ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Комментарии аудитора-эколога Чепелкина М.Е. — руководителя отдела экологического аудита ООО «Космос-Аудит»

!Комментарии  выделены в тексте курсивом!

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности

 

Статья 1. Основные понятия

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

экологическая аудиторская деятельность – деятельность по проведению экологического аудита, осуществляемая экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами, имеющими лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;

экологический аудит – независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

В проекте ФЗ отсутствует определение понятия «требования в области охраны окружающей среды». Это сборное понятие, в каком-то едином виде не существует, т.е. нет единого документа, определяющего все требования. Логичней будет: … соответствия объектов экологического аудита критериям, которые указываются в аудиторском отчёте, т.е. на соответствие каким критериям аудитор производит проверку. В качестве критериев могут быть использованы:  нормы федеральных законов, подзаконных актов федерального и регионального уровня, отраслевые нормы, внутрифирменные требования, требования международных стандартов и т.п. К тому же критерии аудита – это международная практика.

Либо: … соответствия объектов экологического аудита законодательству в области охраны окружающей среды.

Экологическое законодательство — законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Экологический аудит – независимая, документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей средыи рационального природопользования и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

экологический аудитор – физическое лицо, имеющее подготовку в области охраны окружающей среды и получившее квалификационный аттестат экологического аудитора, выданный в установленном настоящим Федеральным законом порядке, и осуществляющее экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального экологического аудитораили работника экологической аудиторской организации;

Не учтено важное обстоятельство, что аудитор должен работать на основании трудового договора, а не договора подряда. В противном случае аудитор может заключить договор подряда с множеством аудиторских организаций.

экологическая аудиторская организация – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;

индивидуальный экологический аудитор – индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;

аудируемое лицо – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится экологический аудит;

заказчик экологического аудита – аудируемое лицо, юридическое или физическое лицо, являющееся его учредителем, собственник имущества аудируемого лица, арбитражный управляющий, органы местного самоуправления, уполномоченные на приватизацию муниципального имущества,заключившие договор на оказание услуг
по проведению экологического аудита;

документы в области охраны окружающей среды – разрешительные, отчетные, проектные и иные документы, на основании которых допускается осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, наличие которых является обязательным в соответствии
с законодательством в области охраны окружающей среды;

заключение экологического аудита – официальный документ, содержащий мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудиторао соответствии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды, составленный и оформленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

Проектом не учтен такой важный документ как Отчёт аудитора руководству аудируемого лица о результатах проведения экологического аудита, в котором аудитор подробно описывает суть нарушения (несоответствия), даём правовую оценку нарушению, указывает на возможность привлечения к ответственности (уголовной, административной), а также рекомендует возможный способ устранения нарушения. Например, в сфере фин. аудита именно отчёт имеет практическое значение для предприятия, а заключение предоставляется сторонним лицам (собственнику, органам государственной власти).

Согласно трактовке понятия, представленного в Проекте, заключение может быть только положительным, т.к. в понятии указано на то, что заключение — официальный документ, содержащий мнение … о соответствии объекта… В таком случае, какой же итоговый документ аудитор должен составить если объект аудита не соответствует требованиями законодательства? Необходимо предусмотреть в Проекте такую категорию заключения как «модифицированное», которое составляется в случае выявления аудитором нарушений в деятельности аудируемого лица.

Заключение — это документ, предоставляемый заказчику аудита,  по завершении аудита и который отвечает на вопрос: отвечает ли объект экологического аудита критериям аудита, в заключение аудитор выносит наиболее существенные (которые способны негативно повлиять на предприятие, его финансовое состояние) нарушения. Как правило, пользователем заключения является высшее руководство, функцией которое является управление и принятие управленческих решений, а не решение текущих (не существенных) проблем предприятия. Любой руководитель хочет знать – отвечает/не отвечает деятельность предприятия в области охраны окружающей среды требованиям законодательства, и если присутствуют существенные нарушения – долженсвоевременно узнать о нарушении, чтобы своевременно принять управленческое решение, которое не допустит применение мер наказания со стороны контрольно-надзорных органов и не приведёт к экологической катастрофе, причинению вреда окружающей среде.

заведомо ложное заключение экологического аудита – заключение экологического аудита, составленное без проведения экологического аудита или составленное по результатам экологического аудита, но явно противоречащее деятельности (содержанию) объектов экологического аудита, рассматриваемых экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором в ходе экологического аудита.Заведомо ложным заключение экологического аудита признается по решению суда.

 

Статья 2. Объекты, субъекты экологического аудита

 

1. Объектами экологического аудита являются:

1) хозяйственная и иная деятельность;

2) документы в области охраны окружающей среды;

3) имущество;

4) иные объекты,заявленные заказчиком добровольного экологического аудита.

Внезапно появляется понятие «заказчик добровольного экологического аудита». Логически понимаешь, что есть добровольный и обязательный ЭА.В терминах отсутствуют понятия-добровольный ЭА, обязательный ЭА. Почему заказчик обязательного аудита лишён права дополнительно определять объекты ЭА ?

2. Субъектами экологического аудита являются:

1) экологическая аудиторская организация;

2) индивидуальный экологический аудитор;

3) экологический аудитор;

4) аудируемое лицо;

5) заказчик экологического аудита.

Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность экологических аудиторских организаций, применяются также к индивидуальным экологическим аудиторам, если иное
не предусмотрено в тексте настоящего Федерального закона.

 

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области экологической аудиторской деятельности

 

1. Отношения в области экологической аудиторской деятельности регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством
в области охраны окружающей среды, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Требования к порядку осуществления экологической аудиторской деятельности, процедурам проведения экологического аудита, обеспечению внутреннего контроля качества определяются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

  1. Отношения между индивидуальным экологическим аудитором, экологической аудиторской организацией и аудируемым лицом регулируются договором на оказание услуг по проведению экологического аудита, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

Статья 4. Цели и принципы экологического аудита

 

1. Экологический аудит осуществляется в целях предотвращения нарушения требований (законодательства)в области охраны окружающей среды и обеспечения выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также по ликвидации ее последствий.

2. Экологический аудит осуществляется в соответствии
со следующими принципами:

1) квалифицированность экологических аудиторов;

2) независимость экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов;

3) беспристрастность экологических аудиторов;

4) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных
в процессе осуществления экологического аудита и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну,
и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

5) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов.

 

Статья 5. Обязательный экологический аудит

 

1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:

1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов
I –IIIклассов опасности;

2) выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды, реализации программы повышения экологической эффективностис учетом достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов;

3) реализации проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;

4) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

5) реализации деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в отношении которойоказанымеры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды»;

6) принятия решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории;

7) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории.

  1. Обязательный экологический аудит проводится:

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, –один раз в три года;

2) в случае, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, – ежегодно в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды, программой повышения экологической эффективности с учетом достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов;

3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, –не позднее шести месяцев после окончания реализации проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

4) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, –не позднее шести месяцев после выполнения мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

5) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, –ежегодно;

6) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 настоящей статьи,–на этапе открытия конкурсного производства;

7) в случае, предусмотренном пунктом 7 части 1 настоящей статьи,–на этапеинформационного обеспечения приватизации государственного или муниципального имущества.

3. В рамках обязательного экологического аудита:

1) при осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов I – III классов опасности проводится оценка соответствия хозяйственной
и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды
в части обезвреживанияотходов I – III классов опасности;

2) при выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, реализации программы повышения экологической эффективности проводится оценка соответствия отчета о выполнении мероприятий плана мероприятий по охране окружающей среды, реализации программы повышения экологической эффективностии результатов выполнениямероприятийуказанных планаи программы требованиям
в области охраны окружающей среды в части достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов;

3) при реализации проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, проводится оценка соответствия отчета о выполнении проекта восстановительных работ и результатов выполнения мероприятий указанного проекта требованиям в области охраны окружающей среды в части возмещения вреда окружающей среде;

4) при выполнении мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории проводится оценка соответствия отчета о выполнении мероприятий специальных экологических программ радиационно загрязненных участков территории и результатов выполнения мероприятий указанных  программ требованиям в области охраны окружающей среды в части реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

5) при реализации деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в отношении которой оказаны меры государственной поддержки, проводится оценка соответствия отчета
о выполнении мероприятий по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и результатов выполнения данных мероприятий требованиям в области охраны окружающей среды в части снижения негативного воздействия на окружающую среду;

6) при принятии решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производствана объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории проводится оценка соответствия имуществаи документов в области охраны окружающей средыдолжника требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате
за негативное воздействие на окружающую среду, необходимостивосстановлениянарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта;

7) при принятии решения о приватизации объектов,оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории  проводится оценка имущества, подлежащего приватизации,
и документов в области охраны окружающей среды требованиям
в области охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, необходимости восстановлениянарушенного состояния окружающей средыв результате деятельности указанного объекта.

4. Копия заключения экологического аудита по результатам проведения обязательного экологического аудита,подписанная руководителем и заверенная печатью заказчика экологического аудита, направляется заказчиком экологического аудита в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган государственной власти в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня утверждения заключения экологического аудита.

Возможно, допущена ошибка в тексте статьи, заключение не подписываетсяаудируемым лицом. Не вижу никаких проблем, чтобы заказчик экологического аудита предоставил 1 экз. оригинального заключения. Аудитор может изготовить несколько оригиналов, в том числе и для уполномоченного органа.

5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность за невыполнение требований об обязательном экологическом аудите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какая ответственность будет предусмотрена,административная ?Размер штрафных санкций ?

 

Статья 6. Добровольный экологический аудит

 

1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.

2. Добровольный экологический аудит может быть:

1) комплексным экологическим аудитом;

2) специальным экологическим аудитом;

Специальный экологический аудит может быть:

а) покомпонентным экологическим аудитом;

б) экологическим аудитом нормативов допустимого воздействия
на окружающую среду.

3. При проведении комплексного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части рационального использования и охраны недр, использования и охраны земель, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы.

Заключение комплексного экологического аудита, содержащего оценку соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов
в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части рационального использования и охраны недр, использования и охраны земель, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, в случаях, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, рассматривается в качестве заключения обязательного аудита, предусмотренного статьей 5 настоящего Федерального закона.

4. Наряду с установленными частью 3 настоящей статьи требованиями может проводиться оценка соответствия хозяйственной
и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды,иных объектов аудируемого лица иным требованиям в области охраны окружающей среды (в том числе международным).

5. При проведении покомпонентного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды,иных объектов аудируемого лица требованиям в области охраны отдельных компонентов окружающей среды.

6. При проведении экологического аудита нормативов допустимого воздействия на окружающую среду осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности,проектов (расчетов) нормативов допустимых выбросов,нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, лимитов на размещение отходов производства
и потребления, иных нормативов допустимого воздействия
на окружающую среду аудируемого лица, предусмотренных законодательством Российской Федерации,требованиям в области охраны окружающей среды.

7. В целях обеспечения стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита копия заключения экологического аудита по результатам добровольного экологического аудита,подписанная руководителем
и заверенная печатьюзаказчика экологического аудита, применяетсязаказчиком экологического аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) при проведении комплексного экологического аудита — для переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года;

2) при проведении экологического аудита нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – для установления таких нормативов в упрощенном порядке без проведения проверки
их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды.

8. Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные механизмы стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита.

 

Статья 7. Заключение экологического аудита

 

1. По результатам проведения экологического аудита составляется заключение экологического аудита.

2. Заключение экологического аудита должно содержать:

1) наименование «Заключение экологического аудита»;

2) указание на вид экологического аудита (обязательный, добровольный комплексный, добровольный специальный);

3) дату начала и окончания проведения экологического аудита;

4) сведения об аудируемом лице: наименование, основной государственный регистрационный номер, организационно-правовую форму, адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

5) сведения об экологической аудиторской организации, индивидуальном экологическом аудиторе, экологическом аудиторе, участвующих в проведении экологического аудита: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального экологического аудитора, экологического аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, регистрационный номер лицензии
на осуществление экологической аудиторской деятельности, номера квалификационных аттестатов экологических аудиторов, участвовавших в проведении экологического аудита;

6) описание объектов экологического аудита, в том числе код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, сведения о его фактическом месте нахождения и категории;

7) сведения о составе и объеме работ, выполненных экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором для выражения мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

8) описание выявленных несоответствий (при наличии);

9) мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора о соответствии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

10) личные подписи экологических аудиторов, участвовавших
в проведении экологического аудита;

11) дату утверждения заключения экологического аудита.

3. Требования к составлению и оформлению заключения экологического аудита устанавливаются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности.

4. Заключение экологического аудита утверждается руководителем экологической аудиторской организации, индивидуальным экологическим аудитором.

5. Заключение экологического аудита представляется экологической аудиторской организацией заказчику экологического аудита.

6. Дача заведомо ложного заключения экологического аудита влечет административную и уголовную ответственность.

7. Копии заключений экологического аудита, направленные
в уполномоченные органы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5, частью 7статьи 6 настоящего Федерального закона, включаются в Государственный реестр заключений экологического аудита.

  1. Государственный реестр заключений экологического аудита состоит из федерального государственного реестра заключений экологического аудита и региональных государственных реестров заключений экологического аудита, ведение которого осуществляется
    в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Ведение федерального государственного реестра заключений экологического аудита осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Ведение региональных государственных реестров заключений экологического аудита в отношении объектов регионального государственного надзора осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Данные федерального государственного реестра заключенийэкологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные
в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данные региональных государственных реестров заключений экологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные
в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Статья 8. Права и обязанности экологических аудиторских организаций

 

1. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации вправе:

самостоятельно определять формы и методы проведения экологического аудита, руководствуясь федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;

требовать и получать у аудируемого лица  документы вобласти охраны окружающей среды;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения
вустной иписьменной формах по возникшим в ходе экологического аудита вопросам;

получать у третьих лиц сведения вустной иписьменной формах
по возникшим в ходе экологического аудита вопросам;

проводить необходимые для экологического аудита исследования
и измерения (отбор и анализ проб воды, воздуха, почв);

отказаться от проведения экологического аудита или от выражения своего мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды в случае:

а) непредставления аудируемым лицом всех необходимых документов в области охраны окружающей среды, документов, связанных с осуществляемой аудируемым лицом хозяйственной и иной деятельностью;

б) создания препятствий обследованию деятельности и территории аудируемого лица, необходимому для проведения экологического аудита;

в) выявления в ходе экологического аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение экологической аудиторской организации о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы обязаны:

предоставлять по требованию аудируемого лица, заказчика экологического аудита необходимую информацию отребованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения экологического аудита, а также онормативных правовых актах Российской Федерации, требования которых использованы при подготовке заключения экологического аудита;

предоставлять по требованию аудируемого лица, заказчика экологического аудита информацию о ходе проведения аудита;

обеспечивать сохранность сведений, документов, получаемых
и (или) составляемых ими при осуществлении экологического аудита;

не передавать получаемые и (или) составляемые
при осуществлении экологического аудита сведения,документы или их копии третьим лицам либоразглашать их содержание без письменного согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, сделанных ими в заключении экологического аудита;

соблюдать федеральные правила экологической аудиторской деятельности;

обеспечивать внутренний контроль качества экологической аудиторской деятельности в соответствии с утвержденными ими правилами внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности, требования к организации которого устанавливаются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;

исполнять иные обязанности, договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Экологический аудит в отношении аудируемых лиц, деятельность которых составляет государственную тайну, в документах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. За неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы и экологические аудиторы несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную
и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы вправе заниматься любой не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью с учетом положений статьи 9 настоящего Федерального закона.

 

Статья 9. Ограничения на проведение экологического аудита экологическими аудиторскими организациями

 

Экологический аудит не может осуществляться:

1) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами;

2) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, ихдолжностными лицами, несущими ответственность
за организацию иосуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие наокружающую среду;

3) экологическими аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти экологические аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой экологической аудиторской организацией учредителей (участников);

4) экологическими аудиторскими организациями, работники которых состоят вблизком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами, осуществляющими государственный экологический надзор;

5) экологическими аудиторскими организациями, оказывавшими аудируемым лицам в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению экологического аудита, услуги
по подготовке документов, которые являются объектами данного экологического аудита;

6) индивидуальными экологическими аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями
ииными должностными лицами, несущими ответственность
заорганизацию иосуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой дляполучения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;

7) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими
вблизком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители,дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, ихдолжностными лицами, несущими ответственность за организацию иосуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;

8) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители,дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами органов государственного экологического надзора.

 

Статья 10. Права и обязанности заказчика экологического аудита

 

1. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита вправе:

получать информацию о ходе проведения экологического аудита;

получать от экологических аудиторских организаций информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, на которых основывается заключение экологического аудита;

осуществлять иные права, предусмотренные договором на оказание услуг по проведению экологического аудита и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита обязан:

осуществлять содействие экологическим аудиторским организациям для своевременного и полного проведения экологического аудита, предоставлять сведения, в том числе документы и документацию, необходимые дляосуществления экологического аудита, давать
по устному илиписьменному запросу экологических аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной
и письменной формах;

не осуществлять действий, препятствующих проведению экологического аудита;

исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на проведение экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

 

Статья 11. Лицензирование экологической аудиторской деятельности

 

1. Экологическая аудиторская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

2. Лицензия на осуществление экологической аудиторской деятельности (далее — лицензия) выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Соискателями лицензии являются экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы.

4. Порядок лицензирования экологической аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, прекращения, переоформления и аннулирования лицензий, лицензионные требования
и условия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 12. Порядок аттестации экологического аудитора

 

  1. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее — претендент):

1)  сдало квалификационный экзамен;

2)  имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы в области охраны окружающей среды, не менее пяти лет;

3)  имеет высшее профессиональное образование в области охраны окружающей среды (экологии и рационального природопользования) или высшее профессиональное образование в иной области и дополнительное (к высшему) образование в области охраны окружающей среды в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

  1. Порядок проведения квалификационного экзамена, а также перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  2. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  3. Экологический аудитор обязан раз в два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации в области экологического аудита
    в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям законодательства в области образования. Требования к минимальному содержанию программ повышения квалификации в области экологического аудита утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.
  4. Правительство Российской Федерации утверждает порядок аттестации и переаттестации экологических аудиторов.
  5. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора принимается в случае, если претендент
    не соответствует хотя бы одному из требований части 1 настоящей статьи.
  6. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается на пять лет без ограничения территории его действия.

8. Экологический аудитор обязан раз в пять лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить переаттестацию.

Какой смысл в переаттестации? Даже финансовые аудиторы, получив квалификационный аттестат, не проходят переаттестации, только повышение квалификации. Образовательный центр самостоятельно уведомляет Аудиторскую палату о повышении квалификации аудитором.

К переаттестации допускается экологический аудитор при условии:

1) наличия стажа работы, связанной с проведением экологического аудита, не менее пяти лет;

2) наличия копий документов, подтверждающих повышение квалификации в области экологического аудита в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям законодательства в области образования в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

3) наличия копии квалификационного аттестата экологического аудитора;

4) наличия документов, подтверждающих наличие лицензии
на осуществление экологической аудиторской деятельности
у экологических аудиторских организаций, в которых он работал
на основании трудового договора с приложением копии трудового договора (для экологических аудиторов), либо копии документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление экологической аудиторской деятельности (для индивидуальных экологических аудиторов).

Если человек в течении 5 лет несколько раз менял место работы, он что должен хранить все копии лицензий этих аудиторских организаций ?

9. Квалификационный аттестат экологического аудитора аннулируется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случаях:

1) получения квалификационного аттестата экологического аудитора на основании ложных сведений и подложных документов;

2) получения квалификационного аттестата экологического аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным частями 1 и 8 настоящей статьи;

3) несоблюдения экологическим аудитором требований статьи 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения экологическим аудитором при проведении экологического аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных правил аудиторской деятельности, подтвержденные лицензирующим органом;

5) подписания экологическим аудитором заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься экологической аудиторской деятельностью;

7) несоблюдения экологическим аудитором требования
о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного частью 4 настоящей статьи;

8) уклонения экологического аудитора от прохождения внутреннего контроля качества работы со стороны экологической аудиторской организации, с которой экологический аудитор состоит
в трудовых отношениях, подтвержденные указанной экологической аудиторской организации;

9) аннулирования лицензии у экологической аудиторской организации, с которой экологический аудитор состоит в трудовых отношениях.

Лицензии лишается аудиторская компания из-за виновных действий. Почему аудитор лишается аттестата, если у аудиторской организации аннулируется лицензия? Лицензии лишается компания, а аудитор почему лишается аттестата?

10. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет реестр выданных, а также аннулированных квалификационных аттестатов экологического аудитора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора и об аннулировании квалификационного аттестата экологического аудитора может быть оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2017 года, за исключением норм статей 5, 6.

2. Статьи 5, 6 настоящего Федерального законавступают в силу
с 1 января 2019 года.

           ПрезидентРоссийской Федерации