Д.М. Мишуков «Подумаем об этом завтра. И лучше поздно, чем никогда»
Завершение каждого календарного года сопровождается ускорением законотворческой деятельности и принятием значительного количества новых нормативных правовых актов.
В конце 2017 года также были внесены важные изменения, некоторые из которых направлены на корректировку ранее введенных требований, в том числе, не успевших вступить в силу.
Мы ранее неоднократно обращали внимание на негативную тенденцию принятия рамочных законов, исполнение которых находится в зависимости от принятия подзаконных актов. При этом зачастую сроки принятия таких актов не соблюдаются, либо объективная ситуация и суровая действительность делают затруднительным или невозможным выполнение некоторых требований.
Федеральным законом № 422-ФЗ[1] оперативно решены некоторые из принципиально важных проблем. Точнее будет сказать, что решение этих проблем отложено на 1 год.
1. Прежде всего, нужно обратить внимание на перенос срока вступления в силу норм, предусматривающих обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, оснащать источники выделения загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета объема или массы и концентрации загрязняющих веществ (АСИУ), а также техническими средствами фиксации и передачи соответствующей информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.
Указанные нормы должны было вступить в силу с 01.01.2018, однако перечень источников, подлежащих оснащению АСИУ, перечень контролируемых веществ, требования к АСИУ и средствам передачи информации не были определены.
По итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27.12.2016, Президентом РФ было дано поручение внести изменения в законодательство, предусматривающие получение комплексных экологических разрешений (КЭР) с учётом программ оснащения предприятий автоматическими и техническими средствами контроля выбросов, сбросов и концентраций загрязняющих веществ, а также предоставление предприятиям времени на разработку соответствующих проектов и закупку необходимого оборудования.
Напомним, что КЭР необходимо будет получать для эксплуатации объектов, оказывающих негативное на окружающую среду, отнесенных к I категории. Нормы, регламентирующие порядок оформления КЭР, технологическое нормирование, переход на наилучшие доступные технологии вступят в силу с 01.01.2019.
В развитие вышеуказанного поручения Президента РФ был разработан законопроект, предполагавший предоставление 4-х летнего периода для выполнения требований об установке АСИУ с момента получения КЭР.
Тем не менее органы государственной власти решили в течение еще одного года продолжать разработку подходов к регулированию вопроса автоматизированного контроля на источниках выделения веществ в окружающую среду.
2. Не менее важным является отложение вступления в силу до начала 2019 года норм, предусматривающих новые объекты государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), прежде всего – проектной документации объектов капитального строительства (ОКС), относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Одна из дискуссионных вопросов относительно данного объекта ГЭЭ обусловлен следующими аспектами:
- ГЭЭ проводится в отношении намечаемой хозяйственной деятельности, т.е. является формой предварительного государственного контроля, призванного не допустить реализацию хозяйственной деятельности, являющейся неприемлемо опасной для окружающей среды;
- присвоение категории объекту хозяйственной деятельности в зависимости от степени его воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями № 1029 [2] осуществляется при постановке объекта на государственный учёт;
- постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.2 ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[3]).
Таким образом, формально, новый ОКС, не введенный в эксплуатацию, не должен быть поставлен на государственный учёт, соответственно, не будет определена его категория в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду, что может приводить к ситуации, когда проектная документация нового ОКС будет становиться объектом ГЭЭ только после того, как ОКС будет построен и введён в эксплуатацию. При этом ГЭЭ, как указывалось, проводится в отношении намечаемой хозяйственной деятельности.
Второй объект ГЭЭ, вступление в силу которого отложено – материалы обоснования КЭР. Как указывалось, все нормы, связанные с получением КЭР, вступят в силу с 2019 г. Одно из упоминавшихся выше поручений Президента РФ предусматривало внесение изменений в законодательство, направленных на уточнение порядка выдачи КЭР, в частности, исключение из перечня объектов ГЭЭ материалов обоснования КЭР.
Т.е. принятое решение об отложении срока вступления в силу рассматриваемой нормы выглядит как полумера и спустя год потребует возврата к обсуждению и, возможно, окончательному разрешению.
Представляется, что вопрос об оставлении или исключении данного объекта ГЭЭ будет решаться после разработки и утверждения порядка выдачи КЭР. Данный акт был включен в план нормотворческой деятельности Минприроды России, но в предполагаемые срок не был утвержден.
От той процедуры выдачи КЭР, которая будет установлена, по всей видимости, будет зависеть станет ли проведение ГЭЭ материалов обоснования КЭР излишним административным барьером или наоборот важной составляющей сложного юридического состава принятия решения об осуществлении деятельности с использованием объектов I категории.
3. Федеральным законом № 503-ФЗ [4] внесены изменения в законодательство в области обращения с отходами, в частности, в федеральные законы «Об отходах»[5], «О лицензировании»[6], «Об охране окружающей среды»[3].
С 01.01.2019 в приложении к лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности могут быть указаны помимо видов отходов I — IV классов опасности, с которыми предполагается осуществление лицензируемых видов деятельности (как это было ранее), также группы, подгруппы отходов I — IV классов опасности.
Таким образом, может быть устранена излишняя детализация информации о видах отходов в лицензии, а также снижена частота разработки и утверждения новой разрешительной документации предприятий в связи с обращением с отходами, входящими в одну группу/подгруппу.
Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[3], фактически снимают запрет на размещение отходов V класса опасности:
- на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Также изменения коснулись вопросов регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Прежде всего, обращаем внимание, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются ТКО теперь вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором, если они имеют в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов. Однако установлено ограничение применения данного права: объект размещения отходов должен находится на земельном участке, на котором образовываются отходы, или на смежном земельном участке (п.6 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах»»[5]).
Кроме того, уточнены требования к местам накопления ТКО; с 01.01.2019 предусмотрено ведение органами местного самоуправления реестра мест (площадок) накопления ТКО, а накопление ТКО должно будет осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством РФ, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ. Некоторые уточнения коснулись также норм, регламентирующих порядок выполнения производителями/импортерами товаров, подлежащих утилизации, выполнения нормативов утилизации, расчета экологического сбора, ведения отчётности о выполнении нормативов утилизации.
Отметим, что выполнению нормативов утилизации следует уделять больше внимания, поскольку имеют место случаи возбуждения уголовных дел в отношении руководителей предприятий, не обеспечивающих выполнение соответствующих требований.
Нормативные правовые акты:
В настоящей статье использованы ссылки на следующие акты:
[1] Федеральный закон от 28.12.2017 № 422-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
[2] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029;
[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
[4] Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
[5] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
[6] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Автор: Д.М. Мишуков — генеральный директор, Юридический центр промышленной экологии, аудитор-эколог, член Ассоциации Экологов Аудиторов «Национальная экологическая аудиторская Палата»
«Экология Производства» , № 2 (ФЕВРАЛЬ), 2018г.
Статья приводится в редакции Юридического центра промышленной экологии
Источник: http://www.promecolog.ru/article/page/162/