ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Новые подходы к лицензированию

Принят новый Федеральный закон о лицензировании, вступающий в силу с 3 ноября 2011 г. [1]. Изменениям подверглись многие направления лицензирования, в том числе в области экологии и природопользования.

 

Обращение с отходами. Федеральным законом от 04.05.2010 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) пересмотрены, в частности, требования к лицензированию видов деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время предусмотрена выдача лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности.

С вступлением в силу Федерального закона № 99-ФЗ [1] транспортировка отходов I-IV класса опасности более не будет подлежать лицензированию, что повлечет изменение наименования лицензии в области обращения с отходами.

При этом предоставленные до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ [1] лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, по истечении срока их действия подлежат переоформлению при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.

Еще одним важным изменением является установление бессрочного действия выдаваемых лицензий, на сегодняшний день срок действия лицензий составляет 5 лет.

Таким образом, предприятия, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, по истечении срока их действия должны будут переоформить данные лицензии на лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, которые будут действовать бессрочно.

Одновременно следует отметить, что в действующем Федеральном законе о лицензировании [2] предусмотрен порядок получения и регистрации лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами, когда такая деятельность осуществляется на территории двух и более субъектов РФ (п.9 и п.10 ст.18). В указанном случае лицензию выдает территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами (в настоящее время таким органом является Росприроднадзор), определяемый данным федеральным органом. При этом регистрация лицензии осуществляется в каждом из территориальных органов по месту осуществления лицензируемой деятельности (т.е. в двух и более субъектах РФ).

По вопросу регистрации лицензий сложилась интересная судебная практика [3]. Так, по мнению природоохранной прокуратуры, подтвержденному судами первой и апелляционной инстанций, отсутствие регистрации лицензии в области обращения с отходами в субъекте РФ, в котором осуществляется лицензируемая деятельность, приравнивается к отсутствию лицензии. При этом порядок осуществления регистрации лицензии в территориальных органах Росприроднадзора по месту осуществления лицензируемой деятельности не установлен.

В Федеральном законе № 99-ФЗ не содержится положений, аналогичных установленным в действующем законе [2], по вопросам получения и регистрации лицензий, когда деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности предприятие предполагает осуществлять на территории нескольких субъектов РФ.

Лицензионный контроль. Необходимо обратить внимание, что с 01.07.2011 к осуществлению лицензионного контроля будут в полной мере применяться положения Федерального закона № 294-ФЗ [4], однако отдельные особенности проведения проверок, в частности, определение оснований их проведения, могут содержаться в других федеральных законах.

Такие особенности предусмотрены в Федеральном законе № 99-ФЗ [1], в этой части вступающие в силу ранее остальных норм закона – с 01.07.2011 г.

Так, по общему правилу, плановая проверка предприятия проводится раз в три года.

В Федеральном законе № 99-ФЗ [1] предусмотрено среди прочих еще одно основание включения предприятия в план проверок – истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

Кроме того, выделены дополнительные основания проведения внеплановых проверок, отсутствующие в Федеральном законе № 294-ФЗ [4]:

– истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

– наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.

Лицензирование недропользования. Необходимо отметить, что в Законе РФ «О недрах» [5] предусмотрено лицензирование деятельности по пользованию недрами.

Действующий Федеральный закон о лицензировании [2] содержит указание на то, что его требования не распространяются на использование природных ресурсов, в том числе недр.

В Федеральном законе № 99-ФЗ [1] такая норма отсутствует.

В перечне лицензируемых видов деятельности, определенных в ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ, не указано на лицензирование пользования недрами.

Кроме того, Федеральный закон № 99-ФЗ [1] не предусматривает возможности осуществления правового регулирования в сфере лицензирования пользования недрами иными федеральными законами.

Указанное с момента вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ [1] породит противоречие между последним и Законом РФ «О недрах» [5], поскольку не ясно, каким требованиям одинаковых по юридической силе нормативных правовых актов надлежит отдать приоритет (непонятно, может ли какой-то из этих законов считаться специальным по отношению к другому).

Таким образом, принятый Федеральный закон № 99-ФЗ [1], несмотря на то, что содержит ряд норм, облегчающих положение предприятий (например, бессрочное действие лицензий), требует некоторой доработки с целью исключения правовых пробелов и противоречий в законодательстве, которые могут возникнуть после вступления его в силу.

 

ДОКУМЕНТЫ

 

1. Федеральный закон от 04 мая 2010 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 29 декабря 2010 г.).

3. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2010 г. № 17АП-11167/2010-АК по делу № А71-9907/2010.

4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 07 февраля 2011 г.).

5. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 05 апреля 2011 г.).

Юридический центр промышленной экологии
01.07.2011