Хотите улучшить экологию? Создайте инфраструктуру

Хотите улучшить экологию? Создайте инфраструктуру

Как правильно развивать культуру ответственного потребления и что нужно для создания экологической инфраструктуры РБК Тренды рассказал президент пивоваренной компании «Балтика» Ларс Леманн
Об опасности громких заявлений
Прозвучит удивительно, но я убежден, что в реализации экологических инициатив нет никаких рисков вообще. Точнее, он только один — риск пообещать и не сделать. Экологичное позиционирование компании, которое подкрепляется исключительно слоганами, очень опасно и, я думаю, что избежать этого поможет более четкое планирование своей работы.

У нас есть программа устойчивого развития «Цель 4НОЛЯ: вместе для будущего» с глобальными целями на 2030 год, но, как я уже сказал, мы не из тех компаний, которые делают громкие заявления. Экологические инициативы не терпят пустых разговоров, поэтому мы разбили нашу программу на несколько временных промежутков в три года, и постепенно идем к поставленным целям.

Мы начали программ в 2017 году и уже добились хороших результатов. В 2019 году мы переработали 44% эквивалентного объема от всех наших отходов упаковки. Цель на 2022 — обеспечить сбор и переработку не менее 50% эквивалента всего объема выпускаемой на рынок упаковки, включая 58% ПЭТ.

О контейнерах и страсти к переработке
Задумайтесь, как вы обращаетесь с отходами. Собираете в один мешок и относите на помойку? В идеальном мире каждый тип мусора должен быть отсортирован дома и положен в соответствующий контейнер. Но такой сценарий невозможен, если у в вашем районе просто не будет места, куда можно выбросить мусор «правильно».

Как сортировать и правильно утилизировать отходы во время эпидемии
Уровень переработки в России, по разным данным, колеблется от 5 до 10%.

Если не дать людям четкое решение для помощи экологии, их привычки не изменить. Наша сеть контейнеров по всей стране — одно из таких решений для людей. Сегодня у нас сеть из 10 тыс. контейнеров в 50 российских городах.

Я буквально чувствую, что нарушаю закон, когда бросаю мусор в одну корзину. Понятно, что не все сразу начнут думать о том, как сортировать отходы у себя дома, но если подобное решение появится, кто-то им точно воспользуется. Так наши экологические винтики и заработают в едином механизме.

О фундаменте для культуры ответственного потребления
Хочется улучшить экологическую обстановку? Создайте инфраструктуру.

Я живу в Санкт-Петербурге, и у меня ощущение, что тут как минимум два разных города: где-то есть все для раздельного сбора мусора, а где-то нет ничего. Сам я везу свои пустые пивные банки и пластик в контейнер вдали от дома, чтобы убедиться, что их перерабатывают, потому что у моего дома попросту нет специального контейнера. Его некуда поставить! Так, конечно, быть не должно.


Фото: из личного архива
По данным «Гринпис», из 147 млн жителей России доступ к инфраструктуре раздельного сбора имеют как минимум 27 212 253 человека (18,5%), проживающих в крупных городах.

Если власти смогут сделать требованием для застройщиков при строительстве нового ЖК установку специального места для сбора мусора, а еще продумают контейнеры для переработки упаковки, самые первые жильцы этого комплекса уже могут стать более экологичными.

Мусор из воздуха: как обеспечить прозрачность утилизации отходов
Конечно, бизнесу или государству нужно играть роль проводника и объяснять людям буквально все. Подходя к контейнеру, человек сразу должен понимать, что и в какой контейнер ему бросать. О таких мелочах тоже нужно думать.

Можно идти и по другому пути, как-то наказывая людей за неправильное обращение со своими бытовыми отходами, но вводить штрафы я считаю неверным. Это станет наказанием для потребителей и просто очередным способом ввести дополнительные налоги. Уровень переработки это не увеличит, углеродный след останется прежним — никакой пользы экологии они не принесут.

О партнерстве и примере для других
Думаю, что пример «Балтики» может быть источником вдохновения для других российских компаний. Все понимают, что трудно начать работу в экологическом направлении и добиться первого успеха. К тому же зачастую это стоит немалых денег. Мой совет: распределите обязанности и ищите партнеров.

У нас есть команда, которая отвечает за всю операционную часть сотрудничества с переработчиками, есть те, кто занимается коммуникациями, а есть те, кто работает с государственными органами. Конечно, я сейчас мыслю глобально и в масштабах корпорации, однако грамотный выбор команды приведет к тому, что все будет работать.

В «зеленом» тренде: как «Балтика» собирает и перерабатывает упаковку
Помимо команды, я верю в своих партнеров. Только сотрудничество между правительством и частным бизнесом может принести результат. Вот почему у нас так много разных партнеров: 69 по всей стране, если быть точным.

До конца 2020 года, по данным «Российского экологического оператора», в России планируется запустить 44 новых предприятия по обращению с бытовыми отходами.

Конечно, нам помогает то, что у «Балтики» хорошая репутация и мы — крупный налогоплательщик. Наши налоговые отчисления в бюджет в прошлом году составили 56,1 млрд руб. Избрав путь самостоятельного исполнения расширенной ответственности производителя, мы уже инвестировали в инфраструктуру по сбору и переработке отходов упаковки более 60 млн руб. Но при этом никто не должен препятствовать независимым инициативам любого производства. Нельзя прийти и заявить, что только наше решение единственно верное. Ключ к более экологичному миру — в разнообразии инициатив.


Фото: из личного архива
Я думаю, что мы можем расширить наше сотрудничество с другими компаниями и, возможно, другие производители тоже в будущем смогут стать нашими партнерами. И тогда мы сможем значительно расшириться вместо того, чтобы пытаться создать один большой и дорогостоящий эко-проект.

О перспективах России в переработке
Люди в мире вышли за рамки понимания эко-инициатив как чего-то несерьезного. О природе уже давно заботятся не только хиппи. Многие осознали, что гораздо приятнее жить в здоровой и чистой окружающей среде.

Да, в России уровень переработки пока что еще низок, но вы встали на верный путь. Нужно быть реалистами и понимать, что достичь уровня переработки как в Бельгии с их 44% за прошлый год — дело не быстрое. Это путь, который требует времени.

Я думаю, что достигнуть уровня переработки европейских стран у России получится в ближайшие лет 20-30, не раньше. Сотрудничая с правительством и бизнесом, мы сможем «прожить» это путешествие в течение следующих десятилетий и однажды перейти к полной системе утилизации.

Как вовлечь бизнес в утилизацию упаковки
К 2030 году Евросоюз должен прийти к таким цифрам: захоранивать только 10% отходов, а 90% перерабатывать. В России к 2024 году нужно будет перерабатывать 36% твердых коммунальных отходов (ТКО).

Хорошей инициативой на этом пути послужит повышение эффективности механизма расширенной ответственности производителей. Я высоко оцениваю его перспективы в России и считаю, что российские компании уже готовы к диалогу между соответствующими органами, другими производителями, розничными продавцами и другими ключевыми заинтересованными сторонами.

Главное, до чего стоит договариваться, это чтобы у компаний был выбор, каким образом эту ответственность реализовывать — самостоятельно ли, объединяясь в ассоциации, и чтобы ставки экосбора росли пропорционально инфраструктуре и учитывали инвестиции бизнеса. Сейчас рынок вторсырья явно не готов обеспечить 100% сбор, если такая норма будет введена, компании столкнутся с очевидными экономическими проблемами.

О пользе социальных акций
Конечно, нам повезло немного больше, чем другим отраслям промышленности, занимающейся продукцией, связанной с упаковкой. Мы используем перерабатываемую упаковку, которую легко утилизировать. Но у социальных проектов в пивной промышленности есть другой крайне важный аспект — ответственное потребление.


Фото: из личного архива
У «Балтики» есть акция, которая призвана уведомить владельцев магазинов о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним. Наши волонтеры информируют продавцов о законодательстве и правилах ответственности, а также обращают внимание продавцов на расширение списка документов, подтверждающих возраст покупателя.

Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению
И я действительно вижу, что в России уровень ответственного потребления алкоголя, например, по сравнению с 2010 годом, действительно вырос. Когда я был здесь лет десять назад, ситуация была совершенно иная.

Это не заслуга одной нашей акции и вообще, я думаю, что ее недостаточно для повышения культуры потребления. Это лишь маленькая часть и нам в этом направлении нужно делать больше: придумывать и запускать новые акции, делать новые, более заметные предупреждения на упаковке и так далее.

О пользе коронавируса для экологии
Конечно, пандемия коронавируса помешала многим экологическим инициативам. Многие предприятия и правительства приостановили работу в этом направлении, чтобы сосредоточиться на борьбе с новой угрозой. Экологическая повестка сейчас, объективно, отодвинута на второй план.

Но я считаю, что есть и другая сторона в этом вопросе: люди стали еще больше осведомлены о глобальных рисках для общества и планеты. Они стали внимательнее к таким вопросам как парниковый эффект и глобальное потепление, им стало интересно как их можно если не решить, то помочь в их решении.

Природа очистилась: влияет ли пандемия на климат на самом деле
И единственный способ помогать — это сотрудничать, объединяться. Никто не борется с коронавирусом в одиночку, верно? Точно также никто не может бороться с изменением климата в одиночку. И поэтому, возможно, осознание необходимости сотрудничества для решения глобальных вызовов — один из положительных уроков, которые мы можем вынести из всей этой неприятной истории.

Когда в следующем году все обязательно более-менее успокоится, мы пригласим партнеров к участию в наших экологических акциях и проектах, зная, что изменить мир к лучшему можно только сообща.

https://trends.rbc.ru/trends/green/5f5f505e9a7947d2cb902c81