Программа «Развитие института экологического аудита и совершенствование экологической аудиторской практики НЭАП на период до 2020 года»
Общее описание Программы
Предпосылки становления института экологического аудита в РФ возникают в начале 90-х годов с принятием Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации введенной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года.
Закрепление порядка проведения экологического аудита произошло через пять лет с выходом ряда документов: приказа Госкомэкологии РФ or 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», приказа Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», которым были утверждены Временный порядок аттестации экологических аудиторов, Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов, а также состав Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов. Указанные правовые акты дали импульс к формированию нового направления в области экологического консалтинга, создали условия возникновения современного профессионального сообщества экологических аудиторов.
В настоящее время развитие института экологического аудита происходит в рамках системы управления охраной окружающей среды на предприятии на фоне отсутствия нормативно-правовых основ регулирования экологического аудирования на федеральном уровне.
Основная цель Программы заключается в развитии института экологического аудита в качестве необходимого элемента развития экономических и финансовых инструментов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии, как части современной экологической инфраструктуры Российской Федерации, повышении эффективности природоохранной деятельности, обеспечении соответствия общепринятым международным нормам оценки воздействия на окружающую природную среду.
Программа является продолжением работы, выполненной в 2004 – 2006 гг., в рамках проекта “Реформа системы экологического аудита”, а так же Программы «Совершенствование природоохранной деятельности в Российской Федерации», предусмотренной соглашением о сотрудничестве со Счетной Палатой РФ в области координации усилий по продвижению принципов устойчивого развития в системе природоохранной деятельности и развитию механизмов экологического аудита и экологической сертификации на территории Российской Федерации на период 2007 2009 гг.
Продолжительность Программы: 2015– 2020 гг.
Цель Программы
Основной целью Программы является достижение высокого качества экологического аудита и сопутствующих услуг, повышение уровня доверия к деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов — членов Национальной экологической аудиторской Палаты.
Основные задачи Программы
Задачи программы нацелены на укрепление лидирующего положения НЭАП на рынке экологических аудиторских услуг, за счет совершенствования стандартов экоаудиторской практики и внутрифирменных стандартов деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, развития партнерской сети НЭАП.
1. Оказание содействия в разработке и введении в действие российских стандартов экологического аудита, а также разработке нормативно-правовой базы в соответствии с международными стандартами экологического аудита и соответствующих методических рекомендаций ОЭСР.
2. Способствование повышению эффективности работы органов, регулирующих природоохранную и экологоаудиторскую деятельность, и аккредитованных при них профессиональных экоаудиторских объединений.
3. Содействие в повышении профессиональных возможностей индивидуальных экологов аудиторов и аудиторских организаций в области проведения экологического аудита в соответствии с международными стандартами и с использованием общепризнанных технических методов экологического аудита.
4. Распространение передовой экоаудиторской практики и повышение осведомленности заинтересованных сторон и делового сообщества о преимуществах ее применения.
5. Совершенствование системы обучения, аттестации и аккредитации, развитие системы реестров, подготовка новых отраслевых требований к экологическим аудиторам.
6. Развитие системы взаимодействия с федеральными и региональными органами управления, а также с общественными организациями, влияющими на развитие и функционирование рынка экологического аудита.
7. Продолжение регионального строительства и открытие максимального количества региональных отделений Палаты.
8. Содействие развитию российских систем сертификации и поддержка стандартизации систем управления охраной окружающей среды.
9. Развитие отраслевых направлений экологического аудита в координации с отраслевыми промышленными ассоциациями, объединениями промышленников и Торгово-промышленной Палатой.
10. Международное сотрудничество в области развития процедур экологического аудита и экологического менеджмента с организациями: GRI, INEM, WBCSD, INTOSAI, ЮНЕП, ЭКОСОС ООН и др., за счет привлечения Палаты к деятельности рабочих групп.
Компоненты Программы
Компонент 1. Начальная стадия
Анализ ситуации и перспектив развития правовых основ деятельности экологического аудита в Российской Федерации.
Проведение консультаций с партнерами по Программе (профильные Комитеты Государственной Думы РФ, Счетная Палата РФ, Департамент государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России, Управление государственного экологического надзора Росприроднадзора, профильные Комитеты ТПП и РСПП), анализ перспектив дальнейшей работы по развитию реформы экоаудиторской деятельности в России с целью определить произошедшие изменения в обстоятельствах и требованиях, которые могут затрагивать уже имеющуюся практику природоохранной деятельности в РФ и деятельность саморегулируемых организаций в области экологического аудита.
В результате проведенной работы в Программу включается дополнительный компонент, предусматривающий осуществление комплексной программы мер, направленных на подготовку экологов-аудиторов высшей квалификации и совершенствование экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации экологов аудиторов (компонент 4).
Компонент 2. Сопоставительный анализ и сближение российских и зарубежных стандартов.
Подготовка российских стандартов экологического аудита, которые по содержанию весьма близки к соответствующим международным стандартам.
Подготовка комментариев по существующим российским стандартам экоаудита, которые бы имели практическую ценность для экологов аудиторов, работающих как в крупных, так и в небольших аудиторских фирмах.
Компонент 3. Формирование комитетов и комиссий
Подготовка проектов Положений по специализированным и профильным комитетам и комиссиям. Обозначение их взаимодействия с другими структурными подразделениями Палаты.
Проведение консультаций с партнерами по Программе и согласование персонального состава комитетов и комиссий Палаты.
Компонент 4. Подготовка экологов-аудиторов высшей квалификации, а также совершенствование экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации аудиторов
По согласованию с партнерами по Программе осуществление комплексной программы мер, направленных на подготовку экологов-аудиторов высшей квалификации.
Оказание содействия в реализации программы подготовки экологов-аудиторов высшей квалификации и в совершенствовании экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации экологов-аудиторов с учетом международных стандартов образования.
Анализ, оценка и совершенствование системы подготовки экологов-аудиторов в образовательных центрах аккредитованных при Палате, сравнение их с передовым опытом других стран.
Организация одной или нескольких поездок для аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и других участников процесса регулирования, с тем чтобы участники поездок смогли ознакомиться с формами и методами повышения квалификации, порядком проведения экзаменов и процедурами контроля в странах Европейского Союза.
Компонент 5. Учебные семинары для специалистов
Проведение учебных мероприятий для государственных служащихи специалистов экоаудиторских объединений по вопросам разработки политики, выработки стандартов и методических рекомендаций, проведения аттестации и повышении квалификации экологов-аудиторов, а также введения системы внешнего контроля качества экологического аудита.
Компонент 6. Профессиональные экоаудиторские объединения и контроль качества экологического аудита
Проведение опроса аккредитованных профессиональных эколого-аудиторских объединений.
Содействие в их профессиональном развитии путем организации фокус-групп и рабочих групп, сравнительного анализа практики работы в западных странах и в России, организации ознакомительной поездки, выработки рекомендаций, проведения конференции и т.д.
Данная работа должна быть тесно увязана с вопросами внешнего контроля качества экологического аудита, которые играют ключевую роль в экоаудиторской реформе в России и в других странах.
Компонент 7. Совершенствование порядка проведения аккредитации и аттестации на право осуществления эколого-аудиторской деятельности, а также экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации экологических аудиторов
Осуществление комплексной программы мер, направленных на повышение эффективности системы аттестации экологов-аудиторов.
Оказание содействия в реализации программы повышения квалификации экологов-аудиторов с учетом международных стандартов образования.
Оценка разных подходов, которые применяются различными профессиональными центрами подготовки экологов-аудиторов, аккредитованными Палатой, сравнение их с передовым опытом других стран.
Организация выездных семинаров для аккредитованных центров подготовки экологов-аудиторов и других участников процесса регулирования образования, с тем чтобы участники выездных семинаров смогли ознакомиться с формами и методами повышения квалификации, порядком проведения экзаменов и процедурами контроля в странах ОЭСР.
Компонент 8. Распространение отчетности, прошедшей экологический аудит в соответствии с международными стандартами.
Рассмотрение ситуаций, c которыми экологи-аудиторы могут сталкиваться в ходе своей деятельности, на основе анализа практических примеров. В дальнейшем данные примеры будут сведены в сборник, который будет размещен на веб-сайте Программы.
Компонент 9. Расширение сети региональных отделений
Анализ практики и перспектив развития экологического аудита на региональном и муниципальном уровнях.
Разработка единой политики деятельности экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций на основе международных стандартов, нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных документов местных органов власти и управления.
Развитие системы экологического аудита в тесном сотрудничестве с территориальными и местными органами государственной власти, государственными, общественными и коммерческими организациями с целью вхождения их представителей в составы органов управления Палаты для оказания содействия в проведении реформы экологического аудита на местах.
Компонент 10. Развитие отраслевых направлений экологического аудита
Проведение совместных мероприятий с отраслевыми министерствами и ведомствами для обеспечения эффективности процедур обязательного соблюдения российских и международных экологических требований и стандартов и контроля качества оказываемых услуг в области экологического аудита, сертификации, сопутствующих услуг природоохранного назначения.
Содействие в практическом внедрении экологического менеджмента и процедур экологического аудита в природоохранной деятельности на российских предприятиях в соответствии с отраслевыми нормативами и международными стандартами.
Компонент 11. Разъяснение значения реформы экологоаудиторской деятельности
Разъяснение преимуществ проведения реформы различным заинтересованным сторонам, к числу которых относятся: общество в целом, институциональные инвесторы, профессиональные объединения, министерства и ведомства.
Для разъяснения важной роли экологического аудита будут использоваться такие каналы, как конференции, семинары, участие в конференциях по вопросам, не связанным с реформой экоаудита (например, конференциях, организованных в рамках проектов по корпоративному управлению, поддержке малого и среднего предпринимательства и т.д.), брифинги для прессы, а также размещение информации на веб-сайте.
Компонент 12. Веб-сайт по вопросам экоаудита и технические опросы
В дополнение к опросам профессиональных экоаудиторских объединений проведение технических опросов в первый и второй годы Программы, в первую очередь, среди экологических аудиторских организаций и далее, среди институциональных инвесторов и др.
Вопросники в рамках технических опросов будут размещаться на веб-сайте, с тем, чтобы посетители сайта могли их копировать и заполнять.
Результаты проведенных опросов будут публиковаться на веб-сайте.
Компонент 13. Оказание консультационных услуг по вопросам природоохранного законодательства
Основной акцент в работе по Программе — консультирование по вопросам природоохранного законодательства; анализ как проектов законов, так и проектов подзаконных актов и нормативных документов, издаваемых во исполнение принятых законов.
Проведение консультаций по вопросам регламентации учета экологических аудиторских заключений, унификации их формы и атрибутов.
Партнеры
Партнерами по Программе являются: профильные Комитеты Государственной Думы РФ, Счетная Палата РФ, Департамент государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России, Управление государственного экологического надзора Росприроднадзора, профильные Комитеты ТПП и РСПП.
Целевые индикаторы и показатели программы
- Количество проведенных экологических аудитов и объем сопутствующих услуг, оказанных экологическими аудиторскими организациями и экологами аудиторами членами НЭАП.
- Доля охвата аудиторскими услугами от потенциальной емкости регионального рынка экоаудиторских услуг.
- Доля экологических аудиторов членов Палаты от общего числа действующих экологических аудиторов зарегистрированных в регионе.
- Доля сегментации экологического аудита от общего количества оказанных экоаудиторских услуг в регионе.
- Темпы роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от экологических аудитов за отчетный период.
- Количество членов НЭАП.
- Количество аудиторов, прошедших повышение квалификации.