ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Независимая экологическая экспертиза: Немчиновский лес. 2013г.

 

Независимая экологическая экспертиза проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке площадью  28,7455 га, предоставленном  в   аренду ООО «Матрокс» в Московской области — Одинцовский район, Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал 45, выделы 1-8, 10-24 «Немчиновский лес».                 
Содержание

1.  Аннотация независимой экологической экспертизы.. 4

2.  Введение в проект освоение лесов. 5

3.  Состав экспертной комиссии. 6

4.  Перечень материалов, рассмотренных при проведении экспертизы.. 7

5.  Значение и правовой статус Лесопаркового защитного пояса г. Москвы (ЛПЗП) 7

6.  Природная характеристика Немчиновского леса.. 7

6.1. Природная характеристика. 10

6.1.1. Географическое положение. 10

6.1.2. Геологическое строение. 12

6.1.3. Рельеф и ландшафтная характеристика. 12

6.1.4. Гидрографическая сеть. 13

6.1.5. Почвы. 14

6.1.6. Растительность. 15

6.1.7. Животный мир. 17

6.2. Ценные природные объекты, охранный статус и социально-экологическое значение Немчиновского леса  17

6.2.1. Ценные природные объекты и охранный статус. 17

6.2.2. Социально-экологическое значение Немчиновского леса. 22

6.3. Биологическая устойчивость и санитарное состояние леса. 23

6.4. Передача участка лесного фонда в аренду и текущая ситуация. 25

6.4.1. Передача участка лесного фонда в аренду. 25

6.4.2. Текущая ситуация на арендованном участке лесного фонда. 26

6.4.3. Социально-экологические последствия реализации Проекта освоения лесов на территории Немчиновского леса. 29

7.  Анализ норм действующего законодательства и их нарушения, связанные с подготовкой и реализацией Проекта освоения лесами. 32

 

7.1. Конституционно-правовые основы экологических прав граждан и анализ их нарушений. 32

7.2. Анализ нарушений Конституции Российской Федерации, лесного и земельного законодательства  35

7.3. Анализ нарушений законодательства об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях и водного законодательства. 53

7.4. Анализ нарушений нормативных актов Московской области и Одинцовского района. 58

8.  Выводы и предложения независимой экологической экспертизы.. 64

8.1. Общие выводы по системным экологическим, социальным и правовым проблемам, выявленным в ходе проведения экспертизы. 64
8.2. Выводы, связанные с освоением лесов на арендованном ООО «Матрокс» лесном
участке. 64

9. Заключение.. 68

10.Приложения. 70

Приложение 1 Договор аренды лесного участка. 70

Приложение 2. Проект освоения лесов на лесном участке. 70

Приложение 3. Заключение государственной экспертизы. 71

Приложение 4. Обращения граждан. 90

Приложение 5. Ответы министерств и ведомств. 102

Приложение 6 Фотоматериалы экспертизы Немчиновского леса. 109

Приложение 7. Список растений, отмеченных на территории Немчиновского леса. 121

Приложение 8. Лесная декларация ООО «Матрокс». 125

Приложение 9 Приказ по НП НЭАП «О формировании экспертной группы». 128

Приложение 10. Обращение НП НЭАП и ответ Счетной палаты РФ.. 131

Приложение 11. Перечень использованных нормативных актов, литературных и иных источников. 132

11.1. Нормативные акты Российской Федерации. 136

11.2. Нормативные акты Московской области. 137

11.3. Нормативные акты Одинцовского муниципального района Московской области. 138

Приложение 12. Литература и другие источники информации. 139

Приложение 13. Перечень используемых сокращений. 140

1.Аннотация

Острый социально-экологический, грозящий перейти в политический,  конфликт, возникший в связи с разработкой и подготовкой к реализации Проекта освоения лесов для осуществления арендатором коммерческой деятельности в лесном массиве в районе с. Немчиновка, а также в связи с длительным бездействием представителей органов исполнительной власти, обязанных контролировать арендатора с целью недопущения нарушений законодательства, стал ярким примером реакции местного населения и общественности на уничтожение еще одного участка пригородных лесов.

Такая ситуация не единична и является следствием принятия в Российской Федерации в последние годы ряда ошибочных решений в системе управления природными, в том числе лесными ресурсами, и тотальной деэкологизации законодательства, а также правового закрепления устранения от участия граждан и общественных организаций в принятии экологически значимых решений.

Некоммерческое Партнерство Национальная Экологическая Аудиторская Палата организовало и провело Независимую Экологическую Экспертизу Проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на предоставленном в Московской области в аренду ООО «Матрокс» лесном участке площадью 28,7455 га, Одинцовского района Звенигородского лесничества Подушкинского участкового лесничества квартал 45, выделы 1-8, 10-24 («Немчиновский лес»).

В состав экспертной комиссии вошли ведущие российские специалисты в соответствующих сферах научно-прикладной деятельности: аудиторы-экологи, биологи, юристы, специалисты лесного хозяйства из профильных научных подразделений РАН и общественных организаций, в том числе доктор и 4 кандидата наук.

Работа экспертов была сконцентрирована по двум направлениям деятельности: эколого-правовая и эколого-биологическая оценка ситуации, связанной с использованием арендованного лесного участка и Проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на арендованном участке, примыкающем к с. Немчиновка.

В процессе экспертизы дана оценка экологического состояния леса с учетом результатов полевых исследований.

Исследование показало, что из совокупности применимых федеральных, региональных и муниципальных правовых норм вытекает однозначный полный запрет на все действия и виды деятельности, которые предусмотрены Проектом освоения лесов в целях рекреации на арендованном ООО «Матрокс» участке леса в границах Подушкинского лесничества («Немчиновский лес»).

 

Председатель экспертной комиссии                         Злотникова Т.В.

 

Секретарь экспертной комиссии                               Уткина Е. А.

2.  Введение

В НП «Национальная экологическая аудиторская палата» (далее -НП НЭАП) обратились граждане, проживающие в с. Немчиновка Одинцовского района Московской области.

Предметом их обоснованного беспокойства стали активные попытки застройки и уничтожения примыкающего к селу лесного массива, являющегося местом отдыха жителей близлежащих поселков и г. Москвы.

Месторасположение лесного массива: Московская область, Одинцовский район, ГУ «Спецлесхоз» Экспериментальный Москворецкий, Подушкинский Лесопарк, квартал 45, выдел 1-20, кадастровый номер 50:20:0010215:0163. Далее для краткости данной лесной массив будет именоваться «Немчиновский лес».

В 2004 году вышеуказанный участок леса был предоставлен в аренду ООО «Матрокс», в 2008 году договор аренды перезаключен. По заказу арендатора ООО «Матрокс» Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» подготовлен Проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности, которым предусмотрено в арендованном лесу строительство базы отдыха (более 80 домов).

Осенью 2012 года по периметру арендованного земельного участка был установлен капитальный металлический забор с устройством фундаментных оснований. Во время установки забора, являющегося ограждением обустраиваемой строительной площадки, были вырублены деревья и кустарники, уничтожен значительный объем плодородного слоя почвы.

Возмущенные жители с. Немчиновка начали обращаться в различные инстанции, включая Президента РФ В.В.Путина. Ситуация, связанная с попыткой коммерческого освоения ценного лесного участка, а фактически с приготовлением к его незаконной коттеджной застройке, рассматривалась в Совете по правам человека при Президенте РФ.

Экспертная комиссия была создана  Приказом № 08 от 19.04.2013г. Председателя НП НЭАП К.А. Степанова. В ее состав вошли ведущие российские эксперты в соответствующих сферах научно-прикладной деятельности: аудиторы-экологи, биологи, юристы, специалисты лесного хозяйства из профильных научных подразделений РАН и общественных организаций, в том числе доктор и 4 кандидата наук.

В основном работа экспертов была сконцентрирована по двум направлениям деятельности:

эколого-правовая и эколого-биологическая оценка ситуации, связанной с использованием арендованного лесного участка и Проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на арендованном участке, примыкающем к с. Немчиновка.

Эксперты неоднократно выезжали на местность в разные периоды вегетации растений (ранней весной, во время зацветания первоцветов, а также в мае и июне).

На лесном участке были проведены фото-и видеосъемка, изучение видового состава флоры и фауны, особенностей возрастного и санитарного состояния древесно-кустарниковой, почвенного покрова.

Изучение биологического разнообразия произведено на основе научных данных о местности, проведения полевых исследований, анализа спутниковой информации. По итогам работ составлены списки встречаемых высших растений, в том числе редких и исчезающих видов. Характерные места произрастания редких и исчезающих видов привязаны к местности с помощью приемников системы спутниковой навигации GPS.

В процессе экспертизы дана оценка экологического состояния леса с учетом результатов полевых исследований.

Проведен сравнительный анализ норм действующего федерального, регионального (Московская область) и муниципального (Одинцовский район) законодательства, в том числе, конституционно-правовых основ экологических прав граждан, применения лесного, земельного, водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, а также анализ выявленных нарушений.

Экспертами рассмотрены социально-экологические последствия реализации Проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на арендованном участке леса.

По результатам проделанной экспертной работы сформулированы выводы и предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений как локального, так и системного характера.

Выводы и предложения, выработанные по результатам работы экспертной комиссии, будут направлены для принятия мер в Генеральную прокурору РФ, Счетную палату РФ, Правительство РФ, Рослесхоз, Росприроднадзор, Правительство Московской области и Администрацию Одинцовского района.

 

8. Выводы и предложения независимой экологической экспертизы

8.1. Общие выводы по системным экологическим, социальным и правовым проблемам, выявленным в ходе проведения экспертизы

 

1. В связи с исключительным значением лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) для экологического благополучия жителей Московского мегаполиса, правовой статус ЛПЗП должен быть законодательно закреплен и определены особые меры по его охране. Необходимо скорейшее принятия соответствующего федерального закона о границах и правовом режиме пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимость такого законодательного регулирования обусловлена и в полной мере соответствует требованиям п. 4 ст. 86 Земельного кодекса РФ и ст.ст. 44, 52 ФЗ «Об охране окружающей среды», а также экологическим правам и интересам жителей г. Москвы и ближнего Подмосковья.

2. Ситуация с острым социально-экологическим конфликтом в с. Немчиновка Одинцовского района Московской области, возникшая в связи с разработкой и подготовкой к реализации Проекта освоения лесов для осуществления деятельности на арендованном ООО «Матрокс» лесном участке, не единична. Она является следствием принятия в Российской Федерации в последние годы ряда ошибочных решений в системе управления природными, в том числе лесными, ресурсами и тотальной деэкологизации законодательства, а также правового закрепления устранения от участия граждан и общественных организаций в принятии экологически значимых решений.

3. В стратегических документах, формирующих государственную экологическую политику страны (Экологической доктрине Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.08. 2002 г. №1225-р и «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ Д.А.Медведевым 30.04.2012г.), указано, что обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду является приоритетным направлением деятельности государства. Однако в реальной действительности и правоприменительной практике этот приоритет пока отсутствует.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановления от 14.05.2009 г. №8-П., от 09.01.1998 г. № 1-П., от 07.06.2000 г. №10-П. и Определение от 03.02.2010 г. № 238-О.) неоднократно обращал внимание на принцип приоритета публичных интересов, принцип экологического и общественного значения лесов, на гарантии соблюдения экологических прав граждан, подчеркивая, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне.

8.2. Выводы, связанные с освоением лесов на арендованном ООО «Матрокс» лесном участке

1. Анализ правовых норм земельного и лесного законодательства показывает, что все решения и разрешительные документы в отношении деятельности на арендованном ООО «Матрокс» участке Немчиновского леса не соответствуют Конституции РФ, Лесному кодексу РФ (ст.ст. 1 , 5, 12, 17, 21, 41, 72-74, 88, 89) и Земельному кодексу РФ (ст.ст. 3, 12, 17), т.е. приняты с их нарушением.

2. Арендованный лесной участок входит в границы особо охраняемой природной территории (ООПТ) местного значения (Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 10.04.2008 № 26/23 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения в Одинцовском районе -природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в границах Подушкинского лесничества»). Указанным паспортом установлен режим особой охраны ООПТ и, в частности, запрещено:

«любое строительство, включая возведение некапитальных построек, установка временных сооружений …;

-прокладка дорог …;

-проведение наземных и подземных коммуникаций …;

-вырубка древесно-кустарниковой растительности …».

При изучении материалов Проекта освоения лесов выявлены многочисленные факты несоответствия и искажения изложенной в Проекте информации истинному положению дел. Эти искажения используются для санкционирования под видом реконструкции существующих объектов строительства и сооружения новых объектов, запрещенных законом (дорог, огораживающего забора по периметру, иных объектов лесной инфраструктуры и т.д.).

3.Ч. 8 ст. 2 Закона Московской области «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает необходимость включения в состав предпроектной и проектной документации на строительство объектов в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон материалов оценки воздействия (далее ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Требования указанного Закона Московской области в части обязательности разработки материалов ОВОС нарушены.

4.Разработка Проекта освоения лесов и все согласительно-разрешительные процедуры осуществлены с нарушением норм экологического законодательства:

-ч. 3 ст. 4, ст.ст. 58, 59 ФЗ «Об охране окружающей среды», в части особого охранительно-запретительного режима на ООПТ, «имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение», что делает полностью незаконным предусмотренное Проектом лесопользование.

-ч. 4.1 ст. 12 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе», в части обязательности проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня «проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения…». -ст. 3, 14 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе», в части необходимости включения в состав проектных материалов, предоставляемых на государственную экологическую экспертизу, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее -оценка воздействия на окружающую среду или ОВОС).

-«Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии России № 372 от 16.05.2000 г. и зарегистрированного в Минюсте РФ 04.07. 2000г. № 2302, в части проведения общественных обсуждений материалов ОВОС «с учетом степени экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, …, степени заинтересованности общественности».

5. Независимыми экспертами выявлены искажения ценности лесных насаждений по видовому составу, возрасту деревьев, фито-санитарному их состоянию и др. Проект освоения лесов не учитывает наличие на лесном участке редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную Книгу Московской области или в ее Приложение, тем самым входит в противоречие с п. 1 ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 24 ФЗ «О животном мире», а также ст. 11.1 закона Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области». Только по указанным нарушениям законов, не говоря о прочих, реализация Проекта недопустима, Заключение ГЭ по Проекту подлежит отзыву либо признанию недействительным.

6. Проект освоения лесов выполнен с нарушением требований ст.ст. 55, 56, 61, 65 Водного кодекса РФ и не учитывает наличие на лесном участке водотока-притока 2 порядка р. Москва, входящего в зону 1-б санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москва (Рублевская станция).

7. Государственная экспертиза проекта освоения лесов арендованного участка Немчиновского леса осуществлена с многочисленными нарушениями требований действующего законодательства:

-пункта 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ и Порядка проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22.12.2011г. № 545, в части незаконности выдачи арендатору положительного заключения Экспертизы при несоответствии самого Проекта освоения лесов и предусмотренных им мероприятий законодательству Российской Федерации;

-статьи 21 Лесного кодекса РФ, в части отсутствия в допустимом перечне объектов строительства для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда объектов для проживания граждан;

-Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом МПР России от 24.04.2007 г. № 108, в части недопустимости сооружения таких временных строений как: «Временные строения для проживания» в количестве 70 штук, а также «Временное строение (кафе)» (пункты 5, 6, 7, 9 Правил);

-статьи 41 Лесного кодекса РФ, в части обязанности сохранения при осуществлении рекреационной деятельности на лесных участках природных ландшафтов, объектов животного
мира, растительного мира, водных объектов;

-Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 г. № 545, в части не включения в состав экспертной комиссии для проведения Государственной экспертизы не менее двух представителей общественности.

8. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013г. № 849-Р утвержден «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», в п. 6 которого опубликован закрытый перечень допустимых объектов для временного строительства в указанных лесах. Никаких «временных строений» на 49 лет для проживания людей этот документ не предусматривает. Несмотря на то, что указанный нормативный правовой акт издан позже, вполне правомочно ставить в административном порядке вопрос об отзыве Заключения ГЭ и ее отмены, в том числе по этим основаниям.

9. Лесопользование арендованного участка леса ООО «Матрокс» осуществляет с существенными нарушениями условий договора аренды № 50-1226-04-05-0515, что позволяет ставить вопрос о его расторжении в общественных интересах и на основании норм действующего законодательства, как противоречащий ст.ст. 72-74 Лесного кодекса РФ, п.18 Приказа Рослесхоза от 26.07. 2011 г. № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка», а также п/п. а. п. 11, п/п. г. п. 16, п. 18 Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 г. №324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

10. Подготовка арендованного участка под коммерческую застройку в границах ООПТ (разметка лесного участка с вырубкой зеленых насаждений, сооружение ограждающего забора на бетонном основании) имеет все признаки приготовления к преступлению и покушения на преступление -незаконную рубку под застройку лесного участка и нарушение режима особо охраняемых природных территорий, классифицируемых по статьям 30, 260 и 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

 

9.Заключение

С апреля по июнь 2013 г. Некоммерческое Партнерство Национальная Экологическая Аудиторская Палата  (НП НЭАП) организовало и провело независимую экологическую экспертизу Проекта освоения лесов для осуществления деятельности на лесном участке площадью 28,7455 га, предоставленном в аренду ООО «Матрокс» в Московской области Одинцовского района Звенигородского лесничества Подушкинского участкового лесничества, квартал 45, выделы 1-8, 10-24 («Немчиновский лес»). Экспертная комиссия была создана Приказом № 08 от 19.04.2013г. Председателя НП НЭАП К.А. Степанова. Работа экспертов была сконцентрирована по двум направлениям: эколого-правовая и эколого-биологическая оценка ситуации, связанной с коммерческим использованием указанного выше арендованного лесного участка и Проектом освоения лесов для осуществления деятельности на данном участке.

Освоение лесов на арендованном ООО «Матрокс» лесном участке в соответствии с Проектом освоения лесов, разработанном в интересах арендатора Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроекта», нарушает права граждан, предусмотренные ст.ст. 2, 17, 18, 36, 41, 42 Конституции РФ, а также ч. 3 ст. 1 Земельного Кодекса РФ, ст. 1 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 3, 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Из совокупности применимых федеральных, региональных и муниципальных правовых норм вытекает однозначный полный запрет на все действия и виды деятельности, которые предусмотрены Проектом освоения лесов.

Конституционные основы (ч. 1 ст. 9, ч. 2ст. 36, ст.ст. 42, 58 Конституции РФ) лесных и земельных отношений провозглашают приоритет публичных интересов и экологических прав граждан перед интересами субъектов хозяйственной и иной деятельности, который имеет свое правовое развитие и закреплен в соответствующих нормах Земельного Кодекса РФ (ст.ст. 1, 3, 12) и Лесного Кодекса РФ (ст.ст. 1, 5, 11, 12). Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановления от 14.05.2009г. № 8-П., от 09.01.1998г. № 1-П., от 07.06.2000 г. № 10-П. и  Определение от 03.02.2010г. № 238-О.) неоднократно обращал внимание на принцип приоритета публичных интересов, принцип экологического и общественного значения лесов, на гарантии соблюдения экологических прав граждан, подчеркивая, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне. Однако несмотря на это ни одно из многочисленных индивидуальных и коллективных обращений граждан к органам исполнительной власти различных уровней, включая Комитет лесного хозяйства МО, по вопросам нарушения законодательства в связи со сдачей в аренду и освоением Немчиновского леса не вызвало со стороны органов исполнительной власти предусмотренных действующим законодательством обязательных действий, которые должны были бы быть направлены на прекращение обозначенных гражданами нарушений. Данный факт наряду с проведенным независимыми экспертами анализом указывает на большую заинтересованность уполномоченного
органа исполнительной власти в области регулирования лесных отношений сделать все возможное для дальнейшего закрепления арендатора на данном лесном участке с нарушением законодательно предусмотренной аукционной процедуры, несмотря на нарушение им договора
аренды (и в части внесения арендной платы в Федеральный бюджет, и в части уборки и поддержания надлежащего санитарного состояния леса, и т.д.).

Выявленные факты искажения важной информации при разработке Проекта освоения лесов и выдаче положительного заключения госэкспертизы по этому Проекту дают основание ставить перед правоохранительными органами вопрос о необходимости проверки всех фактов и обстоятельств, связанных с разработкой и согласованием Проекта освоения лесов, на коррупционную составляющую, а также на предмет злоупотребления служебным положением, подтасовки и фальсификации документов, имеющих решающее значение для дальнейшей судьбы арендованного участка леса (т.е. по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 292 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Для определения экономических последствий от действий арендатора лесного участка ООО «Матрокс» и длительного бездействия представителей органов исполнительной власти, которые были обязаны контролировать арендатора с целью недопущения нарушений законодательства, органам следствия потребуется назначить дополнительную экономико-правовую экспертизу, чтобы более точно оценить размер ущерба, нанесенного государственным и общественным интересам, а также выявить степень вины всех участников сговора, направленного на уничтожение почти 30 га подмосковного леса в угоду коммерческим интересам узкой группы лиц.