Внедрение новой системы сбора и утилизации коммунального мусора
Год экологии в России проходит не только акциями по сбору мусора и конкурсами детских рисунков. Сейчас все регионы России готовятся к внедрению новой системы сбора и утилизации коммунального мусора. Кто будет этим заниматься в Алтайском крае, придется ли жителям платить больше и сколько в регионе будет новых полигонов и мусоросортировочных станций? На эти вопросы корреспонденту ИА «Амител» ответил исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимир Попрядухин.
Корреспондент: Владимир Николаевич, в ближайшее время серьезно изменится система сбора и утилизации твердых коммунальных отходов (раньше назывались твердыми бытовыми отходами). Как именно?
Владимир Попрядухин: Система уже начала меняться. С начала 2017 года произошло перераспределение полномочий в области обращения с отходами. Раньше органы местного самоуправления (местные администрации — прим. ред.) отвечали за организацию всего процесса, в том числе за сбор и утилизацию. Теперь вся эта работа — обязанность уже региональной власти. Конечно, муниципальные органы власти принимают участие, без них никак, но ответственность уже на более высоком, краевом уровне. С 2018 года исполнителем работ будет профессиональная команда в лице регионального оператора.
Читайте также: Каждая восьмая нелегальная свалка в Алтайском крае находится в Барнауле
Корреспондент: Вот тут расскажите, пожалуйста, подробнее, что за оператор, как он будет выбираться, что имеет право делать?
В.П.: Региональный оператор будет выбираться на конкурсной основе. Он будет осуществлять весь процесс: сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Регионы до 1 мая 2018 года обязаны определить этих операторов. Весь механизм начнет действовать с 1 января 2019 года.
Корреспондент: Будет один оператор или несколько?
В.П.: Может быть от одного до семи. То есть либо один на весь регион, либо по одному на каждую зону. Напомню, в Алтайском крае в прошлом году была разработана региональная схема по обращению с отходами, которая включает в себя семь управленческих зон. Данным документом обозначены все механизмы оборота твердых коммунальных отходов в Алтайском крае.
Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов совместно с проектными организациями, органами местного самоуправления сейчас проводятся расчеты нормативов накопления отходов согласно определенным сезонам времени года: осень, зима, весна и лето.
Совсем скоро будет понятно по региональным нормативам, даже при наличии нескольких операторов все они обязаны работать на системной основе, выполняя все параметры, заложенные в региональной схеме.
Не исключено использование региональным оператором системы субподряда, т.е. не самостоятельно проводить весь комплекс работ, а привлекать транспортные компании, переработчиков, собственников полигонов ТКО, всех тех, кто ранее был задействован в этом процессе.
Корреспондент: А кто за всё это будет платить?
В.П.: С 1 января 2019 года все жители региона станут плательщиками данного вида услуг. Когда система заработает, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов станут коммунальной услугой. Сборщиком платы является региональный оператор, населению необходимо будет заключить договор на обслуживание.
Читайте также: «Наш мусор, и нам им заниматься» – губернатор о полигоне ТБО в Барнауле
Тарифы определяются исключительно на основе расчетного метода. Региональный оператор до 01.06.2018 выйдет со своими экономически обоснованными расчетами в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. Именно управление будет утверждать тарифы. Точно так же, как и остальные тарифы в жилищно-коммунальной сфере.
Корреспондент: То есть хотя бы примерная сумма известна?
В.П.: Пока нет. Повторюсь, это зона ответственности уже не нашего ведомства, а управления по тарифам. Но точно могу сказать, что этот тариф, как и все остальные, будет учитываться в общей сумме платы за коммунальные услуги, которая не может превышать предельный рост, установленный в каждом регионе.
Корреспондент: Где, согласно утвержденной схеме обращения с отходами, должны появляться полигоны?
В.П.: Предусмотрено создание шести новых современных полигонов по одному в каждой зоне, в том числе один — реконструкция полигона в барнаульской зоне. Но это будет не просто место для складирования мусора, а промышленные площадки по сортировке и захоронению поступающей массы, из которой должны быть выбраны все вторичные ресурсы, подходящие для последующей переработки, утилизируются лишь ненужные компоненты.
Корреспондент: Это же целая система.
В.П.: Разумеется. Логистика обращения отходов ТКО включает в себя контейнерные площадки, площадки временного накопления ТКО (1496 площадок в регионе), мусороперегрузочные станции (34 шт.), мусоросортировочные станции (22 шт.). По всем этапам производится отбор компонентов, пригодных для переработки. По некоторым расчетам, до полигона должно доходить не более 30% произведенного мусора.
Корреспондент: То есть около 70% возможно переработать? А сколько сейчас перерабатывается?
В.П.: В крае, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, в 2016 году образовалось 2,8 млн тонн отходов (2015 год – 3,1 млн тонн) производства и потребления, из которых фактически использовано и обезврежено 28,2% от образовавшихся (2015 год — 40,9%).
Корреспондент: Но чтобы все свалки стали санкционированными, надо убрать все несанкционированные? Сколько таких?
В.П.: 1169 участков. В новой схеме предусмотрена их поэтапная ликвидация.
Корреспондент: Сколько свалок ваше ведомство ликвидирует ежегодно?
В.П.: В 2016 году 182 из 219 выявленных. В 2017 году уже выявлено 212 свалок, 133 ликвидировали.
Корреспондент: В Алтайском крае реализуется проект Общероссийского народного фронта «Интерактивная карта свалок». Сообщения на нее поступают от простых жителей. И сейчас там уже 97 таких мусорных точек.
В.П.: Да, мы активно сотрудничаем с ОНФ. При участии министерства, органов местной власти и надзорных ведомств ликвидировано 50 свалок, отмеченных на карте.
Корреспондент: Да-да, но ведь на их месте могут появиться новые.
В.П.: Вот потому важно, особенно в Год экологии, разработать систему сбора, переработки и утилизации мусора, запустить в работу заложенные в региональной схеме механизмы обращения твердых коммунальных отходов нашего региона.
Источник: http://www.amic.ru/interview/395776/