Актуальные вопросы подготовки экологических аудиторов как специалистов по охране окружающей среды, Л. В. ЧХУТИАШВИЛИ
Актуальные вопросы подготовки экологических аудиторов как специалистов по охране окружающей среды
Чхутиашвили Лела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом человечества в XX в., научно-техническим прогрессом, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, породил ряд проблем, по сути дела поставивших человечество на грань возможности выживания как вида. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Статья посвящена подготовке экологических аудиторов — специалистов по охране окружающей среды. В России рынок услуг по экологическому аудиту формируется без должного правового регулирования и системы подготовки и аттестации экологических аудиторов.
Ключевые слова: юриспруденция, природа, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, экология, экологический аудит, эколог, аудитор, проверка, аттестация.
Topical issues of training for the environmental auditors as environmental protection specialists L. V. Chkhutiashvili
Chkhutiashvili Lela Vasilievna — PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economics of the Kutafin Moscow State Law University.
The global environmental crisis, which is related to the rapid growth of humanity in XX century, scientific and technical progress, the unprecedented anthropogenic influence on the biosphere, has caused a great number of problems, which has put the humanity at the brink of survival. But the further development of humanity is impossible without due understanding by all people of the dangers of the existing environmental situation and the changes in their activities. It is generally recognized that the sources and perspectives of resolving the environmental problems are related not only to social and economic structure of the society, but also to such qualities of people, as understanding self-evaluation of nature, the measures of biosphere matters, responsibility to the future generations. The article is devoted to the training of environmental auditors, who are specialists on environmental protection. In Russia the market for the environmental audit is being formed without the due legal regulation and the system for the training and certification of environmental auditors.
Key words: jurisprudence, nature, environmental protection, sustainable development, environment, environmental audit, ecologist, auditor, supervision, certification.
Общепринято считать, что глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом человечества в XX в., научно-техническим прогрессом, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, породил ряд проблем, по сути дела поставивших человечество на грань возможности выживания как вида. Осознание этого факта еще не достигло каждого жителя планеты, и, более того, считается, что это алармистские выходки ученых-экологов, признанные направить часть финансовых потоков на оправдание собственного существования. Дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Вопросы обеспечения экологической безопасности приобрели в последние годы особую актуальность. По общему признанию ситуация требует реализации комплекса взаимосвязанных мер по совершенствованию всей системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Создание правовых и организационных условий для применения действенных природоохранных механизмов полностью предопределяет успех в решении существующих экологических проблем. К числу основных факторов дестабилизации природной среды РФ относятся: — чрезмерная зависимость экономики от природных ресурсов, что уже приводит к сокращению природного капитала страны; — высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; — ослабление управления, прежде всего контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; — низкий уровень экологического сознания и культуры. Следует отметить, что экологическая безграмотность влечет за собой экономическую безграмотность. Это проявляется в первую очередь в принятии решений и осуществлении хозяйственных проектов, которые не учитывают в полной мере экологическую составляющую экономики. Целью экологической политики РФ является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны. Одним из механизмов реализации экологической политики РФ названо совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. Однако анализ природоохранной деятельности в Российской Федерации за последнее десятилетие показал, что в России на всех уровнях власти нет целенаправленно проводимой экологической политики. В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития сегодня является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Реализация концепции устойчивого развития в России предполагает социально, экономически и экологически сбалансированное развитие страны на основе рационального использования ресурсов, усиления экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества в целом. Согласно действующему российскому законодательству организация обязана обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала, на состояние производственных сооружений, на ход технологических процессов. Кроме того, сбои в поставках сырья, материалов, ухудшение их качества могут сделать ее продукцию опасной для людей и окружающей среды и привести к огромным экономическим потерям для организации. Оценить экологическую безопасность предприятия, выявить наиболее высокие экологические риски, предотвратить последствия техногенных аварий, оценить воздействие предприятия на окружающую среду и выработать комплекс рекомендаций, направленных на поэтапное снижение загрязнения окружающей среды и сокращение издержек, позволяет экологический аудит. Целями и задачами экологического аудита являются: обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды, анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов, анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды, обоснование и инициация экологической деятельности, идентификация экологических проблем производств и территорий. Экологический аудит нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения природных сред <1>. ——————————— <1> Серов Г. П. Экологический аудит: Учеб.-практ. пособие. М.: Экзамен, 1999.
Правом законодательного установления норм и правил в области экологического аудирования обладает Всемирный банк реконструкции и развития (Банк), который, в частности, рассматривает экологический аудит как методическое изучение и анализ экологической информации об организации, сооружении и объекте. Именно в такой форме экологический аудит позволяет Банку получить всю необходимую информацию для принятия решения и выдачи кредита. Методика его проведения также определяется Банком. Учитывая накопленный положительный опыт зарубежных стран, при организации и разработке методических рекомендаций проведения экологического аудита в Российской Федерации можно определить его основные цели не только как оценку правильности следования предприятий природоохранному законодательству, расчета платежей в бюджет за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, тем более что согласно требованиям настоящего законодательства они незначительны. Если за рубежом экологический аудит получил широкое распространение, то в России работа по формированию правовой и нормативной базы, созданию соответствующих стандартов и документов в данной области только начинается, хотя определенный практический опыт в этом направлении имеется. Законодательной основой экологического аудита в России служат Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Указ Президента РФ N 511 от 15.03.2000 «О классификаторе правовых актов», Приказ Государственного комитета по экологии РФ от 16.07.1998 N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Госстандартом России приняты стандарты серии ГОСТ Р ISO 14000 по формированию системы экологического аудита, национальные и международные аудиторские стандарты (МСА). Нормативные акты по экологическому аудиту были приняты в Татарстане, Башкортостане; Томской, Ивановской, Московской и Нижегородской областях. В Москве приняты Постановление Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП «Об экологическом аудите», предписавшее необходимость проведения экологического аудита организаций-бюджетополучателей, а также Постановление Правительства Москвы от 22.07.2003 N 568-ПП, которым введены Временное положение о Системе экологического аудита в г. Москве, Временный порядок проведения экологического аудита и Критерии отнесения организаций г. Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита. Аудитор использует профессиональное суждение для определения характера, сроков и объема специальных процедур, которые он считает необходимыми для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств того, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. «Уровень профессиональной подготовки аудитора, его опыт и знание субъекта и отрасли могут помочь определить, что отдельные действия, привлекшие внимание аудитора, содержат признаки несоблюдения законов и нормативных актов. Определение того, какие действия являются или могут являться несоблюдением, обычно основывается на консультации опытного и квалифицированного юриста, однако окончательное решение может приниматься только судом» (п. 4 МСА 250) <2>. ——————————— <2> Жарылгасова Б. Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2010. С. 332.
Аудитор может рассмотреть возможность использования результатов экологического аудита в качестве соответствующих аудиторских доказательств. В таком случае аудитор должен решить, соответствует ли экологический аудит критерию оценки, включенному в МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» или в МСА 620 «Использование работы эксперта» <3>. ——————————— <3> Жарылгасова Б. Т. Указ. соч. С. 340.
К важным критериям, требующим распространения, относятся: — влияние результатов экологического аудита на финансовую отчетность; — компетентность и навыки команды экологического аудита и объективность аудиторов, особенно если они являются сотрудниками субъекта; — масштаб экологического аудита, действия руководства в ответ на рекомендации, полученные в результате экологического аудита, и документальное подтверждение предпринятых руководством действий; — должная профессиональная тщательность при проведении экологического аудита; — соответствующее руководство, надзор и анализ результатов аудита. В разделе «Заявления руководства» напоминается о том, что МСА 580 «Заявления руководства» требует от аудитора получения письменных заявлений от руководства по вопросам, существенным для финансовой отчетности, если иных достаточных и уместных аудиторских доказательств найти не удается. Большая часть доступных аудитору доказательств влияния экологических вопросов на финансовую отчетность будет носить скорее убедительный, нежели исчерпывающий характер. Следовательно, аудитор, возможно, захочет получить письменные заявления руководства о том, что: — руководство не знает о каких-либо существенных обязательствах или условных событиях, возникших в результате экологических вопросов, в том числе незаконных действий; — руководство не знает о каких-либо других экологических вопросах, которые могут иметь существенное влияние на финансовую отчетность; — руководство знает о таких вопросах, и информация о них раскрыта в финансовой отчетности соответствующим образом. Раздел «Заключение» обязывает аудитора при составлении мнения о финансовой отчетности анализировать, должным ли образом влияние экологических вопросов отражено и раскрыто в финансовой отчетности. Аудитор также просматривает любую другую информацию, которая должна прилагаться к финансовой отчетности, для выявления каких-либо существенных несоответствий, например, по экологическим вопросам. В МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности» и МСА 570 «Непрерывность деятельности предприятия» представлены подробные рекомендации для аудиторов на случай таких обстоятельств. Аудиторские рекомендации и предложения могут помочь правильно расставить приоритеты, наметить ориентиры, что позволит предприятию сэкономить средства на каких-то мероприятиях и в будущем получить прибыль. Аудиторское заключение может являться основой для формирования экологической стратегии и политики промышленного предприятия. Подводя итоги, нужно сказать, что экологический аудит, по сути, является механизмом достижения определенной гармонии между обществом и природой, так как его проведение позволяет защитить природную среду, сокращая совокупное негативное воздействие предприятия и изменяя сам характер отношения людей к природе, а также создать материальный стимул конкретного предприятия в усилении природоохранной деятельности. Заключение экологического аудитора имеет значение в первую очередь для самого хозяйствующего субъекта. Опираясь на такое заключение, субъект хозяйственной и иной деятельности должен составить собственный отчет о мерах по охране окружающей среды, который и следует представить в орган государственного экологического контроля. Далее можно урегулировать правовое значение такого отчета, ответственность за его недостоверность, нарушение сроков подачи и т. п., а также установить меры реагирования и порядок действий должностных лиц государственного контрольного органа в случае нарушения требований к самоконтролю. В области нормативного регулирования экологического аудита в России при острой потребности и необходимости экологического аудита в различных сферах деятельности практически отсутствуют нормативно-правовая база экологического аудирования и проработанные научно-методические основы, общепризнанные понятийно-терминологический аппарат и система подготовки и аттестации экологических аудиторов. Отдельные попытки введения экологического аудита в Российской Федерации предпринимались в 90-х годах. Активное развитие он получил с 1998 г. после введения системы подготовки и аттестации экологических аудиторов. Подготовка экоаудиторов осуществлялась по утвержденной Госкомэкологией России программе, включающей лекционный курс и практические занятия на действующих промышленных предприятиях. В Российской Федерации насчитывается около 450 экоаудиторов, аттестованных Госкомэкологией России за период 1998 — 2000 гг. В связи с ликвидацией Госкомэкологии России и вступлением в силу Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которым вопросы отношений в области экологического аудита не урегулированы, практика обучения и аттестации экологических аудиторов была прекращена. В 2010 г. Минприроды России совместно с Минэнерго России, Минфином России, Минэкономразвития России, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части регулирования вопросов осуществления экологического аудита)», которым предусматривается, что экологический аудит проводится членами саморегулируемых организаций в области экологического аудита — экологическими аудиторами. В настоящее время законопроект дорабатывается Министерством по замечаниям Государственно-правового управления Президента РФ в части отношений, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций в области экологического аудита.
Библиография:
1. Демина Л. А. Экологический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Энергия: экономика, техника, экология. 1999. N 11. 2. Жарылгасова Б. Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2010. 3. Ибатуллин У. Г. Рынок экологических услуг: экологический аудит // Экономика природопользования. Обзорная информация. 2001. N 1. 4. Кудрявцева О. В. Основы экологического аудита // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 2000. N 4. 5. Серов Г. П. Экологический аудит. Учебно-практ. пособие. М.: Экзамен, 1999. 448 с.
References (transliteration):
1. Demina L. A. Ekologicheskiy audit: proshloe, nastoyashchee, budushchee // Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya. 1999. N 11. 2. Zharylgasova B. T. Rossiyskie i mezhdunarodnye standarty auditorskoy deyatel’nosti: Ucheb. posobie. M.: Knorus, 2010. 3. Ibatullin U. G. Rynok ekologicheskikh uslug: ekologicheskiy audit // Ekonomika prirodopol’zovaniya. Obzornaya informatsiya. 2001. N 1. 4. Kudryavtseva O. V. Osnovy ekologicheskogo audita // Vestnik MGU. Seriya «Ekonomika». 2000. N 4. 5. Serov G. P. Ekologicheskiy audit. Uchebno-prakt. posobie. M.: Ekzamen, 1999. 448 s.
Источник: http://www.center-bereg.ru/i157.html