ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Программа «Развитие института экологического аудита и совершенствование экологической аудиторской практики НЭАП на период до 2020 года»

Общее описание Программы

Предпосылки становления института экологического аудита в РФ возникают          в начале 90-х годов с принятием Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации введенной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года.

Закрепление порядка проведения экологического аудита произошло через пять лет с выходом ряда документов: приказа Госкомэкологии РФ or 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», приказа Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», которым были утверждены Временный порядок аттестации экологических аудиторов, Временное положение                     о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов, а также состав Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов. Указанные правовые акты дали импульс к формированию нового направления в области экологического консалтинга, создали условия возникновения современного профессионального сообщества экологических аудиторов.

В настоящее время развитие института экологического аудита происходит                     в рамках системы управления охраной окружающей среды на предприятии на фоне отсутствия нормативно-правовых основ регулирования экологического аудирования                на федеральном уровне.

Основная цель Программы заключается в развитии института экологического аудита в качестве необходимого элемента развития экономических и финансовых инструментов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии, как части современной экологической инфраструктуры Российской Федерации, повышении эффективности природоохранной деятельности, обеспечении соответствия общепринятым международным нормам оценки воздействия на окружающую природную среду.

Программа является продолжением работы, выполненной в 2004 – 2006 гг.,                     в рамках проекта “Реформа системы экологического аудита”, а так же Программы «Совершенствование природоохранной деятельности в Российской Федерации», предусмотренной соглашением о сотрудничестве со Счетной Палатой РФ в области координации усилий по продвижению принципов устойчивого развития в системе природоохранной деятельности и развитию механизмов экологического аудита                          и экологической сертификации на территории Российской Федерации на период 2007 2009 гг.

Продолжительность Программы: 2015– 2020 гг.

 

Цель Программы

Основной целью Программы является достижение высокого качества экологического аудита и сопутствующих услуг, повышение уровня доверия                             к деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов — членов Национальной экологической аудиторской Палаты.

Основные задачи Программы

Задачи программы нацелены на укрепление лидирующего положения НЭАП                на рынке экологических аудиторских услуг, за счет совершенствования стандартов экоаудиторской практики и внутрифирменных стандартов деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, развития партнерской сети НЭАП.

1. Оказание содействия в разработке и введении в действие российских стандартов экологического аудита, а также разработке нормативно-правовой базы в соответствии               с международными стандартами экологического аудита и соответствующих методических рекомендаций ОЭСР.

2. Способствование повышению эффективности работы органов, регулирующих природоохранную и экологоаудиторскую деятельность, и аккредитованных при них профессиональных экоаудиторских объединений.

3. Содействие в повышении профессиональных возможностей индивидуальных экологов аудиторов и аудиторских организаций в области проведения экологического аудита в соответствии с международными стандартами и с использованием общепризнанных технических методов экологического аудита.

4. Распространение передовой экоаудиторской практики и повышение осведомленности заинтересованных сторон и делового сообщества о преимуществах                ее применения.

5. Совершенствование системы обучения, аттестации и аккредитации, развитие системы реестров, подготовка новых отраслевых требований к экологическим аудиторам.

6. Развитие системы взаимодействия с федеральными и региональными органами управления, а также с общественными организациями, влияющими на развитие                         и функционирование рынка экологического аудита.

7. Продолжение регионального строительства и открытие максимального количества региональных отделений Палаты.

8. Содействие развитию российских систем сертификации и поддержка стандартизации систем управления охраной окружающей среды.

9. Развитие отраслевых направлений экологического аудита в координации                     с отраслевыми промышленными ассоциациями, объединениями промышленников                      и Торгово-промышленной Палатой.

10. Международное сотрудничество в области развития процедур экологического аудита и экологического менеджмента с организациями:  GRI, INEM, WBCSD, INTOSAI, ЮНЕП, ЭКОСОС ООН и др., за счет привлечения Палаты к деятельности рабочих групп.

 

Компоненты Программы

Компонент 1. Начальная стадия

            Анализ ситуации и перспектив развития правовых основ деятельности экологического аудита в Российской Федерации.

Проведение консультаций с партнерами по Программе (профильные Комитеты Государственной Думы РФ, Счетная Палата РФ, Департамент государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России, Управление государственного экологического надзора Росприроднадзора, профильные Комитеты ТПП и РСПП), анализ перспектив дальнейшей работы по развитию реформы экоаудиторской деятельности в России с целью определить произошедшие изменения в обстоятельствах и требованиях, которые могут затрагивать уже имеющуюся практику природоохранной деятельности в РФ и деятельность саморегулируемых организаций в области экологического аудита.

В результате проведенной работы в Программу включается дополнительный компонент, предусматривающий осуществление комплексной программы мер, направленных на подготовку экологов-аудиторов высшей квалификации                                   и совершенствование экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации экологов аудиторов (компонент 4).

Компонент 2. Сопоставительный анализ и сближение российских и зарубежных стандартов.

Подготовка российских стандартов экологического аудита, которые                                по содержанию весьма близки к соответствующим международным стандартам.

Подготовка комментариев по существующим российским стандартам экоаудита, которые бы имели практическую ценность для экологов аудиторов, работающих как                   в крупных, так и в небольших аудиторских фирмах.

Компонент 3. Формирование комитетов и комиссий

            Подготовка проектов Положений по специализированным и профильным комитетам и комиссиям. Обозначение их взаимодействия с другими структурными подразделениями Палаты.

Проведение консультаций с партнерами по Программе и согласование персонального состава комитетов и комиссий Палаты.

Компонент 4. Подготовка экологов-аудиторов высшей  квалификации, а также совершенствование экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации аудиторов

По согласованию с партнерами по Программе осуществление комплексной программы мер, направленных на подготовку экологов-аудиторов высшей квалификации.

Оказание содействия в реализации программы подготовки экологов-аудиторов высшей квалификации и в совершенствовании экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации экологов-аудиторов с учетом международных стандартов образования.

Анализ, оценка и совершенствование системы подготовки экологов-аудиторов                 в образовательных центрах аккредитованных при Палате, сравнение их с передовым опытом других стран.

Организация одной или нескольких поездок для аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и других участников процесса регулирования, с тем чтобы участники поездок смогли ознакомиться с формами                      и методами повышения квалификации, порядком проведения экзаменов и процедурами контроля в странах Европейского Союза.

Компонент 5. Учебные семинары для специалистов

Проведение учебных мероприятий для государственных служащихи специалистов экоаудиторских объединений по вопросам разработки политики, выработки стандартов                  и методических рекомендаций, проведения аттестации и повышении квалификации экологов-аудиторов, а также введения системы внешнего контроля качества экологического аудита.

Компонент 6. Профессиональные экоаудиторские объединения и контроль качества экологического аудита

Проведение опроса аккредитованных профессиональных эколого-аудиторских объединений.

Содействие в их профессиональном развитии путем организации фокус-групп                и рабочих групп, сравнительного анализа практики работы в западных странах и в России,  организации ознакомительной поездки, выработки рекомендаций, проведения конференции и т.д.

Данная работа должна быть тесно увязана с вопросами внешнего контроля качества экологического аудита, которые играют ключевую роль в экоаудиторской реформе                    в России и в других странах.

Компонент 7. Совершенствование порядка проведения аккредитации и аттестации на право осуществления эколого-аудиторской деятельности, а также экзаменационного процесса в рамках повышения квалификации экологических аудиторов

Осуществление комплексной программы мер, направленных на повышение эффективности системы аттестации экологов-аудиторов.

Оказание содействия в реализации программы повышения квалификации экологов-аудиторов с учетом международных стандартов образования.

Оценка разных подходов, которые применяются различными профессиональными центрами подготовки экологов-аудиторов, аккредитованными Палатой, сравнение их                 с передовым опытом других стран.

Организация выездных семинаров для аккредитованных центров подготовки экологов-аудиторов и других участников процесса регулирования образования, с тем чтобы участники выездных семинаров смогли ознакомиться с формами и методами повышения квалификации, порядком проведения экзаменов и процедурами контроля                в странах ОЭСР.

Компонент 8. Распространение отчетности, прошедшей экологический аудит                     в соответствии с международными стандартами.

Рассмотрение ситуаций, c которыми экологи-аудиторы могут сталкиваться в ходе своей деятельности, на основе анализа практических примеров. В дальнейшем данные примеры будут сведены в сборник, который будет размещен на веб-сайте Программы.

Компонент 9. Расширение сети региональных отделений

            Анализ практики и перспектив развития экологического аудита на региональном и муниципальном уровнях.

Разработка единой политики деятельности экологических аудиторов                              и экологических аудиторских организаций на основе международных стандартов, нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных документов местных органов власти и управления.

Развитие системы экологического аудита в тесном сотрудничестве                                  с территориальными и местными органами государственной власти, государственными, общественными и коммерческими организациями с целью   вхождения их представителей в составы органов управления Палаты для оказания содействия в проведении реформы экологического аудита на местах.

Компонент 10. Развитие отраслевых направлений экологического аудита

Проведение совместных мероприятий с отраслевыми министерствами                              и ведомствами для обеспечения эффективности процедур обязательного соблюдения российских и международных экологических требований и стандартов и контроля качества оказываемых услуг в области экологического аудита, сертификации, сопутствующих услуг природоохранного назначения.

            Содействие в практическом внедрении экологического менеджмента и  процедур экологического аудита в природоохранной деятельности на российских предприятиях                   в соответствии с отраслевыми нормативами и  международными стандартами.

Компонент 11. Разъяснение значения реформы экологоаудиторской деятельности

Разъяснение преимуществ проведения реформы различным заинтересованным сторонам, к числу которых относятся: общество в целом, институциональные инвесторы, профессиональные объединения, министерства и ведомства.

Для разъяснения важной роли экологического аудита будут использоваться такие каналы, как конференции, семинары, участие в конференциях по вопросам, не связанным с реформой экоаудита (например, конференциях, организованных в рамках проектов по корпоративному управлению, поддержке малого и среднего предпринимательства и т.д.), брифинги для прессы, а также размещение информации на веб-сайте.

Компонент 12. Веб-сайт по вопросам экоаудита и технические опросы

В дополнение к опросам профессиональных экоаудиторских объединений проведение технических опросов в первый и второй годы Программы, в первую очередь, среди экологических аудиторских организаций и далее, среди институциональных инвесторов и др.

Вопросники в рамках технических опросов будут размещаться на веб-сайте,                    с тем, чтобы посетители сайта могли их копировать и заполнять.

Результаты проведенных опросов будут публиковаться на веб-сайте.

Компонент 13. Оказание консультационных услуг по вопросам природоохранного законодательства

Основной акцент в работе по Программе — консультирование по вопросам природоохранного законодательства; анализ как проектов законов, так и проектов подзаконных актов и нормативных документов, издаваемых во исполнение принятых законов.

Проведение консультаций по вопросам регламентации учета экологических аудиторских заключений, унификации их формы и атрибутов.

 

Партнеры

Партнерами по Программе являются: профильные Комитеты Государственной Думы РФ, Счетная Палата РФ, Департамент государственной политики и регулирования  в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России, Управление государственного экологического надзора Росприроднадзора, профильные Комитеты ТПП и РСПП.

 

Целевые индикаторы и показатели программы

  • Количество проведенных экологических аудитов и объем сопутствующих услуг, оказанных экологическими аудиторскими организациями и экологами аудиторами членами НЭАП.
  • Доля охвата аудиторскими услугами от потенциальной емкости регионального рынка экоаудиторских услуг.
  • Доля экологических аудиторов членов Палаты от общего числа действующих экологических аудиторов зарегистрированных в регионе.
  • Доля сегментации экологического аудита от общего количества оказанных экоаудиторских услуг в регионе.
  • Темпы роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от экологических аудитов за отчетный период.
  • Количество членов НЭАП.
  • Количество аудиторов, прошедших повышение квалификации.