Заседание Совета НЭАП по вопросам развития института экологического аудита в РФ и повестки дня общего собрания Палаты в 2014 году.

30 октября c. г. состоялось очередное заседание Совета Национальной экологической аудиторской Палаты.

Выписка из протокола:
«По второму вопросу выступил Куценко В.В. с предложением созвать очередное Общее собрание Палаты 12 декабря 2014г.
Решение:
Созвать очередное Общее собрание Палаты 12 декабря 2014г. Исполнительной дирекции Палаты обеспечить подготовку и проведение мероприятия в установленный срок.
Результаты голосования:
«ЗА» – единогласно.».

 

Совет проанализировал состояние рынка экологических аудиторских услуг по итогам 2013 г. Члены Света отметили, что ситуация на рынке экоаудиторских услуг определяется не только общими экономическими условиями в стране, но в большей степени, на фоне отсутствия нормативно-правовых основ регулирования экологического аудирования на федеральном уровне.

Отечественное экологическое аудиторское сообщество сегодня работает в крайне неблагоприятных условиях. Можно с уверенностью отметить, что, несмотря на отсутствие нормативно правовых актов, регулирующих проведение экологического аудита, сообщество экологических аудиторов сформировалось.

За последние десять лет в Российской Федерации уже сформировалось сообщество саморегулируемых экоаудиторских организаций. На данный момент действуют, как минимум три саморегулируемые организации в области экологического аудита. Крупнейшей среди них является Некоммерческое партнерство Национальная экологическая аудиторская Палата, насчитывающая 54 экологические аудиторские организации и 612 экологических аудиторов. По данным Минэкономразвития в РФ действуют 112 экологические аудиторские организации и 1517 экологических аудиторов. Входящие в саморегулируемые организации экологи аудиторы и экологические аудиторские организации осуществляют свою деятельность на коммерческой основе без государственной поддержки за счет собственных средств. Как мы видим, деятельность саморегулируемых организаций в области экологического аудита является редким, но ярким примером, когда регулирование отношений в этой сфере осуществляется на основе самоорганизации и без непосредственного вмешательства государства. Оперативное вмешательство государства в области экологического аудита заменено нормативно правовым регулированием и контролем за соблюдением норм законодательства самими саморегулируемыми организациями.

Основной задачей современного этапа развития рынка экоаудиторских услуг Совет назвал формализацию признания со стороны государственных органов этого вида предпринимательской деятельности и придание аудиторскому заключению официального статуса. Существующая система саморегулирования в Российской Федерации, в том числе, в сфере экологического аудита требует закрепления за государственной структурой функции координатора деятельности саморегулируемых экоаудиторских организаций.

Другой немаловажной задачей является развитие рынка экологического аудита за счет диверсификации оказываемых экологическими аудиторскими организациями и экологами аудиторами услуг, объективно востребованных экономическими субъектами, а также обеспечения надлежащего качества таких услуг.

Совет обсудил ход обсуждения проекта закона «Об экологическом аудите» и позицию, которую отстаивают представители саморегулируемых организаций в области экологического аудита при обсуждении положений в составе рабочей группы по доработке законопроекта.

Совет считает, что введение лицензирования вместо принципа саморегулирования приведет к росту недобросовестной конкуренции на рынке экоаудиторских услуг и деградации института экологического аудита в рыночной экономике.

По мнению представителей экоаудиторских саморегулируемых организаций замена саморегулирования на лицензирование отбрасывает процесс развития экологического аудиторского сообщества на многие годы назад и создает условия для коррупции в этой отрасли. В то же время, и в условиях законодательного закрепления лицензирования деятельности экологических аудиторских организаций и экологов аудиторов роль саморегулируемых организаций будет только укрепляться. Вопросы контроля качества проведения аудитов, повышение уровня образования и повышения квалификации могут быть эффективно решены только в системе саморегулирования внутри профессионального сообщества экологов аудиторов.

Несмотря на существующие противоречия, Совет НЭАП поддерживает усилия правительства, Минприроды в частности,  направленные на скорейшее рассмотрение и принятие Федерального закона «Об экологическом аудите..».

 

Совет отметил, что для повышения качества оказываемых услуг и одной из мер по созданию условий конкуренции является активизация методической работы саморегулируемых организаций экологических аудиторов, осуществление комплекса мер по повышению престижа экоаудиторской профессии.

 

Рассмотрены результаты деятельности НЭАП за период с 2009 по 2014 годы. При этом особое внимание уделено состоянию системы подготовки экологов аудиторов и повышения квалификации.  Совет отметил необходимость активизации работы в области внешнего контроля качества работы экоаудиторских организаций и экологов аудиторов. На первом этапе Совет рекомендовал разработать внутренние нормативные акты, регламентирующие процесс совершенствования и унификации практики принятия решений по итогам внешних проверок качества проведения экологического аудита.

 

Совет обсудил представленные рабочим органом Основные направления деятельности Палаты на ближайшую перспективу, а так же Программу Палаты «Развитие института экологического аудита и совершенствование экологической аудиторской практики в Российской Федерации на период 2015 – 2020 годы».

Основной целью деятельности НЭАП на ближайшую перспективу будет повышение уровня доверия к деятельности экологических организаций и экологических аудиторов — членов Палаты посредством достижения высокого качества оказываемых услуг.

Главными задачами на ближайшую перспективу НЭАП видит в сохранении лидирующего положения членов Палаты на рынке экологических аудиторских услуг, за счет совершенствования стандартов экоаудиторской практики и внутрифирменных стандартов деятельности экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, развития партнерской сети НЭАП.

Принимая во внимание функции саморегулирования экоаудиторской деятельности, которые возложены на НЭАП, Совет предложил Рабочему органу сформулировать методологические подходы и принципы доработки внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности в условиях постоянно меняющейся правовой среды. Центральной задачей при совершенствовании стандартов считать повышение надежности и качества экоаудиторских услуг, унификация принципов и подходов экоаудиторской организации и экологических аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, к порядку организации оказания аудиторских и сопутствующих услуг, организации и применению внутрифирменного контроля качества аудита в соответствии с федеральными и международными стандартами.

Протокол Совета Палаты_30102014