Заседание Совета НЭАП по вопросам развития института экологического аудита в РФ и повестки дня общего собрания Палаты в 2014 году.
30 октября c. г. состоялось очередное заседание Совета Национальной экологической аудиторской Палаты.
Совет проанализировал состояние рынка экологических аудиторских услуг по итогам 2013 г. Члены Света отметили, что ситуация на рынке экоаудиторских услуг определяется не только общими экономическими условиями в стране, но в большей степени, на фоне отсутствия нормативно-правовых основ регулирования экологического аудирования на федеральном уровне.
Отечественное экологическое аудиторское сообщество сегодня работает в крайне неблагоприятных условиях. Можно с уверенностью отметить, что, несмотря на отсутствие нормативно правовых актов, регулирующих проведение экологического аудита, сообщество экологических аудиторов сформировалось.
За последние десять лет в Российской Федерации уже сформировалось сообщество саморегулируемых экоаудиторских организаций. На данный момент действуют, как минимум три саморегулируемые организации в области экологического аудита. Крупнейшей среди них является Некоммерческое партнерство Национальная экологическая аудиторская Палата, насчитывающая 54 экологические аудиторские организации и 612 экологических аудиторов. По данным Минэкономразвития в РФ действуют 112 экологические аудиторские организации и 1517 экологических аудиторов. Входящие в саморегулируемые организации экологи аудиторы и экологические аудиторские организации осуществляют свою деятельность на коммерческой основе без государственной поддержки за счет собственных средств. Как мы видим, деятельность саморегулируемых организаций в области экологического аудита является редким, но ярким примером, когда регулирование отношений в этой сфере осуществляется на основе самоорганизации и без непосредственного вмешательства государства. Оперативное вмешательство государства в области экологического аудита заменено нормативно правовым регулированием и контролем за соблюдением норм законодательства самими саморегулируемыми организациями.
Основной задачей современного этапа развития рынка экоаудиторских услуг Совет назвал формализацию признания со стороны государственных органов этого вида предпринимательской деятельности и придание аудиторскому заключению официального статуса. Существующая система саморегулирования в Российской Федерации, в том числе, в сфере экологического аудита требует закрепления за государственной структурой функции координатора деятельности саморегулируемых экоаудиторских организаций.
Другой немаловажной задачей является развитие рынка экологического аудита за счет диверсификации оказываемых экологическими аудиторскими организациями и экологами аудиторами услуг, объективно востребованных экономическими субъектами, а также обеспечения надлежащего качества таких услуг.
Совет обсудил ход обсуждения проекта закона «Об экологическом аудите» и позицию, которую отстаивают представители саморегулируемых организаций в области экологического аудита при обсуждении положений в составе рабочей группы по доработке законопроекта.
Совет считает, что введение лицензирования вместо принципа саморегулирования приведет к росту недобросовестной конкуренции на рынке экоаудиторских услуг и деградации института экологического аудита в рыночной экономике.
По мнению представителей экоаудиторских саморегулируемых организаций замена саморегулирования на лицензирование отбрасывает процесс развития экологического аудиторского сообщества на многие годы назад и создает условия для коррупции в этой отрасли. В то же время, и в условиях законодательного закрепления лицензирования деятельности экологических аудиторских организаций и экологов аудиторов роль саморегулируемых организаций будет только укрепляться. Вопросы контроля качества проведения аудитов, повышение уровня образования и повышения квалификации могут быть эффективно решены только в системе саморегулирования внутри профессионального сообщества экологов аудиторов.
Несмотря на существующие противоречия, Совет НЭАП поддерживает усилия правительства, Минприроды в частности, направленные на скорейшее рассмотрение и принятие Федерального закона «Об экологическом аудите..».
Совет отметил, что для повышения качества оказываемых услуг и одной из мер по созданию условий конкуренции является активизация методической работы саморегулируемых организаций экологических аудиторов, осуществление комплекса мер по повышению престижа экоаудиторской профессии.
Рассмотрены результаты деятельности НЭАП за период с 2009 по 2014 годы. При этом особое внимание уделено состоянию системы подготовки экологов аудиторов и повышения квалификации. Совет отметил необходимость активизации работы в области внешнего контроля качества работы экоаудиторских организаций и экологов аудиторов. На первом этапе Совет рекомендовал разработать внутренние нормативные акты, регламентирующие процесс совершенствования и унификации практики принятия решений по итогам внешних проверок качества проведения экологического аудита.
Совет обсудил представленные рабочим органом Основные направления деятельности Палаты на ближайшую перспективу, а так же Программу Палаты «Развитие института экологического аудита и совершенствование экологической аудиторской практики в Российской Федерации на период 2015 – 2020 годы».
Основной целью деятельности НЭАП на ближайшую перспективу будет повышение уровня доверия к деятельности экологических организаций и экологических аудиторов — членов Палаты посредством достижения высокого качества оказываемых услуг.
Главными задачами на ближайшую перспективу НЭАП видит в сохранении лидирующего положения членов Палаты на рынке экологических аудиторских услуг, за счет совершенствования стандартов экоаудиторской практики и внутрифирменных стандартов деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, развития партнерской сети НЭАП.
Принимая во внимание функции саморегулирования экоаудиторской деятельности, которые возложены на НЭАП, Совет предложил Рабочему органу сформулировать методологические подходы и принципы доработки внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности в условиях постоянно меняющейся правовой среды. Центральной задачей при совершенствовании стандартов считать повышение надежности и качества экоаудиторских услуг, унификация принципов и подходов экоаудиторской организации и экологических аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, к порядку организации оказания аудиторских и сопутствующих услуг, организации и применению внутрифирменного контроля качества аудита в соответствии с федеральными и международными стандартами.