Ключевые итоги COP27
20 ноября 2022 г. в Шарм-эш-Шейх (Египет) завершилась 27-я сессия Конференции сторон (COP27) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), ознаменовавшая тридцатую годовщину с момента принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Конференция собрала более 35 тыс. делегатов из почти 200 стран.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Парижское соглашение
Антон Вильчинский:
Итоги саммита COP-27 в Египте. Сможем ли мы свернуть с шоссе в климатический ад?
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), принятая в 1992 г., устанавливает основные правовые рамки и принципы международного сотрудничества в области изменения климата с целью «стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему».
Для повышения эффективности РКИК ООН в декабре 1997 г. был принят Киотский протокол. Он обязал промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой достичь количественных целей по сокращению выбросов шести парниковых газов. Первый период обязательств по Киотскому протоколу длился с 2008 по 2012 гг. Дохинская поправка 2012 г. установила второй период обязательств с 2013 по 2020 гг. В декабре 2015 г. стороны приняли Парижское соглашение, которое требует от всех стран-участниц определять, планировать и регулярно отчитываться по определяемым на национальном уровне вкладам (ОНУВ), которые они берут на себя для смягчения последствий изменения климата. Стороны также представляют совокупный прогресс в области смягчения последствий изменения климата, адаптации и средств реализации, которые пересматриваются каждые пять лет в рамках Глобальной инвентаризации.
Ключевые аспекты повестки дня COP27
Если на прошедшую в 2021 г. Конференцию сторон РКИК возлагались ожидания по завершению согласования свода правил Парижского соглашения, в частности, сроков выполнения странами-участницами их определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ) и механизмов финансирования необходимых для реализации положений статьи 6, то в 2022 г. вектор климатической повестки сместился в сторону таких вопросов, как достижение цели Парижского соглашения по «удержанию прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложению усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С», выполнение обязательств по климатическому финансированию, адаптация к климатическим изменениям, а также достижение климатической справедливости.
В преддверии COP27 сразу несколько экспертно-аналитических групп в своих докладах отметили, что в настоящий момент мир не находится на траектории 2°C. Более того, согласно последним оценкам РКИК ООН, выполнение странами своих ОНУВ приведет к увеличению выбросов парниковых газов на 10,6% к 2030 г. Однако для удержания глобального роста средней температуры на уровне 1,5°C необходимо сокращение выбросов на 45%. Нынешние же темпы роста выбросов CO2, скорее всего, приведут к катастрофическому потеплению на 2,5°C. Схожие оценки приводит и Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Все сценарии с ограничением роста глобальной средней температуры на 1,5°C или 2°C основываются на снижении эмиссии парниковых газов в период с 2020 по 2025 гг. Хотя формально на COP27 страны не должны объявлять об обновлении своих ОНУВ, можно было бы ожидать заявлений о более амбициозных обязательствах, поскольку мировые лидеры ускоряют свои климатические планы, осознавая безотлагательность принятия решений по ограничению климатических изменений.
Городской завтрак РСМД «Будущее климатической повестки»
Другая не менее важная тема — адаптация к изменению климата — находится в числе целей Парижского соглашения. Однако этой проблеме уделяется значительно меньше внимания и выделяется меньше средств для финансирования мероприятий. Изменить эту тенденцию должна была двухлетняя рабочая программа по Глобальной цели по адаптации, о запуске которой было объявлено на прошлогодней конференции сторон РКИК. Программа направлена на повышение устойчивости к изменению климата и снижению уязвимости, в том числе за счет перехода к развитию, базирующемуся на принципах устойчивого развития. Но в отличии от цели по смягчению последствий изменения климата для Глобальной цели по адаптации отсутствуют четко определенные параметры по ее достижению.
Прогресс по перечисленным выше целям невозможен без соответствующего объема финансирования. Еще в 2009 г. развитые страны взяли на себя обязательство ежегодно к 2020 г. выделять развивающимся странам 100 млрд долларов для финансирования мероприятий по борьбе с изменением климата и адаптации. Данное обязательство так и не было выполнено. Например, по данным ОЭСР, в 2020 г. было мобилизовано только 83 млрд долларов, при этом средства выделялись в основном в виде кредитов, а не грантов. Новый призыв к мобилизации климатического финансирования был включен в Климатический пакт Глазго, принятый по итогам COP26 в 2021 г. Как отмечают некоторые эксперты выполнение целей по финансированию крайне важно для укрепления доверия развивающихся стран по отношению ко всему процессу климатических переговоров.
Результаты переговоров стран-участниц COP27
Несмотря на сложные геополитические условия, 27-а сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата завершилась принятием пакета решений, подтверждающих обязательство стран ограничить рост глобальной температуры на 1,5°C выше доиндустриального уровня. Решения направлены на укрепление действий стран по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к неизбежным последствиям изменения климата, а также на усиление поддержки развивающихся стран в виде финансирования, передачи технологий и наращивания потенциала.
Пожалуй, самым революционным решением COP27 стало создание специального Фонда по финансированию «потерь и ущерба» («loss and damage»). Стороны пришли к соглашению о выделении средств наиболее уязвимым странам, пострадавшим от климатических бедствий. Правительства также согласились создать переходный комитет для вынесения рекомендаций о том, как ввести в действие новые механизмы финансирования и Фонд на COP28 в следующем году. Ожидается, что первое заседание переходного комитета состоится до конца марта 2023 г. Дополнительно страны-участницы договорились об институциональных механизмах для введения в действие Сети Сантьяго по вопросам потерь и ущерба, цель которой — техническая помощь развивающимся странам, особенно уязвимым к неблагоприятным последствиям изменения климата.
«Зеленая» повестка в политике КНР. Рабочая тетрадь РСМД
Также на прошедшей Конференции сторон отмечен значительный прогресс в области адаптации: правительства договорились о способах достижения Глобальной цели по адаптации, которые будут финализированы на COP28 и будут способствовать повышению устойчивости наиболее уязвимых слоев населения. Было объявлено и о новых обязательствах по мобилизации более чем 230 млн долларов в Адаптационный фонд РКИК ООН. Постоянному комитету ООН по климатическим финансам (UN Climate Change’s Standing Committee on Finance) было предложено подготовить отчет об удвоении финансирования адаптации для рассмотрения на следующей Конференции сторон в 2023 г.
Что касается климатического финансирования, то в Плане реализации, принятом в Шарм-эш-Шейхе, подчеркивается, что глобальный переход к низкоуглеродной экономике потребует инвестиций в размере не менее 4–6 трлн долларов в год. Предоставление такого финансирования потребует быстрой и всеобъемлющей трансформации финансовой системы, ее структур и процессов с привлечением правительств, центральных банков, коммерческих банков, институциональных инвесторов и других финансовых субъектов. Также была выражена серьезная озабоченность по поводу того, что цель по мобилизации 100 млрд долларов в год к 2020 г. еще не достигнута. Стороны РКИК обратились к развитым странам с призывом достичь этой цели, а многосторонние банки развития и международные финансовые учреждения призвали мобилизовать климатическое финансирование. На COP27 продолжались обсуждения по установлению «новой коллективной цели по климатическому финансированию» в 2024 г. с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран.
В рамках 27-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата было объявлено о запуске ряда инициатив:
- новая пятилетняя рабочая программа по продвижению решений в области климатических технологий в развивающихся странах;
- рабочая программа, направленная на срочное расширение масштабов деятельности по смягчению последствий изменения климата и реализацию этой деятельности. Предполагается, что первые мероприятия в рамках данной рабочей программы будут организованы сразу после COP27, а продолжится она до 2030 г. Правительствам также было предложено пересмотреть и усилить цели на 2030 г. в своих национальных планах по борьбе с изменением климата к концу 2023 г. и активизировать усилия по поэтапному сокращению использования угля в энергогенерации и отказу от неэффективных субсидий на ископаемое топливо. В тексте решения признается, что беспрецедентный глобальный энергетический кризис подчеркивает необходимость быстрого преобразования энергетических систем для того, чтобы сделать их более безопасными, надежными и устойчивыми, путем ускорения чистого и справедливого перехода к возобновляемым источникам энергии в течение этого критического десятилетия действий;
- пакет из 25 новых совместных действий в пяти ключевых областях: энергетика, автомобильный транспорт, сталь, водород и сельское хозяйство;
- Спутниковая система оповещения и реагирования на выбросы метана (MARS), которая позволит ЮНЕП подтверждать выбросы, о которых сообщают компании, и фиксировать изменения (основные цели — объекты ТЭК, сельского хозяйства и животноводства).
В дополнение к этому можно отметить еще ряд инициатив. Так, Экспертная группа высокого уровня по обязательствам негосударственных субъектов, касающимся достижения чистого нулевого уровня выбросов, опубликовала отчет, служащий практическим руководством по разработке обязательств по переходу к чистым нулевым выбросам для промышленности, финансовых учреждений, городов и регионов. Важный прогресс был достигнут и в области защиты лесов с запуском Партнерства лидеров лесного хозяйства и климата, которое направлено на объединение действий правительств, предприятий и общественных лидеров для прекращения утраты лесов и деградации земель к 2030 году. Также делегаты на COP27 завершили второй технический диалог первой Глобальной инвентаризации — механизма повышения амбициозности в рамках Парижского соглашения. Кроме того, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил о плане стоимостью 3,1 млрд долларов, который направлен на защиту всех людей на планете с помощью систем раннего предупреждения в течение следующих пяти лет. Также им был инициирован новый инструмент, позволяющий отслеживать выбросы по всему миру — в базе данных почти 80 тыс. источников промышленных выбросов, в том числе российских. Разработчик — некоммерческая коалиция TRACE во главе с бывшим вице-президентом США Элом Гором.
Источник:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ecology/klyuchevye-itogi-cop27/?bx_sender_conversion_id=6791349