисленная в РФ саморегулируемая организация в области экологического аудита.

Сегодня НЭАП — саморегулируемое объединение экологических аудиторов, основной задачей которого является повышение качества экологического аудита              и сопутствующих ему услуг.

  • Предыдущее Общее Собрание состоялось 1 декабря 2009 года. На момент проведения собрания:

численность эколого-аудиторских организаций, в т.ч.учебных центров – 52

численность аудиторов-экологов – 530 человек.

С момента создания Палата объединила  более 1200 аудиторов-экологов, более 100 эколого-аудиторских организаций, в т.ч. 19учебных центров.  Данные             о членах Палаты аккумулируются в электронной картотеке и доступны на сайте Палаты в реестрах, которые используются российскими сертификационными системами и отраслевыми ассоциациями.

За отчётный период число членов Палаты увеличилось.

За пять лет было  аттестовано 612 специалистов. Из них первично аттестованы в Палате 357 аудиторов-экологов, а 255 слушателей совершенствовали свои знания на курсах повышения квалификации.

 

Организация обучения экологических аудиторов и повышения квалификации (2010-2014)

 

В целях обеспечения системы экоаудиторского образования в Палате аккредитованы  8 центров подготовки экологов-аудиторов. Созданные на базе государственных университетов и институтов, центры имеют высококвалифицированных преподавателей и расположены в Москве и Перми, Тюмени и Кемерово, Томске и Воронеже.

Членами Палаты подготовлены методические издания, которые составляют основу образовательного процесса при подготовке экологов-аудиторов                             и повышении квалификации:

«Основы подготовки аудиторов-экологов и проведения экологического аудита», под руководством Замятиной З.Н.,  Барнаул, 2009.

«Обеспечение экологической безопасности на предприятии», проф. Бабина Ю.В. Москва, 2013. В книге детально рассмотрены вопросы обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами, а так же основные требования к системам экологического менеджмента и экологического аудита предприятий.

 

В соответствии с Соглашением между НОУ ВПО «Российская академия адвокатуры и нотариата» и НП «Национальная экологическая аудиторская палата в июле 2014 годасоздан «Институт дополнительного профессионального образования в сфере права природопользования и экологического аудита». («Институт права природопользования и экологического аудита»).

Институт учрежден на основании соглашения между НЭАП и РААН в целях обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров                  в области правового регулирования рационального природопользования, экологической безопасности, охраны окружающей среды и экологического аудита с углубленной специализацией в области природоресурсного, земельного, градостроительного и экологического права.

Основные направления развития являются частью стратегии Института, которая нацелена на создание долговременных и в то же время прибыльных взаимоотношений со слушателями через понимание потребностей в области получения актуальных знаний и повышения профессионального уровня.

Деятельность Института осуществляется в следующих направлениях:

  • Повышение квалификации должностных лиц и специалистов предприятий, представителей законодательной и исполнительной власти,                                     а так же сотрудников юридических служб по эколого-правовым программам. Подготовка руководителей и специалистов по экологическим программам является обязательной для природопользователей на сновании требований природоохранного законодательства (№89-ФЗ от 24 июня 1998 г., №7-ФЗ                от 10.01.2002 и др.).
  • Повышение квалификации должностных лиц администраций городов                      и районных центров, строительных комплексов и эксплуатационных организаций в области земельного, градостроительного и экологического права, экологической безопасности и рационального природопользования.
  • Обучение и повышение квалификации экологов-аудиторов. Целевая аудитория направления: специалисты экологических служб предприятий, консалтинговых организаций и систем экологического контроля.
  • Содействие повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе через программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов совместно с РААН.
  • Содействие учебному процессу магистерской программы РААН «Экологическое право и управление» с углубленной специализацией в области природоресурсного, земельного и экологического права по направлениям:

— Юрист в сфере эколого-экономического правосудия;

—  Юрист в сфере международного экологического права;

— Правовое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Аккредитация и аттестация на право осуществления экологической аудиторской деятельности и право осуществления профессиональной подготовки экологических аудиторов

Одним из основных направлений деятельности Палаты является аккредитация и аттестация на право осуществления экологической аудиторской деятельности и право осуществления профессиональной подготовки экологических аудиторов.

В отчетном периоде состоялось 122 заседания Комиссии по аттестации              и аккредитации. За этот период вступили в Палату и прошли процедуру  аккредитации 18  эколого-аудиторских организаций, в том числе 8 учебных центров.  Продлили членство в Палате 36 организаций.

Таким образом, сегодня в составе Палаты 54 организации с правом осуществления экологической аудиторской деятельности и правом подготовки аудиторов-экологов и повышения их квалификации.

 

Участие в мероприятиях по разработке основ экологической политики, совершенствованию экологического законодательства

За указанный период эксперты НЭАП принимали активное участие                       в мероприятиях по подготовке основ экологической политики, совершенствованию экологического законодательства,  в том числе, в части использования механизмов экологического аудита, определения и снижения угроз экологической безопасности в различных направлениях хозяйственной деятельности, проведению государственных и общественных экспертиз по  созданию важнейших инновационных проектов.

В составе Рабочих групп члены Палаты осуществляют независимую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов                     в области экологического аудита и саморегулирования:

при Минприроды РФ по обсуждению проекта федерального закона                 «Об экологическом аудите,  экологической аудиторской деятельности и внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 2012 года более 20 аудиторов-экологов высказали свои замечания и предложения                  по законопроекту.

при ТПП РФ Совет по саморегулированию по обсуждению проекта федерального закона «О национальных объединениях саморегулируемых организаций».

 

Организация и проведение съездов, конференций, симпозиумов, семинаров, направленных на повышение качества экологической аудиторской деятельности.

 

С целью повышения качества экологической аудиторской деятельности               и расширения рынка экологических аудиторских услуг Палата использует разнообразные формы своей работы: общие собрания, международные                           и региональные конференции, круглые столы, выездные заседания Совета. Основным мероприятием, организованным Палатой, можно по праву считать организацию Международной конференции «Экологический аудит в России. Перспективы развития», 1 июня 2012 года в Москве. В работе приняли участие представители министерств, ведомств, научных учреждений, общественных организаций, деловых кругов, а также члены НП «НЭАП». По основным проблемам формирования системы экологического аудирования в Российской Федерации приняты обращения участников конференции к Президенту России и правительству РФ, Совету Федерации и Государственной Думе ФС РФ, Правительству РФ, Генеральной прокуратуре, органам судебной власти, Счетной Палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции в сфере охраны окружающей среды.

 

Участие в работе экспертных комиссий

Сотрудниками НЭАП были подготовлены рекомендации и выданы предложения в  заключения экспертных комиссий по таким проектам как:

«Московская центральная кольцевая автодорога»,

«Установки для технического уничтожения (обезвреживания) отходов инсинуаторы  ИН-50»,

«Многофункциональный  морской перегрузочный комплекс «Бронка»,

«Строительство объектов морского порта в районе поселка Собетта                         на полуострове Ямал, включая создание судоходного канала в Обской губе»,

«Создание полигона по захоронению отходов производства и потребления               в Воронежской области» и многих других.

Кроме того, предложения экспертов НЭАП по организации и проведению экологического аудита были учтены при разработке докладов МЧС России по обеспечению экологической безопасности в ходе  освоения нефтяных и газовых месторождений северных морей (Карского и Баренцева). Подобные предложения направлялись в проекты документов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

 

Организация и проведение независимой экологической экспертизы

2010-2011гг: Независимая экологическая экспертиза проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км (через Химкинский лес).

2013 год: Независимая экологическая экспертиза проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке в Московской области Подушкинское участковое лесничество (Немчиновский лес).

 

Участие в работе по совершенствованию природоохранного законодательства в РФ

Члены Палаты активно участвуют в работе профильных комитетов ГД ФС РФ, общественной Палаты РФ. Так же принимают участие в мероприятиях по вопросам совершенствования природоохранного законодательства, развития экологического аудита.

27 октября 2011: в Госдуме Федерального Собрания РФ на заседании подкомитета по проблемам устойчивого развития при  комитете по науке                       и наукоемким технологиям, (председатель Залиханов М.Ч.), состоялось торжественная церемония награждения профессионалов в сфере охраны природы, развитии экологического образования и обеспечения экологической безопасности. От Национальной экологической аудиторской Палаты к награждению медалью            «За охрану природы России» был представлен председатель комиссии                          по аттестации и аккредитации Куценко В. В.

2011г. октябрь: Межрегиональный круглый стол: «Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти по вопросу развития экологического аудита», г.Липецк. С докладом «Развитие экологического аудита             в РФ» выступил председатель Палаты Степанов К.А.

30 октября 2012 года в МГИМО состоялась международная конференция «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса». Участие в мероприятии приняли эксперты и ученые, общественные и политические деятели, сотрудники известных компаний России. С докладом «Социальная ответственность — конкурентное преимущество или издержки бизнеса» выступил председатель Национальной экологической аудиторской палаты К.А. Степанов.

17 декабря 2012 участие в круглом столе «Актуальные вопросы экологического контроля (надзора) в РФ, проводимого Государственной Думой ФС РФ приняли представители Палаты.

7 февраля 2013 года в Твери состоялся и научно-практический семинар, посвященный проблемам проведения в Российской Федерации Года охраны окружающей природной среды. В обсуждении участвовал К.А.Степанов — Заместитель председателя Правления Российского экологического союза, председатель Национальной экологической аудиторской Палаты. 

28 февраля 2013 г. члены Национальной экологической Палаты приняли участие в вебинаре «Новое в природоохранном законодательстве. Обращение                  с отходами»,  организованном Министерством природных ресурсов и экологии РФ. В ходе вебинара были рассмотрены основные проблемы данной сферы, а также разрабатываемые и подготовленные Минприроды России проекты нормативно-правовых актов  в области обращения с отходами, важнейшим из которых является Комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО)                       в Российской Федерации. В материалах вебинара также нашли отражение такие темы как дифференциация составов административных правонарушений                          и размеров штрафных санкций, вопросы трансграничного перемещения отходов                     и др.

В апреле 2013г: член Совета Палаты, депутат Государственной Думы — член Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Е.И. Бычкова приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Экологический аудит как инструмент стимулирования развития ресурсосберегающей отрасли «ECOAUDIT – 2013″». В своем приветственном обращении к участникам конференции Бычкова Е. И., особо отметила, что успешное решение экологических проблем возможно только путем консолидированных действий государства, бизнеса и гражданского общества.

12 апреля 2013 г. в РИА «НОВОСТИ» состоялся Пятый экологический телемарафон Международного экологического движения «TerraViva».В телемарафоне принял участие Председатель Национальной экологической аудиторской Палаты К.А.Степанов и член Совета Палаты Щербаков А.В.
В рамках Телемарафона был подписан меморандум о сотрудничестве в области экологии и устойчивого развития между Некоммерческим партнерством «Национальная экологическая аудиторская Палата» и Региональной общественной организацией содействия охране окружающей среды «Живая Планета». Целью меморандума является осуществление практических шагов по формированию                 и поддержке экологических проектов, направленных на позитивные перемены                 в обществе в соответствии с принципами устойчивого и гармоничного развития.

Май 2013: Председатель Национальной экологической аудиторской Палаты К.Степанов  вошел в состав Медиа Совета глобального экологического телевидения SKYLEAF- ЭКО TV.

27 мая 2013 года Председатель Палаты К.А.Степанов и председатель комиссии по аттестации и аккредитации Палаты В.В.Куценко выступили с докладами на заседании Подкомитета по экологии Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по теме: «Правовое обеспечение экологического аудита в Российской Федерации».

Июнь 2013г: Члены Совета Национальной экологической аудиторской Палаты — Куценко В.В. и Голубева С.Г.  вошли в состав Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Справка: К компетенции Общественного совета отнесены вопросы консолидации граждан, общественных объединений и юридических лиц в области защиты их конституционных прав на благоприятную для человека среду обитания, осуществление научной экспертизы и проведение общественных слушаний по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. А также выработки рекомендаций по соответствующим проектам нормативно правовых актов.

24 сентября 2013г. Заместитель председателя Палаты — Злотникова Т. В. приняла участие в III Международном арктическом форуме в Салехарде. В форуме приняли участие главы трех государств: президент России Владимир Путин, президент Финляндии Сауле Ниинистё, президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон, а также официальные представители других арктических держав, видные общественные деятели, крупные ученые, природозащитники                               и представители бизнеса. Они обсудили климатические изменения в Арктике, экологическую безопасность и здоровье населения региона и вопросы правового регулирования защиты окружающей среды. «Для нас чрезвычайно важно в этом плане мнение специалистов, наших соседей по Арктике, членов Арктического совета и всех, кто заинтересован в благополучии этого региона», – отметил Владимир Путин.

29 октября 2013 г. в Москве в Комплексе «Президент-Отель» члены Палаты приняли участие в Учредительном Съезде Международного Союза Экологов, Промышленников и Предпринимателей,  в ходе которого приняты Устав                         и Программа Союза, рассмотрен ряд вопросов, которые сегодня беспокоят экологов, производителей и предпринимателей, на чем надо сосредоточить свое внимание в ближайшие месяцы после создания Союза.

22 ноября 2013 года в Общественной палате прошли общественные слушания по проекту федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В слушаниях приняли участие члены Палаты.

В декабре 2013г.  в Москве  состоялся IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды. Среди участников представители НП «НЭАП» — Злотникова Т.В., Куценко В.В., Денеко Ю.В. и др. Члены Палаты приняли участие в работе секций: «Контроля и экспертизы», «Экологического аудита», «Экологической безопасности». По итогам работы съезда принята резолюция, которая консолидирует позиции и наработки крупнейших экспертов в области экологии, учёных из смежных сфер, бизнесменов, общественных активистов, политиков России и мира. Документ ляжет в основу государственной доктрины по охране окружающей среды и сформулирует основные принципы реализации экологической политики Российской Федерации.

6 февраля 2014 года Куценко В.В. выступил на парламентских слушаниях        в ГД ФС РФ с докладом по теме: «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации».

27-28 февраля 2014 — V Международный форум «Экология», г.Санкт-Петербург. В форуме прозвучали выступления  членов НП «НЭАП»:

«Экологический аудит на службе общественного экологического контроля»

«Экологический аудит и риски загрязнений водной среды — от политики к практике».

4 марта 2014 г.на Парламентских слушаниях в ГД ФС РФ выступилРядинский В.Ю., аудитор-эколог, управляющий ООО «НИИ Экологии                           и Рационального использования природных ресурсов», г.Тюменьс докладом: «Препятствия на пути внедрения новых технологий в экологии»

2 октября 2014 г. в круглом столе «Актуальные проблемы энергетического права в условиях глобального энергетического кризиса», организованным Аналитическим центром  при Правительстве РФ приняли участие представители Палаты — Злотникова Т.В. и Степанов К.А.

14 октября 2014 в Общественной палате состоялся Форум «Новая экологическая стратегия России». От НЭАП заявлен доклад о современных проблемах развития экологического аудита в РФ.

13-14 октября 2014 Заместитель председателя Палаты Злотникова Т.В. провела мастер-классы в рамках «XVIII всероссийской школы молодых ученых-юристов, специализирующихся в области экологического, земельного права                    и законодательства».

Участие в Национальной экологической Премии

Стало традиционным ежегодное участие Палаты в Конкурсе «Национальная экологическая Премия». Члены жюри Премии дали положительную оценку конкурсным работам членов Палаты:

Моргуновой Любови Михайловны, НП «Экологическая аудиторская палата Липецкой области», г. Липецк

Щербакову Алексею Владиславовичу, ООО «ЭКОСЕРВИС», г.Смоленск

Гладышеву Николаю Григорьевичу, Самрский государственный технический университет, г.Самара.

Публикации и интервью в специализированных изданиях:

Совместная публикация: Степанов К.А., Малышевский А.Ф. «Система экологических рейтингов, как инструмент повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и регионов».

Сидельникова А.В., эколог-аудитор, член НП «Национальная экологическая аудиторская палата»«Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности».

Боков С.Ю., г.Липецк «Обеспечение экологической безопасности невозможно без экологического всеобуча»

Т.В.Злотникова «Градостроительные отношения и охраняемые природные территории. Современные приоритеты в России и в московском регионе»

Т.В.Злотникова «Государственная экологическая политика России: шаг вперед и два назад».

В.В.Куценко «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»

Рядинский В.Ю., аудитор-эколог, управляющий ООО «НИИ Экологии   и Рационального использования природных ресурсов», г.Тюмень «Препятствия на пути внедрения новых технологий в экологии»

Денеко Ю.В., аудитор-эколог, председатель Общественного совета при Управлении Росприроднадзора по Тюменской области, директор по развитию ООО «НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов» «Региональный комплекс использования отходов нефтяной промышленности»

Прохоров И.О., инженер, аудитор-эколог, г. Москва «Смысл и трактовка понятий нормативов и годовых нормативов образования отходов, правовая основа методов расчета нормативов»

К.А.Степанов интервью журналу «Российский адвокат»

К.А.Степанов, статья в журнале «ГосНадзор» «Экологический аудит и риски загрязнения водной среды: от политики к практике».

 

Информационно-рекламная деятельность Палаты

2011год: Обновлен интернет-сайт НП «НЭАП»

Информационная поддержка деятельности Палаты осуществляется:

«SKYLEAF- ЭКО TV»,

журналом «Экологический Вестник России»,

газетой «Зеленый мир. Экологическое досье мира и России».

 

Сотрудничество Палаты

Палата работает в сотрудничестве с: Комитетом Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Общественной палатой РФ, Общественным советом при Росприроднадзоре, Союзом страховщиков России, Всемирной организацией аудиторов INTOSAI, Глобальной инициативой по отчетности GRI, «Гринпис Россия», Российским союзом инженеров, Российским экологическим союзом, Ассоциацией «Росэкопресс», «ГЛОБЕ-Россия», Институтом водных проблем РАН, Институтом геоэкологии РАН, Центром по проблемам окружающей среды и устойчивого развития                 «Эко-Согласие», Движением «Terra Viva», Гильдией экологов России.

 

3. Основные задачи НЭАП на ближайшую перспективу.

 

Экологическое экоаудиторское сообщество сегодня ведет самостоятельную              и инициативную деятельность, которая осуществляется экоаудиторскими организациями и экологами аудиторами являющиеся субъектами профессиональной и одновременно предпринимательской деятельности.

Основной целью деятельности НЭАП на ближайшую перспективу будет повышение уровня доверия к деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов — членов Палаты посредством достижения высокого качества оказываемых услуг.

Главными задачами на ближайшую перспективу НЭАП видит в сохранении лидирующего положения членов Палаты на рынке экологических аудиторских услуг, за счет совершенствования стандартов экоаудиторской практики                         и внутрифирменных стандартов деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, развития партнерской сети НЭАП.

 

3.1. Правовое обеспечение экологического аудита.

 

Правовой вакуум в сфере экологической аудиторской деятельности                     не позволяет в полной мере реализовать весь потенциал заложенный в механизме экологического аудита, а государству осуществлять контроль качества оказываемых услуг. Действующее законодательство не в состоянии обеспечить потребность предприятий в получении независимой объективной квалифицированной оценке их усилий в области снижения воздействия                        на окружающую среду, гарантировать признание результатов экоаудита органами государственной власти, судебными органами, гражданским обществом. Подготовленные тексты проекта федерального закона акта «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений                        в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. www.regulation.ru ID проекта: 00/03-4223/07-13/7-13-4) уже много месяцев находятся на стадии публичного обсуждения. При этом совершенно отчетливо прослеживается неприятие проекта закона со стороны крупных предприятий – основных загрязнителей, оказывающих наиболее интенсивное воздействие на природную среду. Позиция РСПП, содержащая критику проекта «Закона об экологическом аудите», опубликована на сайте Союза. В то же время, в планах Минприроды России значится рассмотрение проекта закона в Правительстве и в Государственой Думе ФС РФ уже в этом году.

Существующая система саморегулирования в Российской Федерации, в том числе, в сфере экологического аудита требует закрепления за государственной структурой функции координатора деятельности саморегулируемых экоаудиторских организаций.

Распоряжением министра Минприроды России от 31.03.2014 г. № 7 создана рабочая группа по доработке проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений                       в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В состав рабочей группы вошли представители саморегулируемых экоаудиторских организаций.                В состав рабочей группы входит представитель НЭАП. При рассмотрении проекта закона членами рабочей группы были приняты за основу основные принципы и положения, которые нашли отражение в проекте закона. Среди основных положений проекта закона значился принцип саморегулирования в экоаудиторской деятельности в соответствии с законом «О саморегулировании». Принцип саморегулирования был одобрен членами рабочей группы уже в июне 2014 года.       С 8 августа 2014 г. по 7 октября законопроект был размещен на сайте www.regulation.ru для прохождения процедуры публичного обсуждения законопроекта. Однако, в размещенном проекте закона принцип саморегулирования был заменен на лицензирование, без согласования с членами рабочей группы. Мнение представителей экологического аудиторского сообщества было нивелировано решением министерства в одностороннем порядке.

На очередном заседании рабочей группы21 октября 2014 г. обсуждались позиция членов рабочей группы по замечаниям и предложениям по итогам публичного обсуждения, указанным в сводке предложений к проекту закона. Возражения членов экоаудиторского сообщества, участников заседания,                         о недопустимости введения в одностороннем порядке внесения изменений без соответствующих консультаций представителями министерства были отклонены. По мнению представителей экоаудиторских саморегулируемых организаций замена саморегулирования на лицензирование отбрасывает процесс развития экологического аудиторского сообщества на многие годы назад и создает условия для коррупции в этой отрасли. В то же время, и в условиях законодательного закрепления лицензирования деятельности экологических аудиторских организаций и экологов аудиторов роль саморегулируемых организаций будет только укрепляться. Вопросы контроля качества проведения аудитов, повышение уровня образования и повышения квалификации могут быть эффективно решены только в системе саморегулирования внутри профессионального сообщества экологов аудиторов.

Поэтому, несмотря на существующие противоречия, Совет НЭАП поддерживает усилия правительства, Минприроды в частности,  направленные                на скорейшее рассмотрение и принятие Федерального закона «Об экологическом аудите…».

Мы вправе ожидать, что правовой пробел в регулировании природоохранной деятельности будет устранен и деятельность экологических аудиторов найдет свое закрепление на уровне федерального законодательства до 2015 года.

 

3.2. Дальнейшая стандартизация деятельности

 

Принимая во внимание функции саморегулирования экоаудиторской деятельности, которые возложены на НЭАП, предстоит скорректировать  требования и сформулировать методологические подходы и принципы разработки внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Стандарты профессиональных аудиторских объединений должны быть реализованы как приложения к федеральным правилам (стандартам),                              и устанавливать в отношении к последним более жесткие нормы.

Предполагается, что внутренние стандарты будут выполнять как минимум две функции:

ü    корректировка в рамках НЭАП  недостатков государственных нормативных актов;

ü    повышение эффективности положений государственных нормативных актов, например, по линии контроля над качеством экоаудиторских услуг, профессиональной этики, страхования гражданской ответственности членов НЭАП.

 

Совершенствование стандартов НЭАП на основе интеграции норм действующего российского законодательства и международной практики экоаудиторской деятельности призвано обеспечить должное качество экоаудиторских услуг.

Развитие экоаудиторских стандартов НЭАП призвано:

  • обеспечить основу для разработки внутрифирменных стандартов                   и управления системой качества в экоаудиторской организации, а так же обеспечить разработку новых и пересмотр действующих внутренних стандартов;
  • являться основой для принятия решений по вопросам, которые                      не могут быть урегулированы действующими нормативными актами;
  • служить методологической основой к разработке экоаудиторских стандартов;
  • сформировать эффективную модель регулирования экоаудиторской практики.

 

Центральной задачей при совершенствовании стандартов считатьповышение надежности и качества экоаудиторских услуг, унификация принципов и подходов экоаудиторской организации и экологических аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, к порядку организации оказания аудиторских и сопутствующих услуг, организации                         и применению внутрифирменного контроля качества аудита в соответствии                    с федеральными и международными стандартами.

Совершенствование стандартов должно:

  • обеспечить сочетание действующих отечественных и международных стандартов с внутренними стандартами;
  • завершить формирование и обеспечить совершенствование пакета внутрифирменных стандартов, отражающих подход НЭАП к проводимым аудитам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения экологического аудита;
  • способствовать созданию механизма адекватного реагирования                   на изменения законодательства, внедрение справочников по НДТ, изменения технологий и методов оказания услуг и производства продукции природоохранного назначения.

 

При совершенствовании стандартов НЭАП будет стремиться обеспечить:

ü      системность, которая призвана регулировать экоаудиторскую деятельность с учетом современных тенденций развития, опыта и процесса гармонизации российского и международного права;

ü      детализацию и регламентацию единых требований к осуществлению                 и оформлению аудита, обеспечивающие эффективность практической работы, ее адекватность требованиям действующих правовых норм экоаудиторской деятельности.

 

Целью разработки внутрифирменных стандартов является унификация принципов и подходов экоаудиторской фирмы и экологических аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей,                  к порядку организации оказания экоаудиторских и сопутствующих услуг, организации и применению внутрифирменного контроля качества экологического аудита в соответствии с федеральными и международными стандартами.

На основе стандартов и типовых регламентов НЭАП экологическая аудиторская организация должна сформировать пакет внутрифирменных стандартов, отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения экологического аудита, и утвердить их в НЭАП.

Внутренние стандарты должны предусматривать их своевременное                       и периодическое обновление в целях приведения изложенных норм и требований современным достижениям науки, уровню социально- экономического развития, передового отечественного и зарубежного опыта.

Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность окружающей среды, жизни, здоровья, имущества.

 

3.3. Контроль качества деятельности экологических аудиторов                    по проведению экологического аудита и выработке квалифицированного заключения.

 

Пройдя первый и самый трудный этап структурного оформления в качестве саморегулируемой организации, Национальная экологическая аудиторская Палата в ближайшей перспективе должна сконцентрировать усилия на совершенствовании механизма обеспечения контроля качества деятельности экологических аудиторов по проведению экологического аудита и выработке квалифицированного заключения. Активная деятельность Палаты в этом направлении призвана обеспечить динамику совершенствования методологического сопровождения экоаудиторской деятельности, с учетом накопленного опыта и изменений законодательства.

Усилия в этом направлении призваны обеспечить повышение уровня конкурентоспособности членов Палаты на отечественном рынке оказания экоаудиторских услуг. Среди приоритетных направлений развития экологического аудита следует выделить:

üэкологический аудит промышленных предприятий природопользователей;

üэкологический аудит в случаях выявления производственных объектов без наличия заключения государственной экологической экспертизы;

üэкологический аудит при обосновании инвестиций или получении кредита;

üэкологический аудит территорий, муниципальных образований, в том числе при разработке градостроительной документации, создании рекреационных объектов;

üэкологический аудит при проведении судебно-экологической экспертизы;

üэкологический аудит при проведении экологического страхования.

 

Существенным направлением деятельности НЭАП в предстоящий период будет совершенствование системы внутреннего контроля качества ориентированная на предотвращение возможности искажений в выработке профессиональных суждений и снижение аудиторского риска                          до приемлемого низкого уровня.

При разработке внутренних стандартов качества экоаудиторской деятельности НЭАП будет учитывать стремление всех заинтересованных сторон в получении объективной, независимой профессиональной оценки соблюдения природоохранного законодательства, на принципах учета мнений каждой из сторон по управлению качеством экоаудиторских услуг. Целесообразность разработки внутренних стандартов качества НЭАП следует оценивать с точки зрения                    их социально-экономической необходимости и применимости.

Внутрифирменные стандарты экологического аудита НЭАП формируют документы, детализирующие и регламентирующие единые требования                            к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные экологической аудиторской организацией для обеспечения эффективности практической работы, ее адекватности требованиям внешних правил (стандартов) экоаудиторской деятельности.

При этом особое внимание будет уделено состоянию системы внешнего контроля качества работы экоаудиторских организаций и экологических аудиторов. С целью совершенствования этой системы НЭАП предстоит:

üразработать методологические подходы к оценке качества экоаудиторских услуг и регламент такой оценки;

üпровести совершенствование регламента по ведению реестра экологических аудиторских заключений в части содержащейся в нем информации, которая позволяет однозначно идентифицировать экологическое аудиторское заключение;

üулучшить практику применения мер дисциплинарного воздействия                       в отношении экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, допустивших нарушения требований стандартов экоаудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики экологических аудиторов;

üприменять в отношении экологических аудиторов, допустивших соответствующие нарушения, в качестве меры воздействия назначение обязательного прохождения дополнительного обучения по программам повышения квалификации;

üпланировать и проводить специальные проверки соблюдения экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами требований Федерального закона                             «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

3.4. Развитие Палаты в качестве партнерской сети.

 

Деятельность Палаты направлена на создание благоприятных организационных и правовых условий для развития рынка экологических аудиторских услуг и повышения качества экологической аудиторской деятельности на всей территории Российской Федерации. Членство в НЭАП предоставляет региональным экологическим аудиторским и консалтинговым компаниям ряд уникальных конкурентных преимуществ, открывающих возможности для привлечения клиентов, повышения качества услуг и обеспечения стабильного роста бизнеса.

В порядке реализации мер совершенствования условий конкуренции                    на рынке экоаудиторских услуг НЭАП разработает рекомендации экологическим аудиторским организациям по раскрытию информации на своих официальных интернет-сайтах. Данные документы направлены на улучшение условий проведения конкурсов при закупках экологических аудиторских услуг, оказание помощи организаторам этих конкурсов, повышение прозрачности деятельности экоаудиторских организаций.

 

3.5. Взаимодействие с государственными и надзорными органами.

 

Механизм экологического аудита может служить в содействии органам власти в обеспечение роста объема экологической информации, ее достоверности     и реальной доступности. Несмотря на то, что сегодня действует ряд законов гарантирующих получение общественностью необходимой информации, на деле предоставление такой экологической информации носит несистемный, неинформативный характер и изобилует непрямыми, относительными показателями.

В связи с принятием в ближайшее время «Закона об экологической аудиторской деятельности» НЭАП будет стремиться принять самое непосредственное участие в разработке федеральных стандартов экоаудиторской деятельности. Эту работу Палата будет проводить, используя элементы методологического подхода сформулированные в ФЗ «О стандартизации»                      и ГОСТах. Предполагается, что существенной частью общесистемного подхода             к разработке федеральных стандартов экологической деятельности станет «Перечень терминов и определений» (глоссарий) в качестве терминологической основы дальнейших разработок.

В результате взаимодействия с государственными и надзорными органами, бизнесом и общественными организациями предполагается подготовить анализ ситуации и перспектив развития правовых основ деятельности экологического аудита в Российской Федерации.

Проведение консультаций с партнерами по Программе «Развитие института экологического аудита и совершенствование экологической аудиторской практики в Российской Федерации на период до 2020 года» (профильные Комитеты Государственной Думы РФ, Счетная Палата РФ, Департамент государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России, Управление государственного экологического надзора Росприроднадзора, профильные Комитеты ТПП и РСПП), определят перспективы дальнейшей работы по развитию реформы экоаудиторской деятельности в России с целью определить произошедшие изменения                              в современных обстоятельствах и требованиях, которые могут затрагивать уже имеющуюся практику природоохранной деятельности в РФ и деятельность саморегулируемых организаций в области экологического аудита.

В результате проведенной работы в Программу включается дополнительный компонент, предусматривающий осуществление комплексной программы мер, направленных на подготовку экологов-аудиторов высшей квалификации                          и совершенствование экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации экологов аудиторов

 

В результате достижения поставленных целей и решения вышеобозначенных задач ожидается укрепление профессионального уровня членов Палаты, а вместе               с ним и имиджа Палаты, получение признания качества оказываемых услуг                      в бизнес сообществе, в государственных структурах и общественности.