Резолюция
Резолюция
международной конференции «Экологический аудит в России. Перспективы развития»
1 июня 2012 года, Москва, Президент-отель.
1 июня 2012 года в городе Москве, при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Национальной экологической аудиторской Палаты состоялась Международная конференция «Экологический аудит в России. Перспективы развития», в работе которой приняли участие представители министерств, ведомств, научных учреждений, общественных организаций, деловых кругов, а также иностранные гости и наблюдатели.
Работа конференции была организована в форме пленарного заседания и круглых столов по основным проблемам формирования системы экологического аудирования в Российской Федерации.
На Конференции обсуждались вопросы международного сотрудничества в области экологического аудита, гармонизации стандартов экологической практики и развития образовательных программ, значении экологического аудита в обеспечении реализации инвестиционных программ, места и роли экологического аудита в системе обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.
Участники конференции единодушно отмечали, что экологическая ситуация в России становится препятствием на пути устойчивого социально-экономического развития страны, ведет к ограничениям в размещении производств и создании инфраструктуры, потере конкурентоспособности российской продукции, росту социальной напряженности в регионах. Так же отмечалось усиление роли экологического фактора в состоянии здоровья населения, сокращения продолжительности жизни, распространение эколгически зависимых нарушений здоровья.
Активное внедрение экологического аудита, как инструмента обеспечения экологизации экономики, способствует интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности. Такая интеграция является частью работы по гармонизации отечественного законодательства с актами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и имеет особое значение в процессе вступления России в ВТО.
Участники конференции выразили озабоченность в том, что процесс совершенствования российского природоохранного законодательства значительно отстает от современных требований. Так, до сих пор не приняты законы «Об экологическом аудите», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «Об экологическом страховании», «Об отнесении территорий к зонам экологического неблагополучия» и ряд других.
Участники конференции отмечают, как позитивный фактор, активизацию в последние годы деятельности руководства страны в сфере обеспечения экологической безопасности (проведение заседаний Совета Безопасности Российской Федерации, Госсовета, поручения Президента Российской по проблемам охраны окружающей среды и экологической безопасности).
30 апреля 2012 года Президент Российской Федерации утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Однако, к сожалению, данный документ не является нормативным актом, т.к. не утвержден постановлением Правительства или Указом Президента Российской Федерации, является не обязательным для исполнения и носит рекомендательный характер.
Было так же отмечено, что до сих пор многие положения Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, остаются не выполненными.
Конференция считает, что для эффективного использования механизма экологического аудита в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации необходимо:
— принять законы «Об экологическом аудите», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «Об экологическом страховании», «Об отнесении территорий к зонам экологического неблагополучия», принять концепцию «Экологического кодекса Российской Федерации»;
-восстановить механизм обязательного проведения государственной экологической экспертизы проектов строительства экологически опасных объектов;
— включать в ежегодные послания Президента Российской Федерации раздел по проблемам экологической безопасности и информацию о причинах не выполнения требований Экологической доктрины Российской Федерации;
— региональным органам исполнительной власти активнее использовать результаты экоаудиторской деятельности при реализации инвестиционных проектов;
-развивать международное сотрудничество в сфере совершенствования экологического аудирования;
-рекомендовать деловому сектору более активно внедрять практику экологического аудирования в различных областях хозяйственной деятельности;
-внедрять в процесс экоаудиторской деятельности оценку экологического риска для здоровья населения при проектировании, строительстве, реконструкции промышленных объектов, определении приоритетов по выводу опасных производств за пределы населенных пунктов;
— при подготовке рекомендаций по результатам экоаудита обеспечить мероприятия по ужесточению контроля за распространением чужеродных видов и генетически модифицированных организмов в природных экосистемах;
С учетом состоявшегося обсуждения участники Конференции просят
Президента Российской Федерации:
утвердить указом Президента Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить принятие федеральных законов «Об экологическом аудите» », «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «Об экологическом страховании», «Об отнесении территорий к зонам экологического неблагополучия», поправок к федеральному закону «Об экологической экспертизе».
Правительство Российской Федерации:
— в рамках мероприятий по совершенствованию природоохранного законодательства ускорить разработку «Экологического кодекса», учитывающего основные направления экоаудиторской деятельности;
-определить НП «Национальная экологическая аудиторская Палата» головной организацией по координации и аккредитации субъектов экоаудиторской деятельности в Российской Федерации.
Генеральной прокуратуре, органам судебной власти, Счетной Палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции в сфере охраны окружающей среды:
при проведении оценки природоохранной деятельности организаций и экологической экспертизы проектов использовать процедуру экологического аудита.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
продолжить работу по привлечению аудиторов – экологов, аттестованных НП «Национальная экологическая аудиторская Палата» и аккредитованные аудиторские организации для проведения экологического аудита.
Участники Конференции выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций послужит важным импульсом в деле дальнейшего совершенствования системы экологического аудирования в Российской Федерации.