ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Тезисы выступлений

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ Волжского межрегионального природоохранного прокурора Солдатовой В.А.

«О практике работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании»

Вопросы обеспечения экологической безопасности, являющейся составной частью национальной безопасности государства, приобретают в России, как и во всем мире, все более острый характер.

Стратегическими целями являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности.

Соблюдение же законов в области экологии должно стать нормой поведения людей.

Пока же нарушения экологического законодательства носят распространенный характер. Об этом свидетельствует тот факт, что ежегодно только Волжской прокуратурой выявляется порядка 30 тысяч нарушений законов об охране природы. Их распространенности способствует, зачастую, и неэффективная работа органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, природоохранных органов. Многие экологические проблемы были подняты и стали решаться лишь в результате принимаемых прокуратурой мер. Это и загрязнение водных объектов неочищенными сточными водами; и незаконный забор воды из подземных источников; и подача населению некачественной питьевой воды; и загрязнение и захламление Волги и ее притоков затопленными плавательными средствами; захоронение и утилизация биологических (в том числе содержащих споры опасного инфекционного заболевания — сибирской язвы), медицинских и иных видов промышленных и бытовых отходов; незаконное строительство и самовольный захват земли; загрязнение атмосферного воздуха и многие другие.

Важнейшей стратегической составляющей экологической безопасности является сохранение и рациональное использование водных ресурсов.

Анализ экологической ситуации, результаты прокурорских проверок показывают, что загрязнение водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества являются актуальными проблемами как для Волжского бассейна, так и для России в целом.

Водоснабжение населения Поволжья обеспечивается до 80% поверхностными водами. При этом ресурсы экологически чистой воды составляют не более 3% от общих ресурсов поверхностных вод.

Как показали проверки, основной причиной загрязнения поверхностных вод является сброс в водоемы без какой- либо очистки или недостаточно очищенных бытовых и промышленных стоков. Это объясняется тем, что многие предприятия не имеют необходимого комплекса очистных сооружений. Оборудование же имеющихся морально и физически устарело, не соответствует по своей мощности объему сбрасываемых стоков.

На качество подаваемой воды влияет и состояние подземных источников, нарушение регламентов хозяйственной деятельности на водозаборах и нарушение режима их эксплуатации. Допускаются факты незаконного забора подземной воды из артезианских скважин, что приводит к истощению подземных вод, ухудшению их качества.

Только за последние два года прокурорскими проверками выявлено около 7 тыс. нарушений водоохранного законодательства. В целях их устранения принимается весь комплекс мер прокурорского реагирования. Опротестовано около 500 незаконных правовых актов. По требованию прокуратуры к административной и дисциплинарной ответственности привлечено порядка 2 тыс. должностных лиц.

Для нас важно не только привлечь виновных к ответственности, а добиться реального устранения нарушений закона.

Например, в городе Вольске Саратовской области в Волгу без очистки сбрасывается до 90% городских стоков. В результате принятых прокуратурой мер Правительством области увеличен объем финансирования строительства очистных сооружений.  Мы постоянно отслеживаем ситуацию. Уже выделено и освоено свыше 311 миллионов рублей. В текущем году финансирование указанных мероприятий будет продолжено.

Прокуратурой сформирована и в настоящее время повсеместно используется практика пресечения в гражданско-правовом порядке незаконного сброса загрязненных сточных вод, а также пресечения незаконного водопользования. В суды направлено 1755 исков и заявлений.

Например, в Самарской области по искам прокурора прекратили осуществлять сброс неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты ООО «Самарский резервуарный завод», ЗАО «Самарская кабельная компания», ОАО «Жигулевский радиозавод». «Самараводоканал» проведены работы по реконструкции очистных сооружений с целью доведения качества сбрасываемых сточных вод до нормативно очищенных (ежегодный сброс в реку Волга загрязнённых сточных вод предприятием составлял 265 млн. куб. м в год). Куйбышевским НПЗ разработана технология биологической и механической очистки стоков, что позволит прекратить сброс в Волгу более 6,5 млн. куб. м. стоков, загрязненных нефтепродуктами, фенолом и другими ядовитыми веществами. В настоящее время завод приступил к реализации проекта.

В случае бездействия ответчика, неисполнения им решения суда принимаем меры, вплоть до привлечения его к уголовной ответственности.

В Вологодской области по инициативе прокуратуры Службой судебных приставов возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК РФ в отношении директора Череповецкого муниципального      предприятия «Спецавтотранс»  по  факту неисполнения решения суда по иску прокуратуры об обеспечении нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Серовка.

 

Прокуратурой создана стабильная следственная практика по делам о преступлениях, связанных с загрязнением водных объектов (ст.ст. 246, 247, 250 УК РФ), которую в настоящее время используют следственные органы, а также создана практика уголовно-правовой борьбы с подачей населению некачественной питьевой воды, опасной для употребления (ст.238 УК РФ).

По  фактам подачи населению загрязненной питьевой воды в   пробах которой были обнаружены возбудители опасных кишечных инфекций, вирусного гепатита «А» или значительные превышения безопасных уровней содержания радионуклидов, что создавало угрозу здоровью и жизни потребителей.  К уголовной ответственности привлечены директоры и руководители иного ранга МУП ЖКХ, главы сельских администраций, руководители сельскохозяйственных и иных предприятий.

В Нижегородской области по результатам прокурорской проверки привлечен к уголовной ответственности директор МП «Уренское коммунальное хозяйство» Смирнов по ч.2 ст.250 УК РФ (загрязнение вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека), ч.1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). При возникновении аварии на канализационном коллекторе в г.Урень с растеканием нечистот по рельефу местности Смирнов не принял надлежащих мер по своевременному проведению аварийно-восстановительных работ и локализации разлива, из-за чего стоки заполнили зону санитарной охраны водозаборной скважины, болезнетворный вирус попал в питьевую воду, подаваемую населению города. В результате от кишечной инфекции пострадали 187 граждан, треть из которых дети.

На протяжении ряда лет Волжской прокуратурой проводится системная работа, направленная на предотвращение загрязнения Волги и ее притоков затонувшими плавсредствами, которые являются постоянным источником загрязнения воды нефтепродуктами, продуктами коррозии металлов и  другими вредными веществами, способствуют сокращению нерестилищ.

Первые прокурорские проверки показали, что практически никакой работы по устранению данного источника загрязнения в регионе не проводилось. Судовладельцы не принимали мер по подъему и утилизации затонувших объектов. Контролирующие органы не располагали полной и достоверной информацией о количестве, местонахождении и принадлежности судов, проверок не проводили, мер к нарушителям не принимали. Должное внимание к данным вопросам со стороны органов власти и местного самоуправления отсутствовало.

По фактам нарушения закона, бездействия должностных лиц были приняты меры прокурорского реагирования, установлен постоянный контроль, что способствовало укреплению законности в этой сфере.

По требованию прокуратуры налажен учет брошенных судов, активизирована работа по их выявлению, подъёму, ремонту и утилизации. В результате в настоящее время из воды поднято, утилизировано или отремонтировано 1643 судна.

Большая работа, например, проведена в Самарской области, где из 76 затопленных судов 69 уже поднято. По требованию прокуратуры из реки Самара было извлечено принадлежащее ООО «Юргенс» судно, затонувшее непосредственно на канализационных дюкерах МУП «Водоканал», по которым по дну реки Самара перекачивались хозяйственно-бытовые стоки, что в случае их продавливания могло повлечь экологическую катастрофу. Подняты, также затонувший после пожара нефтеналивной танкер «Виктория», баржа «Бельская-20», которая в связи с нахождением в ее грузовых танках отходов нефтепродуктов представляла реальную угрозу загрязнения водного объекта и др.

В Чувашской Республике по нашему иску поднят затонувший в результате аварии в Чебоксарском водохранилище на глубине 16 метров толкач-буксир «Рейдовый-17», на борту которого находилось 4 тонны дизельного топлива, что создавало угрозу причинения существенного водным ресурсам. Под угрозой оказалось и снабжение питьевой водой населения г. Чебоксары, поскольку затонувшее судно находилось в непосредственной близости от городского водозабора.

 

Не менее острой в Волжском бассейне является проблема сбора и  утилизации  отходов   производства  и   потребления.

Нарушение порядка обращения с отходами, как правило, влечет комплексное загрязнение окружающей среды — почвы, атмосферного воздуха, а также водных объектов, создает угрозу безопасности окружающей среды и здоровью населения.

В связи с этим, к нарушителям применяется комплекс мер прокурорского реагирования, предъявляются иски, возбуждаются уголовные дела.

Так,       по        результатам        рассмотрения  представления природоохранного прокурора начата реконструкция на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе, который в течение 32 лет без ремонта и модернизации эксплуатировал наливной шламонакопитель, где размещено порядка 17 тысяч тонн отходов, при этом ежегодно выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляли 562 тонны.

Нарушения законодательства об отходах производства и потребления устранялись и   в гражданско-правовом порядке.

Получила широкое распространение наработанная Волжской прокуратурой и поддержанная Верховным судом Российской Федерации практика предъявления в суды исков к органам местного самоуправления в целях ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, а также обеспечения соблюдения технологии захоронения отходов и устранения нарушений при эксплуатации полигонов ТБО, оспаривания незаконных договоров с хозяйствующими субъектами на утилизацию отходов.

Например, в Самарской области судами удовлетворено свыше 50 исков природоохранной прокуратуры к администрациям сельских поселений о признании незаконным их бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, с требованиями ликвидировать стихийные свалки, обеспечить своевременный вывоз отходов.

Только после вмешательства природоохранного прокурора органами местного самоуправления Саратовской области приняты меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. В   этих   целях   предъявлено   92   иска,   все   рассмотрены   и удовлетворены.


Остановлюсь на острейшей проблеме эксплуатации полигонов ТБО областных центров Поволжья. Многие из них исчерпали свои ресурсы, на них систематически происходит самовозгорание отходов, в результате чего наносится вред окружающей среде и здоровью граждан.

Вместе с тем, быстро решить данную проблему и сразу прекратить эксплуатацию полигона ТБО не представляется возможным, так как складировать образующиеся отходы в областных центрах больше некуда, а рекультивация старых свалок и строительство новых полигонов потребуют много времени, сил, а также больших капиталовложений, из-за чего решать эти вопросы самостоятельно, порой, никто не спешит. В связи с этим мы предъявляем иски и при наличии оснований решаем вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности.

В Нижегородской области создан прецедент привлечения виновного к уголовной ответственности по ч.2 ст.247 УК РФ за нарушение правил захоронения опасных отходов на полигоне ТБО. К уголовной ответственности был привлечён начальник полигона ТБО «Игумново» г.Дзержинска, по вине которого вследствие нарушения технологии захоронения отходов, вывозимых из областного центра, на полигоне происходили систематические возгорания с выбросом в атмосферный воздух фенола, аммиака, оксида углерода и других вредных химических веществ с превышением допустимой концентрации, постоянно задымляющие близлежащие населенные пункты.

Прокурором был предъявлен иск о прекращении эксплуатации полигона ТБО «Игумново» и восстановлении нарушенных земель, который судом удовлетворен. В настоящее время приняты меры по соблюдению технологии захоронения отходов на полигоне.
Разработана проектно-сметная документация и начато строительство нового модернизированного полигона «Новоигумново», предназначенного для размещения отходов, вывозимых из городов Н.Новгорода, Дзержинска, Володарского и Балахнинского районов. Ведутся монтажно-строительные работы первой карты полигона площадью 5 га, на что уже затрачено 130 млн. рублей.

Природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту несанкционированного размещения опасных токсичных отходов на территории грузового порта ООО «Спецсплав-НН» в г.Дзержинске   Нижегородской   области.   По ее результатам было установлено, что заместитель директора порта Волков незаконно захоронил на территории предприятия в водоохраной зоне р.Ока десятки тонн просроченных и запрещенных к применению пестицидов, относящихся к химическим отходам I и II класса классов опасности. В результате загрязнению подверглись земли, грунтовые воды с превышением допустимых концентраций высокотоксичных и ядовитых веществ до 189 раз. По требованию прокуратуры из мест несанкционированного захоронения было изъято 682 тонны грунта с опасными отходами, которые размещены в специально оборудованных складах. Материалы данной проверки послужили основанием для возбуждения уголовного дела, которое направлено прокурором в суд. Волков признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.247 УК РФ, и осужден.

В Саратовской области по направленному природоохранным прокурором уголовному делу осужден по ч.2 ст.247 УК РФ гражданин Селиванов за нарушение правил хранения азотной кислоты, повлекшее ее разлив на землю, в результате чего был причинен вред здоровью человека, получившего химические ожоги нижних конечностей 2-3 степени, и окружающей среде, так как предельно-допустимая концентрация азотной кислоты в почве была превышена до 1510 раз.

Прокуратурой поднята и проблема утилизации биологических отходов. Прокурорские проверки показали, что, несмотря на крайне неудовлетворительное положение, данным вопросом на протяжении десятков лет ни органы власти субъектов Федерации Поволжья, ни местного самоуправления, ни контроля практически не занимались. Отсутствовала полная и достоверная информация о сибиреязвенных скотомогильниках, проверки не проводились, меры к устранению нарушений и привлечению виновных не принимались.

Принимаемые прокуратурой меры способствовали активизации деятельности всех структур, разработке и принятию соответствующих правовых актов, региональных программ.

В соответствие с действующим законодательством приведено 1213 сибиреязвенных скотомогильников.

Особую обеспокоенность вызывает наличие сибиреязвенных скотомогильников в водоохранных зонах.

По требованию прокуратуры  проведены работы по обустройству 12 из 14 таких захоронений в Нижегородской, Ивановской, Тверской областях, Республике Марий Эл,    по    двум    —    разработаны    проекты,    которые   проходят  градостроительную экспертизу.

Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка по факту незаконного строительства асфальтобетонного завода на территории сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на Московском шоссе Г.Н.Новгорода. В целях устранения нарушений в суд направлено исковое заявление к ООО «Строительная компания «Эверест» с требованием прекратить строительство и освободить территорию скотомогильника от построек и оборудования. К административной ответственности привлечен начальник управления жилищного фонда и инженерной инфраструктуры администрации Канавинского района города (по ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушений (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил)

В этой же области в г. Дзержинске непосредственно в жилом квартале рядом с детской игровой площадкой находился сибиреязвенный скотомогильник, асфальтовое покрытие которого было разрушено, ограждение отсутствовало, имелся свободный доступ людей и животных. В результате принципиальной позиции и настойчивости природоохранного прокурора Администрацией г. Дзержинска проведены работы по обустройству захоронения. Скотомогильник забетонирован, его территория ограждена железобетонным забором.

Проводимая прокуратурой работа в данной сфере способствовала также поиску более оптимальных путей ее решения. В настоящее время для уничтожения трупов павших животных органами власти в большинстве регионов Поволжья приобретаются специализированные печи, что позволяет и сэкономить бюджетные средства, выделяемые на обустройство скотомогильников, и предотвратить правонарушения.

Вместе с тем, практика работы Волжской прокуратуры показывает, что лишь консолидация усилий всех заинтересованных ведомств способна решать серьезнейшие экологические проблемы, изменить ситуацию в данной сфере к лучшему. В этих целях мы инициируем и проводим в   субъектах Федерации  Волжского бассейна расширенные межведомственные совещания с участием органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, на которых вырабатываем     конкретныемеры    по    усилению     борьбы     с экологическими правонарушениями и преступлениями, активизации деятельности    по     обеспечению     экологической     безопасности. Реализацию таких мероприятий держим на контроле.

Результатом таких совещаний, наряду с иными, является разработка и принятие органами власти и местного самоуправления соответствующих правовых актов, региональных и муниципальных программ, в рамках которых осуществляется строительство, ремонт и модернизация очистных сооружений, объектов водоснабжения, полигонов ТБО и т.д.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что нанести вред окружающей среде не представляет труда, а чтобы устранить нарушения закона в данной сфере, снизить антропогенную нагрузку, восстановить природные экосистемы, требуются и годы, и большие усилия, и огромные финансовые вложения. Именно поэтому Волжской прокуратурой будет продолжена целенаправленная и последовательная работа по реальному устранению нарушений природоохранного законодательства.

Вместе с тем, в сложившейся ситуации необходим экологический аудит. Он дополнит существующий механизм экологического контроля за качеством окружающей среды и воздействием на нее и, несомненно, будет способствовать снижению экологического риска при реализации деятельности опасных производств, снижению негативного воздействия на окружающую среду, рациональному использованию природных ресурсов, разумному сочетанию экологических и экономических интересов.

Благодарю за внимание!

 

«Развитие профессиональных компетенций аудиторов экологов»

А.А. Никольский

Критерий оценки профессиональных компетенций — способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности общества.

Ожидаемые потребности в аудите, как элементе системы экологического менеджмента.

Добровольная деятельность и контрольно-надзорные мероприятия.

Установление потребностей в аудиторской деятельности:

—       Органы власти – требования НПА к бизнес единицам в сфере ООС.

—       Бизнес сообщество – уровень соответствия требованиям НПА в сфере ООС.

—       Общество – реагирование на состояние ООС.

Существующая практика подготовки и повышения квалификации аудиторов экологов.

Потенциал и методы для развития компетенций аудиторов экологов.

Техника и методы аудитов – стандарт ИСО 19011-2011.

Специфические знания и навыков аудиторов экологов стандарт ИСО 19011-2011:

—       Применимые к деятельности аудируемой организации требования НПА,

—       Примеры специфических знаний и навыков аудиторов, по отдельным отраслям экономики

ГОСТы — оценивание показателей деятельности в области охраны окружающей среды, оценка риска в области экологического менеджмента.

Международные организации: Руководство по отраслям Агентства по охране окружающей среды США, руководства ЕБРР.

Стимулы и мотивации для развития экоаудита и компетенций аудиторов экологов.

Создание м\н стандартов систем менеджмента — очередной элемент в глобализации бизнеса и экономики.

Основа мотивации  — когда сертификация будет являться одним из условий маркетинга продукции не только на международных рынках.

1.     Формирование экологических правоотношений на законо­дательном, институциональном, кадровом и процессуальном уровнях в сфере промышленной экологии на основе диалога между властью, бизнесом и обществом.

2.     Повышение уровня соответствия деятельности бизнес единиц требованиям НПА ООС.

3.     Самодекларация предприятий в сфере ООС.

4.     Система рейтинговой оценки – наличие в качестве критериев — сертификации СЭМ и результатов экоаудитов.

5.     Саморегулируемые организации – оценка экоаудиторской деятельности.

6.     Экономическое стимулирование –  СЭМ как критерий в сфере госзаказа.

7.     Создание системы госаккредитации в сфере применения СЭМ.

 

«Решение проблем обеспечения экологической безопасности — как важный элемент аудиторской деятельности»

Председатель комиссии по аттестации и аккредитации Национальной экологической аудиторской Палаты, профессор экологического факультета РУДН, д.т.н.

Куценко В.В.

Уважаемые участники Конференции, дамы и господа!

Тема сегодняшней Конференции является весьма актуальной, поскольку экологический аудит, как показывает опыт, является одним из действенных механизмов, способствующих улучшению состояния окружающей среды и экологической безопасности.

Следует напомнить, что в последние годы, к сожалению, состояние окружающей среды и экологической безопасности на территории Российской Федерации продолжает ухудшаться. Согласно данным, ежегодно публикуемым в Государственных докладах о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации, не снижаются уровни загрязнения атмосферного воздуха в городах и густонаселенных районах, сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водоемы, продолжается процесс деградации почв и земель, объемы ежегодно образующихся отходов производства и потребления составляют более 3,5 млд.тонн. Среди населения отмечается рост количества экологически обусловленных заболеваний.

Остается высоким уровень угроз экологической безопасности практически  во всех видах хозяйственной и иной деятельности [1].

В связи с этим, для улучшения сложившейся негативной экологической обстановки, очень важно широко внедрять и использовать механизм экологического аудита.

К сожалению, создание такого механизма в России находится пока в стадии становления. Не создана правовая основа такой деятельности, что сдерживает использование уже существующих в этой области норм и стандартов (ГОСТ Р ИСО 19011-2003, ИСО 14010-ИСО 14013 и других) [3].

Как показал опыт работы аудиторских организаций и аудиторов — экологов, аттестованных нашей комиссией, в большинстве экоаудиторских заключений и рекомендаций недостаточное внимание уделяется проблемам обеспечения экологической безопасности различных видов хозяйственной и иной деятельности, уровню и источникам угроз экологической безопасности, слабо отражаются пути и методы снижения таких угроз.

В настоящее время,  при организации работ по совершенствованию системы экологического аудирования, целесообразно рассмотреть  некоторые рекомендации по учету в работе аудиторов-экологов следующих уровней структуры обеспечения экологической безопасности [2].

Первый уровень: объект безопасности – предприятие. Установление предприятия, как объекта безопасности, определяет и тип безопасности – локальная.

Второй уровень: установление вида безопасности, целей деятельности по ее обеспечению, вытекающих из требований, вытекающих из природоохранных требований к предприятию.

Третий уровень: жизненно важные интересы предприятия по осуществлению деятельности по обеспечению экологической безопасности;

— необходимый уровень защищенности от внешних, внутренних и глобальных угроз экологической безопасности;

-выполнение общих требований по охране окружающей среды.

Четвертый уровень: мероприятия по снижению угроз жизненно важным интересам предприятия.

Пятый уровень: наличие информации о действующей законодательной базе по охране окружающей среды и экологической безопасности.

Шестой уровень: наличие политики, стратегии и планов по поддержанию необходимого уровня экологической безопасности, действий по предотвращению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера.

Седьмой уровень: наличие нормативно-правовых документов, определяющих общий перечень систем безопасности (технологической, химической, пожарной, экологической и других).

Восьмой уровень: наличие нормативно-правовых документов по взаимодействию  систем безопасности объекта с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС).

Девятый уровень: наличие документации, определяющей порядок взаимодействия с региональными системами обеспечения безопасности (экологической и другими).

Десятый уровень: состав, цели и задачи систем безопасности и управления качеством окружающей среды предприятия  ( подсистема промышленной безопасности, подсистема экологической безопасности, подсистема защиты от чрезвычайных ситуаций, система управления качеством окружающей среды).

Одиннадцатый уровень: комплекс мер по оценке и нейтрализации угроз экологической безопасности деятельности предприятия.

 

Таким образом, при подготовке заключений и рекомендаций по результатам проведенного экологического аудита, необходимо оценивать деятельность аудируемого предприятия по выявлению и снижению угроз экологической безопасности.

Реализация предложенной многоуровневой структуры обеспечения безопасности предприятия будет свидетельствовать о системном, комплексном подходе к решению вышеперечисленных задач, способствовать проведению единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Литература:

1.Государственные доклады «О состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации» за период с 2008 по 2011 годы. М.: МПР России, 2008-2010 годы.

2.Байков С.Л., Серов Г.П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды. -М.: «Анкил», 2003,464с.

3.ЗамятинаЗ.Н. и коллектив авторов. Основы подготовки аудиторов-экологов и проведения экологического аудита. –Барнаул: ООО Азбука, 2009.-414с.