№ 1225-р от 31.08.2002.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 31 августа 2002 г. N 1225-р
г. Москва
Одобрить прилагаемую Экологическую доктрину Российской
Федерации, разработанную МПР России с участием органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных экологических организаций,
деловых и научных кругов.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2002 г.
N 1225-р
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современный экологический кризис ставит под угрозу
возможность устойчивого развития человеческой цивилизации.
Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации
биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать
качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление
кризиса возможно только на основе формирования нового типа
взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность
разрушения и деградации природной среды.
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество
жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность
могут быть обеспечены только при условии сохранения природных
систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать
единую государственную политику в области экологии, направленную
на охрану окружающей среды и рациональное использование природных
ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть
одним из приоритетных направлений деятельности государства и
общества.
Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций
биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными
природными экосистемами, представлена значительная часть
биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного,
интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации
обусловливают важную роль России в решении глобальных и
региональных экологических проблем.
К числу основных факторов деградации природной среды на
мировом уровне относятся:
рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
увеличение численности населения планеты при сокращении
территорий, пригодных для проживания людей;
деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение
биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности
природы к саморегуляции и как следствие — невозможность
существования человеческой цивилизации;
возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
недостаточный для перехода к устойчивому развитию
человеческой цивилизации уровень координации действий мирового
сообщества в области решения экологических проблем и регулирования
процессов глобализации;
продолжающиеся военные конфликты и террористическая
деятельность.
К числу основных факторов деградации природной среды
Российской Федерации относятся:
преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в
структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных
ресурсов и деградации природной среды;
низкая эффективность механизмов природопользования и охраны
окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за
пользование природными ресурсами;
резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных,
функций государства в области природопользования и охраны
окружающей среды;
высокая доля теневой экономики в использовании природных
ресурсов;
низкий технологический и организационный уровень экономики,
высокая степень изношенности основных фондов;
последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни
населения;
низкий уровень экологического сознания и экологической
культуры населения страны.
Эти факторы должны учитываться при проведении в Российской
Федерации единой государственной политики в области экологии.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели,
направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации
единой государственной политики в области экологии на долгосрочный
период.
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются
приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Природная среда должна быть включена в систему
социально-экономических отношений как ценнейший компонент
национального достояния. Формирование и реализация стратегии
социально-экономического развития страны и государственная
политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку
здоровье, социальное и экологическое благополучие населения
находятся в неразрывном единстве.
Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской
Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах
Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации
в области охраны окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов, а также на:
фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных
наук;
оценке современного состояния природной среды и ее
воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
признании важного значения природных систем Российской
Федерации для глобальных биосферных процессов;
учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия
человека и природы.
Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции
ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и
последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и
обеспечения устойчивого развития.
2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Стратегической целью государственной политики в области
экологии является сохранение природных систем, поддержание их
целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития
общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и
демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности
страны.
Для этого необходимы:
сохранение и восстановление природных систем, их
биологического разнообразия и способности к саморегуляции как
необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального природопользования и равноправного
доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений
людей;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как
необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья
населения.
Государственная политика в области экологии базируется на
следующих основных принципах:
устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его
экономической, социальной и экологической составляющим, и
признание невозможности развития человеческого общества при
деградации природы;
приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций
биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
справедливое распределение доходов от использования природных
ресурсов и доступа к ним;
предотвращение негативных экологических последствий в
результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных
экологических последствий;
отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с
воздействием на природные системы, если их последствия
непредсказуемы для окружающей среды;
природопользование на платной основе и возмещение населению и
окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения
законодательства об охране окружающей среды;
открытость экологической информации;
участие гражданского общества, органов самоуправления и
деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации
решений в области охраны окружающей среды и рационального
природопользования.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Обеспечение устойчивого природопользования
Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное
использование возобновляемых и рациональное использование
невозобновляемых природных ресурсов.
Для этого необходимы:
внедрение комплексного природопользования, его ориентация на
цели устойчивого развития Российской Федерации, включая
экологически обоснованные методы использования земельных, водных,
лесных, минеральных и других ресурсов;
сокращение в структуре национальной экономики доли
предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие
наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов,
их внутренней структуры и способности к саморегуляции и
самовоспроизводству;
максимально полное использование извлеченных полезных
ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов
при их добыче и переработке;
минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и
добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в
результате разработки месторождений полезных ископаемых;
внедрение систем обустройства сельскохозяйственных земель и
ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным
ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных
технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия
почв на землях сельскохозяйственного назначения;
поддержание традиционной экологически сбалансированной
хозяйственной деятельности;
предотвращение и пресечение всех видов нелегального
использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их
незаконного оборота.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
Основной задачей в указанных сферах является снижение
загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а
также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
Для этого необходимы:
внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех
сферах хозяйственной деятельности;
технологическое перевооружение и постепенный вывод из
эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
оснащение предприятий современным природоохранным
оборудованием;
обеспечение качества воды, почвы и атмосферного воздуха в
соответствии с нормативными требованиями;
сокращение удельного водопотребления в производстве и
жилищно-коммунальном хозяйстве;
поддержка экологически эффективного производства энергии,
включая использование возобновляемых источников и вторичного
сырья;
развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе
переработки отходов;
снижение потерь энергии и сырья при транспортировке, в том
числе за счет экологически обоснованной децентрализации
производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких
потребителей;
модернизация и развитие экологически безопасных видов
транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе
неуглеродного;
переход к экологически безопасному общественному транспорту —
основному виду передвижения в крупных городах;
развитие экологически безопасных технологий реконструкции
жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально
длительное использование.
Сохранение и восстановление природной среды
Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и
восстановление ландшафтного и биологического разнообразия,
достаточного для поддержания способности природных систем к
саморегуляции и компенсации последствий антропогенной
деятельности.
Для этого необходимы:
сохранение и восстановление оптимального для устойчивого
развития страны и отдельных регионов комплекса наземных,
пресноводных и морских природных систем;
сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых
организмов в естественной среде их обитания, в неволе и
генетических банках;
создание и развитие особо охраняемых природных территорий
разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на
основе других территорий с преобладанием естественных процессов
природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого
компонента развития регионов и страны в целом, сохранение
уникальных природных комплексов;
сохранение и восстановление целостности природных систем, в
том числе предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной
деятельности при создании гидротехнических сооружений,
автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий
электропередачи и других линейных сооружений;
сохранение и восстановление природного биологического
разнообразия и ландшафтов на хозяйственно освоенных и
урбанизированных территориях.
4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально
опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях
Основной задачей в этой области является обеспечение
экологической безопасности потенциально опасных видов
деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в
результате техногенного воздействия на окружающую среду.
Для этого необходимы:
осуществление в приоритетном порядке учета интересов и
безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных
производствах и видах деятельности;
обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение
риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду при
проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из
эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в том числе
ядерных установок, включая АЭС, химических, горно-добывающих
предприятий и т. п.);
разработка и реализация мер по снижению и предотвращению
экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований, в том числе при
пусках ракет любого вида;
обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том
числе уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств
химического оружия, а также решение проблемы старого химического
оружия;
снижение производства и использования токсичных и других
особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения;
планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов;
обеспечение экологической безопасности при обращении с
радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными
материалами;
разработка системы чрезвычайного реагирования и системы
оповещения на экологически опасных объектах;
разработка мер по предупреждению и ликвидации экологических
последствий вооруженных конфликтов;
реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному
влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и
химическому воздействию;
реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в процессе
функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей
промышленности, в том числе при производстве, испытании, хранении
и уничтожении оружия массового поражения, а также в результате
деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований.
Экологические приоритеты в здравоохранении
Основными задачами в указанных областях являются улучшение
качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни
населения путем снижения неблагоприятного воздействия
экологических факторов и улучшения экологических показателей
окружающей среды.
Для этого необходимы:
оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;
обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с
установленным нормами;
обеспечение населения экологически безопасными продуктами
питания, в том числе контроль за ввозом, производством и оборотом
продуктов питания и их компонентов, полученных из их генетически
измененных форм;
обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой
техники и других предметов домашнего обихода;
проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных
зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
оказание адресной помощи группам населения, проживающим в
зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным
экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие
матери и др.);
приоритетное оказание лечебной помощи и/или предоставление
компенсации за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от
химического, радиационного и других воздействий, связанных с
экологически опасной деятельностью, а также их потомкам;
поэтапное переселение населения из зон экологического
бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся
реабилитации;
переход хозяйственного комплекса в регионах с экстремальными
природно-климатическими условиями на высокоэффективные
автоматизированные технологии, применение вахтовой и ротационной
систем ведения работ.
Предотвращение и снижение экологических последствий
чрезвычайных ситуаций
Основной задачей в указанной области является выявление и
минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья
населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Для этого необходимы:
своевременное прогнозирование и выявление возможных
экологических угроз, включая оценку природных и техногенных
факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с
негативными экологическими последствиями;
разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных
ситуаций с негативными экологическими последствиями;
обучение населения правилам поведения, действиям и способам
защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими
последствиями;
разработка и совершенствование универсальных средств защиты
населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с
негативными экологическими последствиями.
Предотвращение терроризма, создающего опасность
для окружающей среды
Основной задачей в указанной области является предотвращение
террористических актов, вызывающих ухудшение экологической
обстановки и деградацию природной среды.
Для этого необходимы:
предотвращение диверсий и техногенных аварий с негативными
последствиями для окружающей среды;
предотвращение преднамеренного применения химических веществ,
вызывающих деградацию природной среды;
предотвращение умышленных пожаров, вызывающих уничтожение
природных и аграрных экосистем, а также предотвращение ввоза и
распространения с террористическими целями видов живых организмов,
вызывающих нарушения в данных экосистемах.
Контроль за использованием и распространением чужеродных
видов и генетически измененных организмов
Основной задачей в этой области является организация контроля
за ввозом, использованием и распространением на территории страны
чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Для этого необходимы:
обеспечение эффективной работы карантинных служб,
предотвращение проникновения и несанкционированного ввоза на
территорию страны чужеродных видов и генетически измененных
организмов, а также вредителей, переносчиков и возбудителей
заболеваний;
контроль за проведением акклиматизационных работ внутри
страны;
разработка и реализация системы мероприятий по предотвращению
неконтролируемого распространения чужеродных видов и генетически
измененных организмов в природной среде и ликвидации последствий
этих процессов;
контроль и обеспечение безопасного использования чужеродных
видов и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте.
5. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Развитие системы государственного управления охраной
окружающей среды и природопользованием
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение
эффективного государственного управления охраной окружающей среды
и использованием природных ресурсов, соответствующего
демократическому устройству и рыночной экономике.
Для этого необходимы:
развитие государственного регулирования охраны окружающей
среды и использования природных ресурсов с учетом различных форм
их освоения;
четкое разграничение полномочий и ответственности между
федеральными и региональными органами государственной власти и
органами местного самоуправления в области контроля за
использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;
учет экологических проблем при регулировании отношений
собственности на природные ресурсы;
обеспечение государственного, ведомственного,
производственного, муниципального и общественного экологического
контроля, а также совершенствование системы лицензирования,
сертификации и паспортизации;
развитие государственного нормирования и контроля качества
окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим
субъектам;
совершенствование механизма и усиление роли государственной и
общественной экологической экспертизы, включая экспертизу
проектов, технологий и государственных программ;
внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую
среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;
поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и
средств реагирования на возникающие экологические угрозы и
чрезвычайные ситуации;
создание в секторах промышленности, в которых осуществляется
потенциально опасная деятельность, специализированных
подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации
негативных последствий такой деятельности;
наделение должностных лиц, осуществляющих контроль за
соблюдением законодательства в области использования природных
ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями,
обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных
гарантий.
Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
Основными задачами в указанной сфере являются создание
эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной
среды и экологической безопасности, а также совершенствование
правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной
ответственности за экологические правонарушения и ее
неотвратимости.
Для этого необходимы:
устранение противоречий между природно-ресурсными и
природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а
также между законодательством в области охраны окружающей среды и
нормами иных отраслей права;
обеспечение реализации законодательных актов путем принятия
подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для
полноценного применения федеральных законов;
правовое закрепление необходимости представления
экологического обоснования деятельности как одного из обязательных
условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право
реализации и/или выбора проектов;
развитие системы государственных стандартов Российской
Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в
правовой системе Российской Федерации международных экологических
стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на
окружающую среду;
гармонизация законодательства Российской Федерации в области
охраны окружающей среды и норм международного права в этой области
в рамках обязательств Российской Федерации по международным
договорам;
развитие и активизация судебных механизмов разрешения
противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной
деятельности и государства в области охраны окружающей среды;
укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер
прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;
совершенствование методик расчета и практики компенсации
ущерба в результате экологических правонарушений и/или
осуществление экологически опасных видов деятельности;
обеспечение применения механизмов прекращения незаконной
деятельности.
Экономические и финансовые механизмы
Основной задачей в этой области является экономическое
регулирование рыночных отношений в целях рационального
неистощительного природопользования, снижения нагрузки на
природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных
средств на природоохранную деятельность.
Для этого необходимы:
обеспечение перехода в сфере природопользования к системе
рентных платежей;
включение в экономические показатели полной стоимости
природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также
стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);
создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих
субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их
использование на сохранение и восстановление природной среды, в
том числе биоразнообразия;
реализация в полной мере принципа «загрязнитель платит»;
обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их
объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;
разработка научно обоснованной методики определения размера
компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью
граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и
природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате
экологически опасной деятельности, в том числе военной,
обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба
окружающей среде и здоровью населения;
обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны
окружающей среды как одного из приоритетных направлений
деятельности государства;
создание системы финансирования природоохранных работ на
конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и
внебюджетных источников;
формирование и применение налоговой и тарифной политики,
стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой
переработки;
создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих
использование экологически чистых технологий, товаров и услуг
независимо от страны-производителя;
совершенствование механизмов изменения форм собственности и
купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с
учетом задач сохранения и восстановления природной среды (включая
оценку прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению
реабилитационных мероприятий и др.);
установление механизма финансовых гарантий, включая
экологическое страхование, связанных с возможным негативным
воздействием на окружающую среду;
содействие развитию экологического аудита действующих
предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и
добровольной сертификации;
внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе
стимулирующих повторное использование и вторичную переработку
промышленных товаров;
введение ответственности производителя за произведенный
продукт на всех стадиях — от получения сырья и производства до
утилизации; создание условий для внедрения системы лизинга
экологически безопасных промышленных товаров длительного
пользования, в том числе для личных нужд;
использование схем международных финансово-экономических
расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной
устойчивости биосферы («долги за природу», углеродный кредит и
другие механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и
соглашениями);
формирование условий для стимулирования благотворительности в
области охраны природы.
Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Основной задачей в этих областях является обеспечение
государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан
достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее
возможных неблагоприятных изменениях.
Для этого необходимы:
развитие единой государственной системы экологического
мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг
биотических и абиотических компонентов природной среды;
совершенствование нормативной базы, регламентирующей
взаимодействие федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая
формирование фонда информационных ресурсов;
совершенствование системы показателей, создание методологии
экологического мониторинга Российской Федерации, а также
техническое и материальное обеспечение деятельности системы
экологического мониторинга;
обеспечение достоверности и сопоставимости данных
экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и
регионам страны;
совершенствование системы учета и контроля ядерных
материалов, радиоактивных веществ и отходов;
проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;
выявление и обозначение на местности всех территорий,
подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах,
представляющих опасность для окружающей среды и населения;
инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и
захоронений отходов; оценка риска возникновения чрезвычайных
экологических ситуаций и путей их предотвращения;
формирование и ведение кадастров экологически опасных
объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
инвентаризация территории для выявления и специальной охраны
земель, пригодных для производства экологически чистой
сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими
запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо
важные средообразующие функции и обладающих особым
рекреационно-оздоровительным значением;
формирование системы государственных кадастров природных
ресурсов, особо охраняемых природных территорий и территорий
традиционного природопользования;
обеспечение открытости информации о состоянии окружающей
среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан
к информации в сфере экологии, жизненно важной для их
безопасности;
информационное обеспечение учета результатов государственной
экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов,
подлежащих обязательной экологической экспертизе.
Научное обеспечение
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты
окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических
основах устойчивого развития, выявление новых экологических
рисков, порождаемых развитием общества, а также природными
процессами и явлениями.
Для этого необходимы:
формирование теоретических и технологических основ перехода к
устойчивому развитию Российской Федерации;
разработка экологической составляющей стратегического
прогноза развития России;
исследование возможного глобального и регионального изменения
климата и его последствий для природной среды;
исследование биологических систем и их средообразующих
функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости
природных систем;
разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих
технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и
оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
разработка научных принципов и технологий использования
возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных,
охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их
устойчивое воспроизводство;
разработка принципов использования атмосферного воздуха
(воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;
разработка эффективных методов сохранения биологического
разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных
территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов
животных и растений, а также природных сообществ и систем;
анализ распространения чужеродных и генетически измененных
видов живых организмов и разработка соответствующих методов
контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
разработка методологии и методов эколого-экономической
оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с
учетом их средообразующей функции, для использования при принятии
решений в различных отраслях экономики Российской Федерации;
создание основ определения экологических рисков в целях
создания системы управления качеством природной среды;
разработка средств и методов предупреждения и ликвидации
загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных
отходов;
изучение связи между заболеваниями людей и изменениями
качества окружающей среды;
разработка и развитие современных методов экологического
мониторинга, а также информационных технологий в целях
государственного управления в области природопользования и охраны
окружающей среды.
Экологическое образование и просвещение
Основной задачей в этих областях является повышение
экологической культуры населения, образовательного уровня и
профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Для этого необходимы:
создание государственных и негосударственных систем
непрерывного экологического образования и просвещения;
включение вопросов экологии, рационального
природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития
Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях
образовательного процесса;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов
экологического образования и эколого-просветительской
деятельности;
подготовка и переподготовка в области экологии педагогических
кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного
образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого
развития Российской Федерации;
включение вопросов формирования экологической культуры,
экологического образования и просвещения в федеральные целевые,
региональные и местные программы развития территорий;
государственная поддержка деятельности системы образования и
просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и
образование;
разработка стандартов образования, ориентированных на
разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
развитие системы подготовки в области экологии руководящих
работников различных сфер производства, экономики и управления, а
также повышения квалификации специалистов природоохранных служб,
правоохранительных и судебных органов;
повышение информированности деловых кругов по вопросам
законодательства в области охраны окружающей среды, рационального
природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а
также обучение их методам управления с учетом экологического
фактора;
поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в
средствах массовой информации.
Развитие гражданского общества как условие реализации
государственной политики в области экологии
Основной задачей в этой области является государственное
содействие экологизации гражданского общества.
Для этого необходимы:
совершенствование законодательства для создания правовых
условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации
экологически значимых решений, в том числе путем проведения
опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и
референдумов;
обеспечение возможности прохождения альтернативной
гражданской службы на объектах и в структурах, реализующих
политику в области экологии;
поддержка экологических общественных движений и
благотворительной деятельности;
создание условий для поддержания и развития традиционного
экологически сбалансированного природопользования коренных
малочисленных народов;
совершенствование законодательства в целях развития
общественного экологического контроля, в том числе общественных
инспекций.
Региональная политика в области экологии
Основными задачами в этой области являются экологически
обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных
объектов и максимальное использование возможностей и специфики
субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
Для этого необходимы:
внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового,
принципа управления природными комплексами;
концентрация имеющихся и создаваемых производств на уже
трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
резервирование на основе эколого-экономического обоснования,
в том числе исключение из хозяйственного использования,
территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной
деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных
систем при освоении этих территорий;
учет задач по сохранению целостности природных комплексов в
процессе территориального планирования;
расширение практики использования местных природных, сырьевых
и энергетических ресурсов на основе экологически чистых
технологий;
обеспечение приоритетного участия коренных малочисленных
народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они
традиционно проживают.
Международное сотрудничество
Основной задачей в этой области является реализация интересов
Российской Федерации путем участия в решении глобальных и
региональных экологических проблем и регулировании глобализации в
интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Для этого необходимы:
участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового
сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в
разработке и выполнении международных договоров по ее охране;
содействие экологизации положений действующих и планируемых
международных договоров;
активное участие в международных экологических организациях,
в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;
обеспечение обязательной государственной экологической
экспертизы и экологического контроля всех международных программ и
проектов, реализуемых на территории России;
упреждающее воздействие на процесс глобализации путем
активного участия Российской Федерации в международных
переговорах, касающихся использования природных ресурсов,
трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных
нанести экологический ущерб населению и природной среде.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реализация положений настоящего документа предполагает
разработку планов действий на федеральном, региональном и
отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер
государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей
среды и рационального природопользования. Конкретизация положений
настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности
общества и государства и особенностям проведения государственной
политики в области экологии по различным субъектам Российской
Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития
субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.