09.10.2014: Комментарии Н.Г.Гладышева -экоаудитора, удостоверение НП «НЭАП» Н-01-05-06-303,проф. каф.хим. технологии и пром. экологии Самарского государственного технического университета, д.т.н.
Предлагается оставить определение экологического аудита, данное ФЗ № 7«Об охране окружающей среды» от 10.01.2002
Обоснование
Обсуждаемый законопроект определяет субъекты экологической аудиторской деятельности (ст. 1, п. 5), но ничего не сообщает об объектах этой деятельности. Это разрушает ключевое единство в системе «объект – субъект». По умолчанию (ст. 1, п. 2) законопроект признает объектом аудитаэкодокументациюаудируемого лица (которая является лишь некоторым отражением действительности). Фактически законопроект ставит на чаши весов аудитора два множества документов:1 – «природоохранное законодательство», 2– «экодокументацияаудируемого лица».На самом деле аудитор должен оценивать соответствие не только по формуле «документ» @? «документ», а по формуле «факт»@? «документ». При этом не исключается и использование аналитики типа «документ» @? «документ».
Обоснованность доказательств и принимаемых решений зависит от качества информации. Наиболее ценными являются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций. Качество доказательств определяется приближенностью к реальным событиям, установлением соответствия между доказательством и имевшим место фактом. Реальный факт может быть искажен документом, включая полное отсутствие отражения факта в документе.
Природоохранная документация вторична по отношению к производственной документации, на основе которой она разработана. Для экоаудиторов наибольший интерес представляют первичные документы, оперативно отражающие хозяйственные процессы, например данные инвентаризации товарно-материальных ценностей.По данным первичных документов можно сделать категорический вывод о нарушениях и злоупотреблениях, либо об их отсутствии. Однако ст. 1, п. 2 законопроекта («Для целей настоящего Федерального закона под документами в области охраны окружающей среды аудируемого лица понимаются документы (или) документация, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды») лишает экоаудитораправа доступа к другим документам (технологическим регламентам, инвентаризационным ведомостям и т.п.).
Проект закона в предлагаемом определении понятия «экологический аудит» фактически отказывает аудитору в праве объективной диагностики соответствия деятельности аудируемого лица требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.